Евгений Королёк: "Дважды я носил майку победителя чемпионатов мира"

Евгений Королёк: "Чтобы быть гонщиком, нужно побороть множество страхов"

Большое интервью с самым титулованным из действующих велогонщиков страны

Известный белорусский велогонщик Евгений Королёк совсем ненадолго вернулся в Беларусь. Даже в период отстранения белорусских и российских велосипедистов от международных стартов, практики у наших спортсменов хоть отбавляй. И, как заверяет сам Евгений, конкуренция с российскими велосипедистами ничем не уступает по накалу гонкам континентального уровня. Во время короткой домашней побывки журналист sport5.by пообщался со спортсменом.

Евгений, ты в последнее время нарасхват. В какой момент возникло повышенное внимание СМИ к твоей персоне? Как ты к нему относишься?

— Она пришла после первого моего серьёзного успеха, когда я выиграл этап Кубка мира в Лос-Анджелесе в 2017 году. Мне было всего 19 лет, и сразу такая победа среди взрослых. После этого начались интервью, различные активности. Буквально через полгода после Лос-Анджелеса был триумф на чемпионате Европы среди молодёжи на треке. А дальше победы пошли одна за одной. Сперва всё это внимание ко мне было волнительно. Сейчас воспринимаю, как обыденное дело.


Сейчас ты вернулся из Сочи?

— Да, в Сочи у нас была многодневная гонка на шоссе. Отмечу, в России довольно высокий уровень шоссейных гонок, поскольку там запущен правильный механизм. Регионы поддерживают свою команду. А регионов в Российской Федерации, как мы знаем, много. Соответственно, и команд большое количество. В Сочи, например, участвовало более 200 гонщиков. У каждой команды свои интересы, за счёт этого получается высокая конкуренция, настоящая борьба. Рады, что белорусов приглашают туда. Мы получаем соревновательную практику на высоком уровне.



Ты говоришь, большое представительство было в Сочи. Насколько конкуренция там сравнима с конкуренцией на международных стартах?

— Сложно сравнивать. По средним скоростям она не уступает международным гонкам. На шоссе же есть соревнования разного класса. Есть World Tour, а есть гонки континентального уровня. Наш велосипедный клуб "Минск" континентального уровня. Для людей, далёких от велосипедного спорта, здесь подойдёт сравнение с хоккейной КХЛ. И если сравнивать с другими международными континентальными гонками, сочинская многодневка не уступает им ни по скоростям, ни по остроте борьбы, ни по уровню участников.


Чем сейчас занимаешься, находясь дома?

— Незадолго до выезда в Сочи я переболел гайморитом. Благо, выступил в России достаточно неплохо. На одном этапе удалось одержать победу. В общем зачёте закончил многодневку вторым. Но в целом своим самочувствием остался недоволен. До конца не восстановился.  У меня было три недели для того, чтобы привести себя в порядок, потренироваться и, не буду скрывать этого, выполнить немалый объём работы. Сейчас нахожусь на финишной прямой своей подготовки. 24 мая у меня запланирован выезд на Гран-при Москвы. После этого практически сразу планирую участие в Гран-при Санкт-Петербурга. А дальше пойдут чемпионаты.


У тебя совсем недавно родилась дочь. Повлияло ли это на тренировочный процесс?

— Честно сказать, нет. Я профессионал своего дела, понимаю, как всё работает. Супруга меня во всём поддерживает.


Помогаешь жене с ребёнком?

— Безусловно, всё моё свободное время этому посвящено. Если раньше где-то на рыбалку мог съездить или просто по своим делам, то сейчас только семья.


Совсем недавно Наталья Цилинская рассказывала, что Международный союз велосипедистов выпустил специальный пресс-релиз, касающийся участия белорусов на международной арене. Ознакомился уже с ним?

— Да, немного изучил информацию. Больше негативно отношусь к этому всему. В моём понимании неправильно то, что каждый спортсмен должен индивидуально просить какую-то лицензию для выступлений. Плюс велоспорт у нас — командный вид спорта. Мы заявляемся на гонки вместе. Понятно, что побеждает один человек, остальные пять-шесть работают на этого лидера. А сейчас, как я понимаю, по старинке заявиться не получится. Непонятно, как там выступать. Мне кажется, это неправильно.


«
"В велоспорте многие знают мою фамилию, и после всего этого мне нужно просить лицензию и что-то доказывать"

Ты говоришь "просить лицензию". А должен ли двукратный чемпион мира что-то просить?

— Согласен, не должен. Дважды я носил майку победителя чемпионатов мира, в велоспорте многие знают мою фамилию, и после всего этого мне нужно просить лицензию и что-то доказывать, поддерживаю я что-либо или не поддерживаю? Это как минимум неправильно.



В связи с этим давай ещё раз вспомним эмоции, которые ты испытывал, когда стоял на пьедестале и звучал гимн твоей страны? Сегодня это особенно ценно.

— Когда на самых крупных велоаренах мира поднимается флаг твоей страны и звучит её гимн, испытываешь гордость, которая просто переполняет всего тебя. У любого спортсмена появляется ощущение, что эта победа не только для него, она для всей страны. И это должно быть немаловажной составляющей нормального спортсмена, когда он работает не столько для удовлетворения каких-то личных амбиций, сколько для развития спорта (в данном случае велоспорта) в своей стране. 

Профессиональный велоспорт сопряжён с колоссальными нагрузками. Я, когда думаю о напряжении велогонщиков, всегда вспоминаю ноги Павла Полянски после "Тур де Франс" или словенца Янеза Брайковича после соревнований в Хорватии. Как восстанавливаться после таких тяжелейших стартов?


Ноги Павла Полянски (слева) и Янеза Брайковича

— Чтобы организм нормально восстанавливался, в первую очередь должен соблюдаться режим. Плюс правильное питание. Как бы это ни звучало, еда — это бензин для велосипедиста.

«
"Когда даже после массажа уходишь на прямых ногах, единственное, что тебя может расслабить, — это бокал вина"

Сколько видел твоих интервью, сложилось стойкое ощущение, что ты настоящий фанат ЗОЖ.

— Не на сто процентов. Иногда могу выпить и бокал вина. Ничего в этом зазорного не вижу и не думаю, что это как-то мешает результату. Он даже помогает восстановлению. Особенно после длительных гонок в 150-160 км, когда даже после массажа уходишь на прямых ногах, единственное, что тебя может расслабить, — это бокал вина. Я нисколько не пропагандирую, но это правда жизни.



Опять же про нагрузки. Для людей, которые далеки от спорта, велосипед самый доступный и лёгкий способ держать себя в хорошей форме. Что бы ты, как профессионал, посоветовал таким людям?

— Здесь всё просто: кататься, получать удовольствие, наслаждаться природой, чистым воздухом и пить больше водички. Не рекомендую высокие нагрузки на повышенном пульсе. Потому что зачастую это плохо может сказаться на здоровье. Велосипед — достаточно энергозатратный вид передвижения. Тем не менее даже неподготовленный человек, просто катаясь на велосипеде, сможет сжечь немалое количество калорий, и это пойдёт на пользу и позволит привести себя в порядок.


А что лучше выбрать: горный или шоссейный велосипед?

— Я порекомендую горный велосипед, поскольку с ним меньше проблем в обслуживании. Если брать шоссейный, то в нём большая вероятность закола колеса. Тренировки на шоссейном велосипеде возможны только на ровных дорогах, прыгать с тротуаров на нём не с руки. На горном велосипеде будет меньше поломок, плюс он всепроходимый. На нём можно кататься и по велодорожкам, и по пересечённой местности.


Перейдём к профессиональным велосипедам. Слышал, что у тебя их три?

— Да, первый из них — трековый для гонок на велодроме. Он идёт без тормозов, на одной передаче, какую поставил перед гонкой, на такой и поедешь. Никак её поменять не сможешь. Как правило, на трековых велосипедах спереди на колесе лопасть, на заднем — диск. Лопасть нужна для того, чтобы рассекать завихрения. Чтобы руль не бросало из стороны в сторону. Для гонок на шоссе у меня два велосипеда. Стандартный шоссейный велосипед и велосипед для индивидуальных гонок. В последнем немного другой руль, он более аэродинамический.



Какие модели велосипедов использует двукратный чемпион мира?

— В настоящий момент на треке и для индивидуальных шоссейных гонок я использую велосипед Argon 18 (цена свыше 7 тысяч долларов, – прим. авт.). Для групповых гонок на шоссе – Factor (порядка 5,5 тысяч долларов).


Это всё фирмы иностранные. На волне нескончаемых санкций, не столкнулись ли с нехваткой каких-то составляющих?

— Закупки были, я не заметил каких-то проблем. Велосипедный клуб "Минск" пиобрел немало инвентаря для гонок и на треке, и на шоссе.


Что чаще всего приходит в негодность в профессиональном велосипеде? И что делать, если это произошло на шоссе?

— Самое частое, что может произойти на шоссе, — закол колеса. Исправляться это может по-разному, в зависимости от того, какой выезд: организованный или индивидуальный. Если с командой, то тебя сопровождает "техничка". Колесо быстро меняется, и ты без проблем поехал дальше. Если индивидуальная, то в кармане всегда должен быть маленький насос и лопатки, с помощью которых снимается покрышка. Далее меняется камера. На всё про всё 10-15 минут.

«
"На тренировках после заколов звоню супруге, чтобы она приехала и забрала меня с дороги"


Случалось такое, что при себе ничего не было?

— На тренировках после заколов звоню супруге, чтобы она приехала и забрала меня с дороги (смеётся).



Учитывая огромные скорости и то, что не так уж и редки смертельные ДТП с участием профессионалов, страшно гоняться по шоссе?

— В каждой гонке нужно быть максимально сконцентрированным. Особенно на дороге. Смотреть вперёд, прислушиваться, что происходит позади, максимально придерживаться правой стороны. Прежде, чем повернуть, нужно несколько раз посмотреть по сторонам. Велоспорт довольно жестокий вид спорта. Атлеты падают, на треках либо шоссе, без щитков, наколенников. Единственная защита — шлем. Чтобы быть профессиональным велогонщиком, нужно побороть множество страхов. По-другому нельзя.


Знаю, начинающих хоккеистов в школах практически сразу учат правильно падать. У велосипедистов есть такое?

— Целенаправленно падать не учат. Но мне в школе рассказывали и показывали, как правильно группироваться, когда ты точно понимаешь, что падаешь.


Ещё рассчитываешь на участие в Олимпийских играх в Париже?

— Сложный вопрос. Отбор на ближайшую Олимпиаду уже идёт. Прошло три этапа Кубка мира, чемпионат Европы, в августе будет чемпионат мира. Люди заработали много очков. Если нас здесь и сейчас допускают до соревнований, то нам практически везде нужно брать медали, чтобы отобраться. Плюс довольно неслабая команда русских также захочет попасть на Игры. На сегодняшний день в Париж отобраться будет практически невозможно. Если только не выделят дополнительные квоты для белорусов и россиян.


А в целом после первой для тебя Олимпиады в Токио рассчитываешь ещё показать себя на главных играх четырёхлетия?

— Конечно, рассчитываю. Мне ещё 26 лет, я довольно молод.

«
"В нашем виде спорта соревнуются адекватные люди"

Не сталкивался ли ты с каким-то негативом от иностранных спортсменов в последнее время? Может, писали что-то в соцсетях?

— В нашем виде спорта соревнуются адекватные люди. На треках и шоссе присутствует взаимоуважение, поскольку все понимают, что наш вид — очень травмоопасный, из-за ошибки одного гонщика могут пострадать сразу несколько спортсменов. Понятно, не обходится и без контактной борьбы, но вся она в пределах разумного.



Ты когда-то говорил, что попал в велоспорт благодаря младшему брату Сергею. А сам он остался в спорте?

— Нет, он после того, как я уехал в УОР, на следующий год не попал туда же. Дорос до определённого уровня, а на следующую ступень перейти не смог. Ушёл из спорта. Сейчас работает дальнобойщиком. Не потерялся, ведёт здоровый образ жизни, что меня радует. Как и у меня, в этом году у него родился ребёнок.


Признаюсь, долгое время думал, что известный белорусский гандболист Артём Королёк просто твой однофамилец. Однако выяснилось, что он твой двоюродный брат. Следите за карьерами друг друга?

— Очень плотно мы не общаемся. Порой переписываемся. Последний раз встретились вообще случайно. Я приехал в Гродно и столкнулся с ним в супермаркете. Пообщались долго. Каждый из нас живёт своей жизнью. Понятно, что в детстве разговаривали больше. Следим друг за другом, но тесно не общаемся. 


Автор: Игорь Степанцов

Поделиться