Вторую часть интервью с Александром Глебом sport5.by полностью посвятил белорусскому футболу и его проблемам. Существует много мнений насчет того, "кто виноват?" и "что делать?" в текущей ситуации. Можно найти много причин, но очевидна главная: в нашей стране перестали готовить игроков не то что мирового, а хотя бы даже среднеевропейского уровня! И кто, если не самый заслуженный футболист в новейшей истории, побывавший на самом верху, может рассуждать на эти темы и сравнивать...
— Ты мне как-то говорил, что залог твоего успеха не в исключительном таланте, как все думают. Мол, там и пахоты примерно 50 процентов. До сих пор так считаешь, оглядываясь назад? Ведь очень многие в белорусском футболе полагают, что ты "поцелованный" Богом, а остальные, по сравнению с тобой, — обычные работоспособные футболисты. Встречал ли ты, скажем, за последние 20 лет кого-то более талантливого?
— Можно о своем таланте скромно умолчать (смеется)? Но у нас было очень много способных ребят, и нет смысла измерять степень талантливости и сравнивать. Все же это и от позиции на поле зависит. Самое главное, что потенциально сильные футболисты у нас в стране рождаются, и это бесспорно. Что касается меня, то была ясная цель, мечта с детства. И я пахал! Да, у нас в
то время были дворы: приходил с тренировки и чуть ли не до заката солнца проводил на площадке возле дома. И там был не только футбол. Ловкость, сообразительность мы развивали за счет других игр. Технические элементы я оттачивал именно во дворе.
— Но раз ты один уехал в "Арсенал" и "Барселону", получается, что пахал больше всех?
— Нет, конечно. Посмотри, сколько ребят только моего поколения добились успеха: Калачев, Корниленко, Кутузов, мой брат Слава, Жевнов... Боюсь упустить других футболистов, которые уехали за границу и там неплохо смотрелись. Да, не на мировом, но на высоком уровне. Сейчас такого и близко нет. Возможно, мне больше повезло. Этот фактор тоже играет свою роль. Но поверь, я дошел до "Арсенала" и "Барсы", потому что было огромное желание и работоспособность. Буквально жил этой мечтой: просыпался и засыпал, думая о карьере футболиста.
— Специалисты в нашем футболе вспоминают, что твой брат Слава в детстве был талантливее тебя…
— Первым об этом заговорил детский тренер Валентин Домашевич... Это его субъективное мнение... Хотя Слава выглядел очень хорошо. Но у нас разные задатки. Он очень быстрый, техничный, с ударом — все имел, чтобы стать игроком мирового уровня. Не все получилось. Брат сам много об этом рассказывал. Характера не доставало, все знают об этом. Он много спорил, ругался с тренерами. В ключевые моменты показывал свое "фе". Вспоминаю, что в "Штутгарте" его на руках носили. Только о нем и говорили в восторженных тонах, а другие немецкие школы хотели переманить Славу. Перехвалили, в общем... Брат сам все это понимает прекрасно. Жалко, что он реализовал свой талант на процентов 15.
— Футбол не может не вступить в конфликт со школой. Рано или поздно у подростка встанет серьезный вопрос выбора. Ты в каком классе начал пропускать занятия?
— В шестом. Вообще, схватывал в школе все на лету, но было лень дополнительно заниматься и догонять класс, который в мое отсутствие уже освоил несколько тем. Поэтому очень скоро на первое место поставил футбол и жил им. Но нельзя сказать, что в школу почти не ходил. Когда соревнований и сборов не было, посещал обязательно. Экзамены сдавал в общем порядке.
— Сейчас многие говорят о том, что наш футбол в кризисе, надо что-то менять. Ты, хорошо зная, какой уровень интенсивности в современном спорте, что посоветуешь нынешним руководителям Дома футбола? Где мы особенно отстаем? На исполкомах федерации у тебя будет возможность высказаться…
— Пойми, я рос в другие времена, тогда не было таких соблазнов. Нынешнее поколение отличается от нашего, поэтому не ждите, что я приду и расскажу чудодейственный секрет спасения нашего футбола. Если б я знал... Могу сказать, что игроки сейчас другие. Им не достает самопожертвования ради футбола. И цели нет у многих. Единицы посвящают себя игре
полностью. Вот что может дать одна тренировка в день? По большому счету, ничего. Поэтому нужно дополнительно заниматься, работать над недостатками. В конце концов смотреть по телевизору на игру своих кумиров. Обязательно учиться новым техническим элементам, а не просто набивать мяч... Это мало пригодится.
— Может, Дому футбола пора выйти с инициативами в Министерство спорта и туризма, в Министерство образования, чтобы двухразовые тренировки с определенного возраста ввели законодательно? Новую систему пора выстраивать?
— Не могу так категорично выступать. У меня же нет тренерского образования. Только мнение свое высказываю. И могу заявить, что поля, которые построены в последнее время, должны быть более доступными. Сейчас ведь тоже ситуация непростая. Многие родители за занятия футболом платят по 100-150 рублей в месяц. А если два ребенка в семье? Существенная финансовая нагрузка. Поэтому хотелось бы видеть просто компании ребят, играющих в футбол во дворе или на школьных стадионах.
— Представь ситуацию: приходит к тебе новый председатель АБФФ Николай Шерстнев и говорит: "Саша, ты играл на таком высоком уровне! Посоветуй, что надо изменить в нашем футболе прежде всего?" Ты, наверное, про лимиты ему скажешь?
— Кто бы что ни говорил, я против этих лимитов. Искусственная мера, искусственная конкуренция. Дети с ранних лет должны понимать, что жизнь — это борьба. Постоянная причем. Чтоб характер у них вырабатывался. Раньше нас дворы учили конкурировать, а мы им сейчас должны создать условия для этого. Без нее невозможно чего-то добиться. Не выдерживает, значит, сойдет с дистанции. Все же в жизни выживает сильнейший и самый терпеливый.
— А квалификация наших тренеров достаточная, на твой взгляд?
— Вот снял с языка... Хотел эту проблему в один ряд с лимитами поставить. Нас спасут стажировки зарубежные, командировки и общение со специалистами более высокого уровня. Приглашения иностранцев тоже обязательно для проведения семинаров. Причем на всех уровнях. Мои предложения известны: много раз и много где озвучивались. Ничего глобально нового не предложу.
— Вот мне интересно: ты человек, который играл на самом высоком уровне. Сколько тренеров из Беларуси напрямую или через знакомых обращались, чтобы Александр Глеб им помог изучить, например, как выглядит недельный цикл "Арсенала" или "Штутгарта"? Или "Бирмингема", на худой конец?
— Точно Виктор Михайлович Гончаренко, Александр Ермакович тоже спрашивал. На самом деле единицы…
— Возможно, это и есть ответ на вопрос: почему мы не развиваемся?
— Когда ты приезжаешь куда-то на стажировку, должен понимать, для чего тебе то или иное упражнение? Чтобы не хаотично все применять. А когда просто со стороны посмотришь, то можно слишком хорошо подумать о себе: "Я тоже так тренирую!" К сожалению, наши специалисты не уделяют внимание мелочам. А они во многом определяющие. В какой день недельного цикла нужно давать те или иные упражнения? Какая интенсивность? Тренер должен жить этим, глубоко разбираться в деталях. И только так можно наработать опыт. С поверхностными знаниями ничего не будет. Еще больше скажу: посмотрел, почитал — применил знания. Что-то не подошло на практике — выбросил. И таким образом тренер свою систему подготовки выработает. А если просто слепо скопировать Гвардиолу, то ничего не выйдет. Все же уровень белорусских футболистов гораздо ниже. Если игрок сложившийся и в технике уже не добавит, давайте физические качества развивать. Куча нюансов…
— Сколько раз ты в жизни вел разговоры о том, что футболисты слишком много зарабатывают по сравнению с учителями, врачами и так далее. И, как считаешь, правильно ли это?
— В топовых чемпионатах футболисты действительно много зарабатывают. Но это заслуженно. Клубы добиваются успехов, трибуны стадионов забиты. Окупаемость высокая. У нас ситуация иная. И, я считаю, нужно отталкиваться от результатов, а не от того простого факта, что ты футболист.
— В десятых годах нынешнего столетия были, наверное, самые "жирные" времена по зарплатам в нашем футболе. Тогда получали большие деньги даже те, кто был невысокого уровня. Все это обуславливалось гонкой зарплат, которую устроили клубы. Как думаешь, та ситуация сгубила много молодых спортсменов? Ведь юный игрок получает намного больше, чем родители, и начинает думать, что жизнь удалась. Зачем работать дальше?
— Конечно!
— В нашем футбольном комьюнити это признается повсеместно?
— Знаешь, когда действующего футболиста начнешь попрекать его высокой зарплатой, то он не согласится с тобой. А когда люди, завершившие карьеры, начинают об этом рассуждать, то риторика уже иная. Так что повторю: главной мотивацией в нашем спорте должен быть результат. Хочешь квартиру, машину, отдых за границей — все зависит от того, как ты
выступишь.
— Говорят, ты в Медиалигу российскую собрался. Серьезно?
— Подтверждать не буду, но и опровергать тоже. Вообще, это интересный проект. Популяризация футбола, как ни крути. Вон "Амкал" приезжал недавно в Минск — стадион был забит. И все пришли именно на игру этой команды. Я удивился даже! Времена поменялись. Молодежь сейчас в соцсетях сидит. Она знает этих блогеров лучше, чем игроков национальной сборной.
— Классическому футболу стоит напрячься…
— Да. И задуматься, почему болельщики не ходят. Но ответ на поверхности. Нужно праздник создавать. В Бресте же получалось делать Match day. Просто у нас, чтобы это шоу сделать, нужно пройти столько инстанций, столько кабинетов... Очень тяжело, никто не хочет заморачиваться. Думаю, стоит упростить некоторые процедуры.
— И пиво на трибунах разрешить?
— А почему нет? Дождался болельщик выходного, пришел сам, привел на стадион ребенка. Ну может себе позволить в рамках приличия. А у нас один киоск с хот-догами. Пока очередь выстоишь, так уже первый тайм закончится. Поэтому атмосферой вокруг арен нужно заниматься. Брест же смог, а ведь у них не суперстадион.
— Когда общаетесь в вашей футбольной "тусовке", неужели ничего позитивного не видите? Может, новые таланты хоть подрастают?
— Конечно, хватает талантов. С братом постоянно обсуждаю эту тему: он тренирует в частной футбольной школе. Достаточно быстрых, техничных ребят с пониманием игры. Но у нас на каком-то этапе они растворяются. Слава уже как детский тренер рассуждает, ему хочется кого-то вырастить для большого футбола. Но опять же... Не всегда идут навстречу по
аренде полей. Да и важно как можно больше детей держать в кругу внимания. А то у нас как... Отобрали в 7-8 лет, и все. А ребенок из более слабой команды раскроется позже. Надо, чтоб этих команд было как можно больше. Не стоит ставить крест на детях, которые хотят заниматься. За счет желания они могут подтянуть определенные свои качества.
Вспоминаю, что в "Штутгарте" от ребят до 13-14 лет даже не требовали результата. Им схемы дают позже, только потом отсеивают, давая раскрыться всем.
Первую часть интервью с Александром Глебом читайте здесь: