Интервью Александра Глеба после завершения карьеры

Александр Глеб: "Работаю водителем..."

Первая часть интервью с легендарным футболистом, который шесть раз признавался лучшим в Беларуси

Прошло уже три года, как завершил свою карьеру самый известный белорусский футболист в суверенной истории. Александр Глеб объявил об уходе в 2020 году в возрасте 39 лет, и с тех пор с этой профессией его мало что связывает. В сети встречалась информация об участии в проекте "Торпедо-БелАЗ", а недавно бывший спортсмен вошел в новый состав исполкома Белорусской федерации футбола. На прошлой неделе он приехал на большое интервью в студию sport5.by и поделился тем, как у него обстоят дела после завершения карьеры. Мы разделили беседу на две части: сегодня Александр расскажет о своей новой жизни без сборов и соревнований, а через несколько дней продолжим обсуждать белорусский футбол и его нынешнее положение.

АЛЕКСАНДР ГЛЕБ

Родился 1 мая 1981 года в Минске

Выступал за: БАТЭ, "Штутгарт", "Арсенал", "Барселону", "Бирмингем",
"Крылья Советов", "Коньяспор", "Генчлербирлиги" и "Ислочь".

Победитель Лиги чемпионов, чемпион Испании, обладатель Кубка Испании,
Кубка Интертото и Кубка Английской лиги.

Шестикратный чемпион Беларуси. В составе сборной Беларуси полузащитник
в 80 играх забил 6 мячей.

— Саша, в первую очередь рассказывай, как жизнь? Чем занимаешься? Тебя давно не было в медиапространстве. Недавно вот только по случаю дня рождения вспоминали заезженную тему: как ты в "Барселону" переходил из "Арсенала".

— В целом все хорошо. Концентрируюсь на семье, детях, их увлечениях и потребностях. Недавно вот ездили отдыхать всей семьей. За границей успели соскучиться по родине.

— Как теперь проходит твой обычный день? Водишь ли детей в детсад, ходишь ли по магазинам? Где тебя можно встретить в повседневной жизни?

— Обычный день выглядит так: просыпаемся, завтракаем, затем среднюю дочку Сашку отвожу в детсад. Забрать оттуда — тоже моя обязанность. Еще пытаюсь поставить ее на коньки. Пока сам, тренеров не привлекаю. Ей нравится, поэтому будем нанимать специалистов в дальнейшем. Вообще, пытаюсь ребенка максимально занять: энергии много, а девать некуда. Стараемся, чтобы к вечеру уставала (смеется).

4UOSSVJieEQj3eUr.jpg


— Представляю картину: приводишь дочку в детсад, а там воспитательница с подозрением спрашивает: "Александр, а вы оплатили питание своему ребенку за май?" Такие мелочи тоже на тебе?

— Нет, всеми бытовыми делами супруга занимается. Мои функции в вопросе с детсадом простые: отвези-привези…

— В магазины сам ходишь? Знаешь, сколько молоко и хлеб стоят? Может, в общественной бане тебя по субботам легко встретить?

— Нет, в общественные бани не хожу. А в магазин — конечно! Что тут такого? Дали список и полетел затариваться. Не знаю, сколько стоит хлеб, но в отделах гипермаркетов хорошо ориентируюсь.

— Очень много говорят о том, что известным спортсменам тяжело дается переход из спорта в обычную жизнь. Остаются без денег, без славы. Наверное, ты один из немногих наших атлетов, которые в полной мере соответствуют термину "звезда". Хоть Олимпийские игры не выигрывал, но благодаря футболу всем известен. А многие иностранцы, кроме тебя, ничего о Беларуси вообще не знают. Каково это — быть без профессионального футбола?

«
 Очень спокойно и органично все получилось. Помню, когда еще в расцвете сил был, ребята возрастные из сборной рассказывали много о завершении карьеры. Кто-то в депрессию впадает от того, что не может себя найти в другой жизни. Я задумывался об этом часто, рад, что ушел из футбола гармонично. Семья не дает мне скучать и переживать о какой-то недосказанности. У меня были и взлеты, и падения. Это связано с моими личными ошибками, некого винить, кроме самого себя. Благодарен каждому, кто помог в карьере. Сейчас я спокоен и счастлив.
 

bznt2ps90sghcml064i1p2h936f2hgbj.jpg


— По твоим наблюдениям, какой процент футболистов после завершения карьеры находится в депрессии?

— Знаешь, в общении со своим немецким другом поднимал эту тему. Он рассказал, что в Германии проводили исследование и выяснили, что более 50 процентов игроков, повесив бутсы на гвоздь, банкротятся и не могут себя найти. И лишь половина уходит в бизнес или остается в футболе. Статистика не очень, конечно…

— Но тебе и здесь повезло…

— Возможно, потому что за эти годы за границей соскучился по Беларуси. Здесь друзья, родители, близкие люди. Поэтому и принял решение вернуться и жить на родине.

— Полагаю, что депрессия у известных футболистов возникает не на пустом месте. Во время карьеры за вас ведь все делали: билеты бронировали, стирали, убирали. А вы только формировали свое "эго". На протяжении нескольких десятков лет тебе и твоим партнерам из "Барсы", "Реала" и других клубов поскромнее твердили, что вы лучшие, особенные. И многие футболисты думают, что так будет всегда... А когда приходит время, к примеру, самому в магазин за кефиром сходить, то люди теряются…

 

«
 Нет, ты преувеличиваешь. Думаешь, в мое время кто-то за кефиром ходил для нас и мы были неприспособленными? Нет, конечно! И никто нас до небес не возносил. Мы же не в сборной Англии играли. Скажу за себя: не люблю излишнее внимание. Поэтому у меня нет такой проблемы вообще.

Другое дело, что, когда в футбол играл, был четкий распорядок дня: сон, завтрак, тренировка, обед, вторая тренировка... Можно было на год вперед все распланировать. А сейчас по-другому. Нет спешки. Главное — иметь занятие по душе.

— Давай поговорим о твоем бывшем партнере по "Барселоне". Все мы читаем о крутом повороте в карьере Данни Алвеша. Человеку 40 лет, упекли за решетку и обвиняют в изнасиловании... Мог он такое натворить?

— Он звезда. До сих пор самый титулованный футболист в истории. Знаю его как хорошего человека. У нас были теплые приятельские отношения в "Барсе". Он веселый человек, но на поле всегда оставался мобильным и злющим! Выделялся своим лошадиным здоровьем. А по этой ситуации... Знаю, что периодически происходят так называемые "подставы". Не хочу верить, что он это сделал.

Aleksandr_Gleb_4.jpg


— Еще одного твоего одноклубника Лионеля Месси ПСЖ недавно отстранил от тренировок на две недели за то, что тот самовольно покинул расположение команды. В "Барсе" Лео тоже был своенравным парнем?

Месси — это Месси. Не буду комментировать ситуацию, потому что не знаю нюансов. Но он величайший футболист. У нас в раздевалке Лео был скромным парнем, который концентрировался на игре. Совсем неэмоциональный, не кричал. Просто выходил и красиво выполнял свою задачу.

— Представим ситуацию: команда "горит" после первого тайма, и Месси начинает "пихать" в раздевалке условному Хави или Пюйолю...

— Никогда такого не было. Он заходил и 15 минут отдыхал, концентрировался. Да и вообще там никто особо не кричал. Наоборот, подбадривали. Мотивационные речи звучали в основном.

de-1200.jpg

— В Беларуси по-другому?

— Нет, примерно также. Только Анатолий Анатольевич (Капский — прим.авт.) в БАТЭ когда заходил, все замолкали и слушали. И все — полетели на второй тайм.

— Футбол смотришь по телевизору? А, может быть, вообще на стадионе? Или наелся уже, следишь только за теми, с кем играл?

— Есть такое. Только значимые матчи смотрю. "Арсенал" — "Манчестер Сити", например. Игры чемпионата мира со стадии полуфинала. Белорусские тоже не пропускаю.

— Удивляют твои ровесники-долгожители?

Фабрегас. В Италии играет. Говорит, что до сих пор получает удовольствие. Параллельно на курсах учится тренерских. Мы на связи с ним. 4 мая у него день рождения был, кстати.

— "Подтравливаешь" его, мол, зачем ты до сих пор играешь — колени скоро сотрутся?

— Нет-нет. Понимаешь, когда человеку нравится, пусть занимается. Это ему в удовольствие. Тем более он определенный уровень держит. Мы же живем для того, чтобы заниматься любимым делом.

20200615081858.jpg


— Как-то еще во время карьеры ты рассказывал, что по ее окончании видишь себя спортивным директором. И вот читаю, что ты на тренера пошел учиться. Хочешь попробовать это ремесло все-таки?

— Мы с Игорем Рожковым знакомы с детства, за сборные играли. И вот решили поехать на учебу в Киев. Оставалось до получения категории А и В где-то полтора месяца, но нам не позволили продолжить учебу.

— И что собираешься делать?

— Понимаешь, у нас нельзя сразу одним махом пройти курсы А и В. Только шаг за шагом. Курс, год практики, потом следующий этап... Вообще я пошел учиться, потому что хотел попробовать себя в этом деле и посмотреть: "зацепит" оно меня или нет? Категорично заявлять не стану пока, вдруг еще появится возможность перевестись и здесь, в Минске, уже получить тренерское образование.

— Знаю, что у тебя на деньги, заработанные во время карьеры, развиваются сразу несколько бизнесов. Как они переживали и переживают период турбулентности? Можешь подробнее рассказать об этом?

— Конечно, сложнее стало. Но не вешаем нос, продолжаем работать в новых условиях, нацелены на успех.

717759f2-210a-4e73-b761-2a86d9e21e19.png


— Твои бизнесы позволяют сохранять прежний уровень жизни? Ведь многим игрокам приходится экономить после ухода из профессионального футбола.

«
А я особо и не транжирил деньги, когда играл. Всегда знал им цену и четко понимал, сколько сил, крови, пота потратил. Так что какого-то финансового перепада не почувствовал.

— Не так много в спорте людей, которые преуспевали и после завершения карьеры…

— Всегда есть хорошие примеры в этом отношении. В том числе и в Беларуси.

— В Западной Европе встречал, чтобы руководители возглавляли спортивные организации, не имея при этом бэкграунда в каком-то конкретном виде спорта?

 — Специально не отслеживал это... Но вот Чеферин из УЕФА — футболист?

 — Нет. Юрист.

 — Ну вот.

20200421123907.jpg

 — Что думаешь о нынешней ситуации в международном спорте? Когда все это закончится? Какие мнения Западной Европы слышишь по геополитической ситуации?

 — Стараемся эту тему не затрагивать. Потому что повлиять на нее никто из нас не может. Так случилось, что спорт сделали политикой. Им манипулируют. В принципе, любая сфера сейчас политизирована. Не знаю, когда все это закончится. Думаю, те же международные федерации не заинтересованы в отстранениях. Но ведь и на них давление большое.

— Знакомые европейцы часто задают вопросы о текущей ситуации в Беларуси и вокруг нее?

— Круг общения у меня за последние годы не поменялся. Иногда спрашивают, конечно, и вижу, что объективной картины у них нет. Там же своя подача новостей, поэтому все объяснимо.

— Какие планы у тебя на жизнь? На ее вторую половину. Как футболист, несомненно, состоялся. Но рано еще жить воспоминаниями, мне кажется... Цели есть?

— Бизнес работает. Огромное внимание уделяю семье. Буду востребован в футболе — подключусь. Напрашиваться не стану. Если совет или мнение мое понадобится, я человек открытый. Мне важно работать в команде с людьми одной философии. Хочется что-то развивать и менять в лучшую сторону, потому что наш футбол в упадке. И никто не знает, куда он будет двигаться дальше.

IMG_6751.JPG

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ ГЛЕБОМ

Автор: Николай Стуло

Поделиться