Дмитрий Гущенко: "Нужно исправлять ошибки, которые мы натворили в прошлом году"

Гущенко: "Нужно исправлять ошибки, которые натворили в прошлом году"

Старожил футбольного клуба "Витебск" Дмитрий Гущенко пообщался с журналистом sport5.by. 


"Считал, что из "Мясокомбината" обратной дороги в футбол нет"


— Дмитрий, расскажите, как на определённом этапе вашей жизни появился футбол?

— Это произошло случайно. Друг за компанию позвал в секцию. Я в то время был очень скромным парнем, даже застенчивым. Тренер спросил, кто постоит в воротах. Быть на первых ролях – не моё. Я и вызвался, чтобы не мешать никому. Встал в рамку тогда и стою до сих пор. Можно сказать, стал вратарём из-за своей застенчивости.

Продолжил ходить в секцию, прогрессировал понемногу. Дорос до дубля. Но переход во взрослый футбол сложно мне дался. Я сам по себе был щупленьким парнем. В играх со старшими ребятами сразу потерялся. Не заладилось у меня в дубле. Потерял место в составе и около года не играл.

Мне предложили вариант со второй лигой, поиграть за "Мясокомбинат", обрасти мясом, как бы смешно это не звучало. Сначала расстроился. Считал, что это конец карьеры, которая толком ещё и не началась. Думал, во второй лиге профессиональный футбол умирает и мне просто дали возможность "добегать" своё, успокоиться и заняться каким-нибудь более полезным делом. Считал, из "Мясокомбината" обратной дороги в футбол нет. Оказалось, наоборот. Это был полезный опыт. Тренером там работал Сергей Ясинский. Потом он перешёл в мозырскую "Славию" и забрал меня в первую лигу. А после уже родной «Витебск» обратил на меня внимание, предложил вернуться и попробовать себя в первом составе.


— На вратарскую позицию в детстве часто ставят словно в наказание. Все же ребята хотят бегать, забивать. Неужели никогда не хотелось сменить амплуа?

— Был однажды такой момент. Щёлкнуло что-то в голове. Мне в детстве нравился "Манчестер Юнайтед" и, особенно, игра Дэвида Бекхэма. Я пришёл к тренеру и попросил поиграть в поле. Хотел на позицию правого полузащитника. Тренер понял, что затея эта безнадёжная, но не отказал. В товарищеской игре выпустил меня на второй тайм. С первых минут понял, что это не моё (улыбается). Поскольку и убежать ни от кого не мог, и мяч нормально принять не получалось. С каждой минутой краснел всё больше от стыда, мол, куда я полез? После этого карьера полевого игрока закончилась, и больше не помышлял о ней.


— В "Манчестере", к слову, была ситуация, когда вратаря Бартеза Алекс Фергюсон выпустил в качестве полевого.

— Это было интересно. Тогда только зарождался спрос на голкиперов, которые играют ногами не хуже полевых игроков. Это полезный опыт: почувствовать себя в роли распасовщика, анализировать свободные зоны, в целом, увидеть игру глазами полевого игрока.

 

"Эпизод с Виталием Родионовым преследует меня всю жизнь"


— У вас был период в минском «Динамо». Что не получилось там?

— Не получилось в первую очередь из-за психологии. Это был хороший опыт. В любом случае, после "Динамо" я стал сильнее. Это была очень сильная команда с прекрасным набором исполнителей. Каждый день нужно было доказывать свою состоятельность перед Александром Сулимой, Сергеем Игнатовичем, позднее в команде появился Саша Гутор. Можно сказать, что конкуренцию я не выдержал. Но удалось у них перенять многое.

Во второй раз сам принял решение уйти, хотя, ныне покойный, Владимир Иванович Журавель говорил мне оставаться, работать. Убеждал, что в команде мне место есть. Но мне тяжело было просто тренироваться. Я хотел играть.

После ухода прилично потерял в деньгах, но значительно больше приобрёл в профессиональном плане и в плане уверенности в себе. Я выбрал развитие карьеры и перешёл в "Белшину". На тот момент бобруйская команда стремительно падала вниз и ей нужна была помощь. Когда в тебе заинтересован тренер, когда ты понимаешь, что ты нужен команде, это гораздо важнее, чем счёт на банковской карте. Поскольку и деньги не в радость и семье плохо, когда они видят меня в подавленном состоянии.



— В "Динамо", вероятно, с вами произошёл самый неприятный момент в карьере. Довольно страшное столкновение с Виталием Родионовым, после которого футболист очень долго восстанавливался, а на вас ополчились практически все.

— Этот эпизод преследует меня всю жизнь. Уже, конечно, меньше, но я по-прежнему о нём вспоминаю. После этого момента и карьера в «Динамо» у меня пошла немного по-другому. Появилось повышенное негативное внимание ко мне. Я и так психологически не совсем был готов к большому клубу, а тут ещё и эта трагическая случайность. Вся эта шумиха явно не пошла мне на пользу. Очень сильно переживал о том, что нанёс человеку серьёзную травму. Не мог сконцентрироваться тогда на футболе.


Травма Виталия Родионова


— Как-то с Родионовым впоследствии связывались, общались после этого инцидента?

— Я тогда относительно молод был. Хотя мог, конечно, сам принимать решения. Со мной рядом были люди, которые вели меня в футболе. И они мне посоветовали выждать паузу. Сейчас понимаю, что это была моя ошибка.

Позже мы пересекались с Виталием в сборной, когда меня Георгий Петрович [Кондратьев – прим. Sport5.by] вызывал на сборы в Турцию. Больших разговоров у нас не было, но здоровались, общались нормально.

Я очень рад, что этот стык, хоть и выбил его из футбола почти на год, но не поставил крест на карьере. Он эту травму залечил и играл дальше на высоком уровне, а мы не потеряли такую звезду. Тем более мы оба из Витебска, занимались и воспитывались у одного тренера. Владимир Павлович Вайтехович старался из нас не только футболистов делать, но и пытался прививать какие-то человеческие качества. В меня вложил что-то человеческое, и в Виталия, думаю, тоже. Надеюсь, он на меня зла не держит.

А я свои ошибки понял. Главное, что я уяснил для себя — решения в подобных делах нужно принимать лично и не «вестись» на поводу у кого-либо.


 

"До сих пор помню, как Саша Гутор потащил пенальти от Эриксена"


— Упомянутый выше Гутор был основным голкипером белорусской молодёжки, которая сотворила, пожалуй, главную сенсацию в нашем футболе, завоевав бронзу чемпионата Европы. Вы также были участником этой сборной. Поделитесь впечатлениями от турнира.

— Хоть я и косвенно принимал участие, считаю, для меня это была наивысшая точка карьеры. Я окунулся в настоящий европейский футбол, который в последующем, очень редко видел своими глазами. Полные трибуны, повышенное внимание журналистов, куча камер. На игру всегда в костюмчиках приезжали. Пусть я и сидел на скамейке, перед матчами всегда ощущал лёгкий мандраж.

Против белорусов ведь тогда такие звёзды играли! Зоммер, Мата, Алькантара, Альба, Де Хеа. С Давидом до сих пор фото храню. То, как мы играли против звёзд, показывало, что белорусский футбол двигался тогда в правильном направлении. Если бы не надуманные преграды и границы, та наша сборная тогда в полном составе разъехалась по европейским клубам. Очень сильная сборная была и я рад, что находился в ней.

Многое пытался брать от Гутора. Как он уверенно выходил против звёзд! А как Саша потащил пенальти от Кристиана Эриксена, который сейчас в "МЮ" играет! Вспоминаю о тех моментах и до сих пор мурашки по коже. Те короткие мгновения, когда я прочувствовал настоящий европейский футбол, оно со мной останется на всю жизнь.


— Это единственные «вспышки» большого футбола в вашей карьере?

— У меня достаточно скромная карьера. Международного опыта практически нет. Игорь Криушенко как-то вызывал в сборную. Сидел на скамейке, когда белорусы играли со Швецией на «Борисов-Арене». Смотрел со стороны на игроков мирового уровня и получал удовольствие. Один раз с моим родным «Витебском» играли в Лиге Европы. Довольно скромно с финским "КуПСом" сыграли, но это тоже хороший опыт. В Финляндии у них стадиончик был не очень. Искусственное поле, немного болельщиков. Зато дома на нас пришли очень много людей. Антураж был — что надо. Ещё можно вспомнить финал Кубка Беларуси, когда уступили "Шахтёру" в 2019-м году. Остальное — более спокойно и без ярких всплесков.


"Иногда молодёжь необходимо ставить на место"


— Вы в «Витебске» — старожил. Дядькой себя чувствуете в команде?

— Есть такое. Элементарно, с большинством игроков у меня разница в 10-15 лет и больше. С Никитой Вехтевым, например, целых 17 лет! Если молодой футболист приходит за советом, где-то просит помочь, причём, не только в футбольном плане, никогда не отказываю. И я не один такой. В команде есть ещё несколько опытных игроков: Антон Матвеенко, Артём Скитов. Все мы стараемся помогать Александру Павлову. Он только начинает свой тренерский путь. Ему нужны помощники не только среди тренеров, но и среди футболистов.


— Что в основном делаете?

— Как раз стараемся больше работать с молодыми футболистами. Где-то подбодрить, когда что-то не получается, а где-то, наоборот, встряхнуть. Молодёжь сейчас другая пошла. Более современная. Иногда их необходимо ставить на место. Порой поколение гаджетов не всегда понимает, что им в клубе желают только лучшего. На советы могут обижаться и неправильно воспринимать. Плюс, у молодых футболистов очень много советчиков появилось. Это люди, которые находятся околофутбола и, порой, сбивают с толку.



"Если вдруг не станет клуба, элементарно, не будет работы. Какая ещё должна быть мотивация?"


— В начале сезона у "Витебска" был несколько провальный период. Однако, после этого у команды одиннадцать побед кряду. Чем обусловлен этот перелом?

— Очень тонкий вопрос из области психологии. Если посмотреть предсезонку, то её мы провели довольно уверенно. Обыгрывали команды высшей лиги, прямых конкурентов крупно побеждали. Видимо, посчитали, что в сезоне для нас всё будет легко. Всё само придёт к нам в руки. Но, начался чемпионат, и что-то сломалось.

После двух не очень успешных матчей с "Жодино-Южное" и "Нивой", вся наша уверенность испарилась. Начались какие-то шараханья, вопросы в стиле: "А то ли мы делаем, вообще?" Раздевалка начала волноваться. Тренер тоже ещё не настолько опытный, чтобы эти волнения на корню погасить. Казалось бы, делали всё то же, что и на предсезонке, а результата нет. В ворота соперника мячи не залетают, а в наши их буквально засасывало. Это психологически нужно было просто перебороть.

Получилось это сделать в Слониме. Мы там наконец-то забили. До этой игры у нас было меньше всех забитых голов в первой лиге. И это с теми исполнителями, которые у нас есть. После этого «покатило». Даже какие-то спорные моменты, наконец, в нашу пользу решались. Надо дорожить этим хорошим настроением в раздевалке и не менее ответственно готовиться. Как мы уже в начале сезона увидели, всё может очень круто поменяться.


Читайте также: Вайтюховский: "Если не выйдем в элиту, это скажется на жизни клуба"

— В интервью sport5.by руководитель клуба Вайтюховский говорил, что в момент неудач Павлов готов был уйти в отставку. Насколько решение о том, что он останется, повлияло на раздевалку?

— В том, что мы смогли перебороть негативную ситуацию, велика роль тренерского штаба. Александр Валерьевич не стал искать крайних в этих неудачах. Он себя больше всех винил. В один момент он просто пришёл и сказал: «Мы выбрали этот путь, мы считаем, что он единственно верный, поэтому мы и дальше будем по нему идти». И дела пошли.


— Опять же Николай Вайтюховский говорил про то, что невыход клуба в высшую лигу может сказаться на существовании клуба. Для футболистов такие новости — дополнительный груз или мотивация?

— Думаю, для молодых — это дополнительный груз. А вот для опытных футболистов — это мотивация. У всех же есть семьи, дети. Если вдруг не станет клуба, элементарно, не будет и работы. Какая ещё должна быть мотивация?



"Мы хотим вернуть "Витебск" туда, где он должен быть"


— У меня лично в голове не укладывается, как можно позволить в областном центре исчезнуть, не в обиду «Макслайну», главному футбольному клубу этого города? Это тоже самое, как представлять Гомель без "зелёно-белых", Брест — без "Динамо", а Гродно — без "Немана".

— "Витебск" является частью истории одноимённого города. Вероятно, клуб не прекратит существование, но поддержка может осуществляться в значительно меньших количествах. Команда будет решать совсем другие задачи. Такое уже было после вылета в 2011-м году. Три года команда не могла выйти в высшую лигу. Мы не хотим такого сценария, хотим вернуть "Витебск" на его место, туда, где он должен быть с такой инфраструктурой и поддержкой. А его место в высшей лиге. Нужно исправлять ошибки, которые мы натворили в прошлом году.


— Как в команде относятся к появлению в вашем городе ещё одной команды? "Макслайн" — это конкурент не только по первой лиге, но и по зрительскому вниманию?

— Сначала в городе виден был ажиотаж. Возник повышенный интерес болельщиков к команде. Да и заманивал клуб зрителя на трибуны неплохо: в основном едой (смеётся).


— Ничего нового не стали изобретать: хлеба и зрелищ?

— Получается так. Люди в начале сезона даже негодовали: почему «Витебск» играет плохо, а "Макслайн" приехал и стал побеждать. Намного успешнее выглядел в нашем доме. Многие из-за этого были злы на нас и уже готовы были надеть шарфики "Макслайна". Были и такие, которые надели. Но у каждого в шкафу и синий остался (смеётся).

Сейчас всё поменялось. У болельщиков на первом месте стоит результат. Когда мы начали выбираться из вырытой нами же ямы, а "Макслайн" стал пробуксовывать, интерес к ним спал. Всё равно люди вернулись к нам на стадион.


— "Макслайн" можно отнести в список ваших основных конкурентов по первой лиге? Или этот список из других команд?

— Надо всех соперников уважать. Играть-то ещё целый круг. У "Макслайна" амбициозный тренер, который ставит серьёзные задачи. Не стоит их сбрасывать со счетов. На сегодняшний день главные конкуренты — это "Арсенал" и "Локомотив". Хотя, не знаю, что там будет с «Желдортрансом». У них ушёл главный тренер Андрей Горовцов. Может из-за этого и футболисты уйдут, в команде возможны перестройки. Но я бы особо выделил Дзержинск. Команда очень уверенно начала чемпионат. Не думал даже, что закончим первый круг всего в пяти очках отставания от неё. Думал, что между нами пропасть. Одно время в чемпионате было и 13 очков разницы межу нами.


— В Кубке команда поочерёдно обыграла команды высшей лиги: "Энергетик" и "Слуцк". Корректировались ли после этого задачи на этот турнир и были ли они вообще?

— Глобальных задач на Кубок не озвучивалось. Идём от матча к матчу. На каждый задача — выиграть. Получается, наша цель — пройти, как можно дальше. Главная задача на сегодняшний день — выйти высшую лигу.



"Мне нужна эта страсть, эти эмоции"


— Как команда восприняла возвращение Теверова?

— Руслан — свой парень в "Витебске". Проблем с его возвращением никаких нет. Ему не нужно даже вливаться в коллектив. Он играл здесь шесть лет. Свой вклад он точно внесёт, футболист он мастеровитый. И забьёт сам и поможет молодым нападающим. Да и с его приходом мотивация у группы атаки подрастёт. Тот, кто считал, что будет играть в основе всегда, получил серьёзного конкурента. Теперь давайте, доказывайте на его уровне, что вы лучше. Стремитесь в основу. Не словами, а делом доказывайте.


Читайте также: Руслан Теверов: "Не по своей вине упустил варианты остаться в Казахстане"


— Вам уже 35 лет. О завершении не подумывали?

— У меня таких мыслей нет. Всё зависит от футбольного клуба. Если здесь будут считать, что ещё соответствую их уровню и приношу пользу, то я с радостью буду играть дальше. Если же скажут: "Дима, хватит. От тебя помощи уже нет", тогда буду думать. Желание играть в футбол никуда не ушло. Юношеский задор тоже остался.


— Но "Витебск" же — не единственная команда. В подобной ситуации, можно найти себе другой клуб.

— Безусловно, "Витебск" — не единственная команда. Если вдруг такое произойдёт, будем думать. Но, конечно, лучше, чем дома нигде нет. Здесь моя семья, здесь себя ощущаю, как рыба в воде. Не нужно, как некоторым ребятам, идти в гостиницу и смотреть в потолок до следующей тренировки. Я могу отвлечься, погулять с семьёй, поехать на дачу. В Витебске мне максимально комфортно. Получаю удовольствие от работы и от быта.


— Если бы в детстве не случился футбол, то где бы был Дмитрий Гущенко?

— У меня нет других вариантов. Только футбол. Даже не представляю свою жизнь вне его. Мне нужно оставаться в эпицентре игры. Без футбола я не могу дышать. Как бы высокопарно это не звучало.


— В таком случае, можно смело предполагать, что Дмитрий Гущенко в будущем станет тренером?

— Не могу на 100 процентов загадывать, но я хочу остаться в футболе. Мне нужна эта страсть, эти эмоции, нужно выплёскивать куда-то всю свою энергию. Футбол, как по мне, для этого идеально создан.



Поделиться