Басинский: "На олимпиаде стреляли не лучшими патронами"

Игорь Басинский: "На олимпиаде стреляли не лучшими патронами"

Прославленный стрелок отпраздновал юбилей не в национальной команде
Десятки медалей чемпионатов мира, Европы, Олимпиад — самый титулованный белорусский стрелок Игорь Басинский недавно отпраздновал большой юбилей — 60 лет! Знаменитый спортсмен и тренер сегодня посвящен домашним делам и заботам, однако не прочь вспомнить былое и порассуждать о настоящем. Игорь Басинский успешно занимался лёгкой атлетикой, но свою жизнь решил связать со стрельбой пулевой. Почему? Об этом мы спросили юбиляра и, конечно же, узнали, что он думает про рекомендации МОК о допуске белорусов и россиян на международную арену.

— Игорь Михайлович, мы Вас поздравляем от души с большим юбилеем! Вопрос с ходу: чувствуете ли себя на 60?

— Нет, не чувствую! Возраст неважен: в душе я молодой. По ощущениям, мне 33.

— Прекрасный ответ. В немецком городе Зуль в 1986 году вы завоевали 5 золотых медалей чемпионата мира. Можно ли считать, что это ваш любимый зарубежный город?

«
Нет, хотя выступление там было хорошее. Вообще в 1981-м меня взяли на первый чемпионат мира среди взрослых. Мы поехали в Доминиканскую Республику, в Санто-Доминго, я там стал лучшим среди нашей команды, заняв четвёртое место: одного очка не хватило до бронзы. Но тогда мне присвоили звание Мастера спорта международного класса. Летели туда через США. Было интересно. Правда, почти ничего не видели: на одну экскурсию вывезли и всё. Жили в гостинице, автобус возил в тир. Тир, кстати, тогда был открытый, когда начали стрелять финал, пошёл ливень, такой, что мишень не было видно на расстоянии 10 метров, организаторам даже пришлось взять паузу из-за непогоды… У нас тогда тиры закрытые были, поэтому можно сказать, что этот фактор всё же повлиял на результат. А возвращаясь к вопросу, скажу, что много разных городов остались в памяти.

— Во сколько лет пришли в этот вид спорта?

— В тринадцать. Но до этого играл за школу в хоккей. Тогда были детские команды среди домоуправления: я был и в защите, и в нападении, потом за школу. И по лёгкой атлетике участвовал во всех соревнованиях… Поэтому сложиться моя спортивная карьера могла по-другому.

— Вы в такой форме хорошей были?

— Нет, рост был небольшой, но сестра занималась лёгкой атлетикой. Мать работала в три смены, отец — дальнобойщик. Поэтому много времени проводил с сестрой, а она брала меня с собой на тренировки. Отсюда и любовь к лёгкой атлетике… Там тренер была Елена Маслова, и она сказала как-то раз: "Чего ты сидишь просто так? Давай к нам присоединяйся". Я и начал повторять за старшими всё. Потом меня в 20-ю школу в Гродно перевели, где был спортивный класс. Я начал основательно заниматься лёгкой атлетикой, а хоккей отошёл на второй план. Мы выиграли городские соревнования по пионерскому четырёхборью, потом поехали в Гомель — выступили там достойно. Но так как роста не было, понятно было, что профессионалом я не стану. Как-то на тренировку по лёгкой атлетике пришёл наставник по стрельбе — Павлов Николай Петрович. В общем заманил он меня на стрельбу словами: "Хочешь попробовать?" Я согласился и параллельно занимался двумя видами спорта. В стрельбе из пистолета начало получаться, стал ездить на соревнования республиканские для школьников. В 1978-м наша ДЮСШ заключила договор со спортивным комитетом, был такой 7-й СКА. Меня заметили, и поехали мы на Всесоюзную спартакиаду школьников в город Чирчик (это в Узбекистане). Там выиграл соревнования по стрельбе из пистолета пневматического. Так меня включили в сборную СССР по юниорам. В 1979 году выступал на чемпионате Европы во Львове, занял второе место, а командой мы вообще выиграли. В 1980-м уже поехал на чемпионат Европы в Норвегию. Это была моя первая поездка за границу. Там опять выиграл — и пошло-поехало. Жили в Осло тогда, на лыжной базе. Выезжали в столицу — глаза по 5 копеек, голова кружится, под ноги не смотришь. Впечатления, конечно, яркие… А хоккей любил, потому что брат занимался им, кстати. Но в тот момент сестра больше повлияла на меня. Нас трое в семье было. Мама и папа никак со спортом связаны не были.

photo_2023-04-17_13-33-31.jpg

— А когда зарплата появилась? После победы на соревнованиях в Узбекистане, в Чирчике?

— Зарплату мне дали после чемпионата Европы во Львове, солидная была: 120 рублей. Мама тогда со своим трёхсменным графиком зарабатывала девяносто, а мне было 15 лет… То есть для семьи это были большие деньги. Родители гордились. Тогда уже мама и папа начали заставлять меня на тренировки ходить. Я ж юный ещё относительно был: каникулы, все в футбол бегают во дворе, а я должен был сидеть в подвале и стрелять…

— А понимали тогда, что это уже будет ваша работа на всю жизнь?

— Нет, не понимал, это же школа ещё была. А вот после победы на спартакиаде школьников уже тренер меня вылавливал, работал много со мной, и я осознал, что буду заниматься стрельбой профессионально. Я, кстати, тогда особо и не нервничал на соревнованиях. Это важно для стрелка — быть спокойным.

— А почему тогда первая медаль чемпионата мира была только в 1986 году, если результаты появились уже в 1980-м?

— Во-первых, чемпионат мира у нас проходил раз в четыре года. В 80-м я поступил в военное училище. Надо было экзамены сдавать, поэтому в Каракас не поехал. Были в этот периоды золотые медали чемпионата Европы и в Италии, и в Румынии. А в 1984-м перешёл во взрослую категорию и вот так плавно подошёл к чемпионату мира, где и были эти золотые медали. Тогда же рекорд мира и установил.

— А что получили за выступление в Зуле от государства? 5 золотых, 2 серебряные и 1 бронзовая медаль были в активе, а это, объективно, фурор!

«
 Деньги дали хорошие. Почти на все полученные призовые купил машину себе — ЛАДУ-2109. Пять лет она мне служила, потом поменял.
 

— Вы участвовали на Олимпиаде-1988, но в 1992 году уже не поехали. Почему?

— Всё просто: я был вызван на сборы перед играми в Барселоне, готовился, но тут умер отец. Отпросился у главного тренера на похороны… Он мне говорит: "А как же Олимпиада?" А я ему: "Олимпиады у меня ещё будут, а тут последний шанс взглянуть на отца, я должен с ним попрощаться", — и уехал. Похоронил его, вернулся, а там команда была сформирована уже, и плюс после такого стресса они решили меня не брать… Но тут по-другому поступить я не мог. Думаю, вы понимаете.

photo_2023-04-17_13-33-36.jpg

— Понятно. На играх 1996-го в Атланте у вас серебро, потом Сидней — серебро и бронза. Но до золота так и не добрались. Анализировали почему?

— Чуть-чуть не хватило. Первая бронзовая медаль в Сеуле в 1988-м, впервые поехал на главный старт четырёхлетия, я, кстати, там флаг в олимпийской деревне поднимал: достойным посчитали. Речь, повторюсь, про олимпийскую деревню, когда делегация приезжает на игры. Самое обидное на Олимпиадах — это второе и четвёртое место. Все олимпиады запомнились. Жалко, что у нас вид спорта секретный: столько медалей было, а писали о нас мало. Но на это эмоции не тратили, не обращали внимания на этот факт. Хотя чуть-чуть обидно было. Делали своё дело и всё.

— Вы понимали, что Олимпиада в Афинах будет последней в карьере в качестве спортсмена?

— Нет, хотя туда поехал с микротравмой: плечо болело. Спортивный врач — Валерий Иванович Белан — лечил тогда, но чуть не успели восстановиться. Это, кстати, профессиональная травма. Жаль, там медали не получилось. И вот после Греции мы вернулись с Олимпиады, тогда председателем был Мальцев — министр обороны, и мне сказали (по сути, отдал приказ Мальцев), что я возглавлю национальную команду. Я не ожидал: мне был 41 год, ещё стрелять и стрелять, но приказ есть приказ. Начал свою наставническую карьеру: с 2005 по 2022 я в итоге и работал главным тренером.

photo_2023-04-17_13-33-45.jpg

— Получается, всю жизнь отдали стрельбе…. И вы в 2008-м отправляетесь на следующую Олимпиаду уже в качестве тренера. Каково это было?

— Тяжело, ведь раньше отвечал только за себя, а тут — за всю команду. Ответственность увеличилась в разы… Теперь от меня не всё зависело… Самой яркой стала Олимпиада в 2012 году в Лондоне. Сергей Мартынов выиграл тогда золото. А вот Рио и Токио — без медалей. В Бразилии Виталий Бубнович стал пятым, был близко к пьедесталу. И вот тут появился пресловутый вопрос о качестве патронов…. Дело в том, что мы приезжали на соревнования, куда их производители привозили свою продукцию, новые партии. Ведущим спортсменам давали по 200-300 штук, чтобы они попробовали пострелять. Если подходили, они приезжали на следующие соревнования и давали эти же патроны. Нам тоже доставалось, но какая страна отдаст тебе хороший патрон? Своим атлетам лучшее. Мы в итоге сами ездили на эту фирму — подбирали патроны, но выбирать приходилось из "отстрелянных", то есть не из лучших образцов. В основном у нас были английские и немецкие, но это не лучшее, повторюсь, что они производили… На соревнованиях выкладывались по полной, конечно, но на результатах фактор патрона постоянно сказывался… В Токио также медаль не удалось завоевать.

«
 Руководство приняло решение дать дорогу новому тренеру. Им стала Виктория Чайка. А я вот уже и на пенсии получается. Уходить из национальной команды было непросто. Забрал трудовую книжку, подписал обходной и ушёл. Сейчас в условиях международной изоляции результаты откатятся, на мой взгляд. На Олимпиаду в Париж, если нас вдруг допустят, может отобраться Юрий Щербацевич, Вова Чернов. Илья Чергейко может: он много работает, парень с характером, шанс есть. Мария Мартынова в декретном отпуске. Сейчас говорят, что соревнований не хватает, но постоянные турниры тоже не есть хорошо. Порой лучше больше потренироваться, отработать технику. Сейчас в этом плане хорошее время: у каждого есть возможность отточить своё мастерство. А ещё важно чувствовать спортсмена, понимать, что у него внутри. Тем более в пулевой стрельбе: это индивидуальный вид спорта.


  75367f0f46bd70abd4116846d11cd12a.jpg

— Что думаете про рекомендации МОК о допуске белорусов и россиян к международным стартам?

— Допустить нас до стартов, но забрать флаг и гимн, я считаю, неправильно. А ещё не быть связанным с силовыми структурами… Если такие условия делать, то делать одинаковые для всех стран-участниц соревнований! У них тоже 60-70% числятся в армии. Если отстранять, так всех военных тогда. МОК слово дал, потом забрал, когда захотят вновь отстранят и Беларусь, и Россию. Спорт — уже политика, это неправильно, так не должно быть.

— Спасибо за ответ! И в завершении: если бы была возможность в жизни что-нибудь изменить, что сделали бы по-другому?

— Ничего, всё равно пошёл бы в пулевую стрельбу.




Автор: Станислав Липский

Поделиться