Сергей Баланович: "Если любой клуб ковырнуть, что-то найдут"

Сергей Баланович: "Если любой клуб ковырнуть, что-то найдут"

Вторая часть интервью с футболистом "Макслайна", посвященная общим тенденциям нашего футбола

Сергей Баланович в белорусском футболе уже давно. В недавнем интервью sport5.by футболист "Макслайна" рассказывал о проблемах команды в этом сезоне. Вашему вниманию вторая часть разговора, которая была посвящена общим тенденциям белорусского футбола.

Я слышал историю про тренера в Солигорске, который рассказывал, как его футболисты обгоняли на огромной скорости по дороге на тренировку.

Может, это из новейшей истории. Мне было 20 лет, когда я только пришел в Солигорск. Вергейчик тоже рассказывал байки: "Еду я на круиз-контроле, 90 км/ч, а тут меня какой-то игрок со скоростью 150 км/ч обгоняет". Это ещё со всех времен. Только тогда дорога была похуже, сейчас сделали две полосы. За час можно спокойно доехать. Вернидуб и Григорчук сразу запрещали нам ездить на машинах, только централизованно с автобусом. Но не сказать Гутору или Политевичу, чтобы они сидели на базе и не ехали домой. Сложный вопрос.

Давай про "Шахтер" несколько слов. Как ты встретил эту ситуацию, ожидал ли ты, что все так пойдет или это был шок?

Шоком это не было. Я никаких расследований не проводил, просто читал информацию. Какие фамилии фигурируют, какие заседания, ничего не читал. Новость вышла, обсудил, многие говорили: "Ну, ты же был в "Шахтере", какие эмоции у тебя это вызвало?" Никакие. Было дело, значит, было. Раскрутили, захотели. Если любой клуб ковырнуть, что-нибудь интересненькое найдут.


Из тех людей, с которыми ты работал в Солигорске, остался кто-нибудь?

— Да, и много. У меня даже не было мыслей написать и спросить. Да, отношения остались хорошие, но это такое дело, может, правду ты так и не узнаешь. Когда дело доходит до тюремных сроков, то тут особо и не расскажешь.

— Знакомые из других команд есть?

Ни одного нет. Только из "Белшины" Юра Воловик у нас в команде рассказал, что собирается оплатить штраф и играть дальше в футбол.

Я думаю, что Корзун и Гордейчук тоже заплатят штрафы. Много кто говорил, что если что, соберем деньги.

То же самое и с Мишей Гордейчуком. Но это нужно узнавать у людей, которые все это делают.

Получается, пострадали не только игроки, но и тренеры, причем уважаемые. Анатолий Иванович Юревич отстранён на пять лет.

— Да, которого хотели сделать тренером всея Беларуси. Это и есть – уровень белорусского футбола. "Энергетик" занял второе место, и сразу человека делают таким, как будто он больше всех разбирается в белорусском футболе. Хотят сделать его главным среди всех тренеров и чтобы по его философии работали все клубы всех лиг. Это ведь так не делается. А в итоге оказывается, что самый плохой человек белорусского футбола – это и есть он. Тут можно рассказать все, что хочешь, но лучше оставить без комментариев. Потому что очень смешная ситуация вышла. Ходили слухи, что Юревич хотел сделать в высшей лиге и в первой лиге лимит до 27 лет. Те, кто старше 27 лет, – уезжайте из Беларуси или играйте во второй лиге. Полностью лимит на всех футболистов. Не знаю, правда или слухи, но даже не понимаю, как это комментировать.


В "Энергетике" недавно еще и Родненка сняли.

Есть пословица: дыма без огня не бывает. Значит, что-то где-то есть. "Энергетик" заметно поплыл в этом сезоне, молодежь другая, надо готовить.

Может, им и нужно в первую лигу?

Мне все равно, где они будут. У меня нет ни симпатии к клубу, ничего. Сам с этими людьми не общался, кто в руководстве. Да и философию такую не поддерживаю. Тренировки двухразовые с 15 декабря, пацаны спят на лавочках между тренировками. В общем, выживает сильнейший. А потом говорят: "Ой, как хорошо, что второе место". А кто из них будет футболистом еще через 10-15 лет? У них в 25 лет будут все болезни. Это сейчас молодой организм и все справляются.

Может, выжимают максимум, пока молодые?

Для футболиста это как? Выжимают – это, значит, получают какую-то выгоду. Какое там будет развитие? Кто ушел из "Энергетика" и показал реально хороший уровень. Шкурин? Его взял ЦСКА, а сейчас по клубам бегает. Рылач ещё. Свирепа. Свирепа даже в Минске сейчас не играет. Потому что все говорят, что только сумасшедшая система строит футболистов. А как по мне, система – это когда ты растишь футболиста, а потом продаешь. И он играет на хорошем уровне в других клубах, а не когда потом сдувается, хотя показывал неплохие результаты.

— Как Абдихоликов, например. Вряд ли сейчас 30 голов забьет.

— А Яшхибоев? Пришёл к нам в "Шахтёр", чуть-чуть поковырялся, потом уехал за границу и всё. И где он сейчас? Здесь и сейчас они играют по этой схеме.

— Поговорим про чемпионат. Вроде недавно начали, а уже сыграно десять туров, даже больше. Кто тебя шокировал, а кто понравился больше?

Будет стыдно сказать, что я не смотрю высшую лигу, только обзоры и результаты? По результатам шокировал "Шахтер", минус 13 очков. Как так вообще вышло?) Все шутят, что играли с будущим чемпионом против "Динамо-Минск". Родненок сказал. Похоже, что так и будет. Не видно в игре БАТЭ, что они могут добавить, разве что летом произойдет что-нибудь грандиозное. Структурно, "Динамо" сейчас — самая сильная команда. Не в плане четкости и рисунка игры, а в плане набора очков. Жодино очень нравится тем, что мало пропускают и забивают своё. В прошлом году Молоша хейтили, чуть ли не выгонять хотели. Надо понимать, что команда не за один год строится. Есть какая-то своя философия у тренерского штаба, они готовят своих футболистов.


  Я лично говорил Дмитрию Васильевичу: "В прошлом году от вас ожидали минимум третье место. Сейчас особо ожиданий не было, и в итоге команда хорошо смотрится".

  Здесь очень важна психология. Если можно говорить про "Макслайн", в прошлом году от нас никто ничего не ждал, а мы вырвались. А сейчас все от нас ждут, а команда психологически в упадке.

 — Поговорим о молодости. Твой первый приход в "Шахтёр" из Пинска, далёкий 2008 год, тебе 20 лет. Ты рассказывал ещё, как штукатурка с потолка осыпалась, а сейчас у молодых есть всё, что они захотят. Но действительно ли это влияет на закалку?

— Сложный вопрос. Это зависит от каждого молодого, от воспитания, какая у него семья, что ему говорили. Я общался на подкасте с Георгием Петровичем Кондратьевым. Оказывается, что один известный белорусский агент, бывший футболист, по фамилии Хлебосолов, рассказывал, что, когда слушал подкаст, чуть ли не плакал, потому что для молодых сейчас якобы ничего не создаётся, плакал от того, что мы не разбираемся в белорусском футболе

— Ваш пример. Сильнейший состав "Шахтёра" — это какой примерно год? В этой команде было много городских ребят?

— Мы все жили в Солигорске, но прям городских не было. В основном — все наши выходцы. А сейчас есть определённая селекционная ветка. Приглашали футболистов, у которых всё есть, давали им большие деньги и хотели результат. Да, они сделали даже три чемпионства, но в Лиге чемпионов это не дало результат. И из Украины тренеров приглашали. Не могу сказать, это хорошо или плохо, но "Шахтёр" так попробовал, по-другому ничего не получалось.

— Вернидуб ушел из "Шахтёра". Потом работал в "Шерифе". Результат вышел хороший. Ташуев ушел из "Шахтёра". Сейчас в "Ахмате", результат тоже неплохой. Значит, что тренеры были действительно хорошие?

— Я могу говорить про Ташуева только плюсы. У него хорошо идёт тренировочный процесс, максимальный прессинг. Команда всегда была физически готова. Мне нравилось так играть. Всегда много движения, никаких нудных перестановок. Но не было результата. Именно при нём мы не стали чемпионами, только кубок выиграли. У него сейчас всё хорошо в "Ахмате".


— Из тех ребят, с которыми ты играл в Солигорске (Клименко, Мартинович, Никофоренко) практически все тренируют. Это связано с тем, что в своё время вы восхищались своими тренерами и решили ещё тогда, что тоже хотите тренировать или просто совпадение?

— Я думаю, что это просто совпадение. Лично я никогда не представлял Никофоренко тренером, да и Мишу Мартиновича, и Клименко тоже, но они ими стали. Тут человек сам определяет, когда у него заканчивается карьера. Есть ли у него возможности уйти в мир нефутбольный или ему хочется попробовать себя тренером, получить лицензию, и он чувствует, что ему это нравится. Это просто стечение обстоятельств, здесь каждый выбирает сам. Я вот до сих пор не знаю.

— Хочешь ли ты быть тренером?

— Хочу ли я быть тренером? С этой молодёжью, которая играет в первой лиге? Ответить сложно. Но я знаю точно: если бы я был на месте Кулебина, я был бы с молодёжью строже.

— Поговорим про сборную, про последние игры. Проиграли Швейцарии и Румынии. Когда я был на вашем подкасте, слушал, как общается Георгий Петрович, все было по делу. Но тогда в чём проблема, если не в Георгие Петровиче?

— В общем уровне футболистов. Что вообще творится у нас в футболе. Странные вещи происходят в Федерации футбола. Открыли дело "Шахтёра"Делается всё, кроме достижения какого- либо результата. Вот сделали Академию футбола. Были разные программы: голландская, немецкая, французская, испанская. Но ни одного ответа, что делать и как быть — мы не найдём. Образно говоря, приезжают футболисты на домашнюю игру то в Венгрию, то в Сербию. Я не думаю, что футболисты, которые выходят на поле, "абыякава"относятся к игре. Сборная — это всё равно твой престиж. Других же футболистов нет.

— Некоторые футболисты не едут, из-за того, что им не могут дозвониться.

— Тебе 60 лет, ты звонишь 22-летнему пацану, не можешь дозвониться, а потом он через кого-то передаёт, что я в сборную не приеду. Надо у Виталика Лисаковича спрашивать, почему он не едет в сборную, братьев ведь вызывают.

Мы вместе играли в "Шахтёре", когда его карьера пошла вверх. Если бы не сломался Шандагоридзе, Рехвиашвили ставил бы его до конца карьеры в состав. А так Виталик принес нам все очки и вытащил из ямы.

К каждому нужен подход. Но нужен ли подход к национальной сборной — это вопрос. В клубе — определённо нужен. Тренер приглашает, они видятся 6-7 дней, тут уже работает психология. Ну, если человек правда не хочет ездить в сборную, то на поле он тоже не поможет, как бы сильно он не играл. А умолять Георгий Петрович не будет. Он часто говорил о том, что лучше у него в команде будет играть мотивированный Бахар (тут не в обиду Ване), чем немотированный Лисакович.

Пример тому — Шандагоридзе сломался, а Виталик начал играть. А до этого Рехвиашвили выгонял его всеми метлами из клуба, мол, тебя тут не будет, ты вообще никто. А потом человек карьеру сделал. Каждый футболист имеет свою историю.

— Как ты думаешь, сам Георгий Петрович не устал работать с этим, может, ему уже хватило работы?

— Он очень сильно любит футбол. Атмосфера, которая вокруг, давит на него. Поэтому и долго нет результата. Почему так происходит, я не знаю ответа.


— Георгий Петрович добился больших результатов в работе с молодёжью, может, ему нужно отдать свою работу и снова взять молодёжь?

— Это один из вариантов, но, если придёт другой тренер, я не думаю, что будет результат. Можем это просто обсудить, а как Георгий Петрович на это смотрит, мы без понятия. У человека такой опыт, я даже не имею права рекомендовать ему что-то. Я часто его вижу, мы всегда здороваемся, он расспрашивает про первую лигу, следит за ней максимально.

— Тебе в августе будет 36 лет. Некоторые уже заканчивают в этом возрасте, а на сколько лет ещё ты чувствуешь в себе силу?

— Я не могу ответить на этот вопрос. Если бы не "Макслайн", я бы уже давно закончил. До смски от Иваненко у меня не было конкретных предложений из Минска. Если у меня будет такая же форма, как и сейчас, то в "Макслайне" я могу свободно играть ещё до 40 лет. С каждым годом после игр на таких искусственных полях очень тяжело восстанавливаться.

— Ты сказал, что не было предложений из Минска. А если бы не Минск предложили, ты бы не согласился?

— "Гомелю", например, я был не нужен. С Игорем Николаевичем Криушенко общались, он сказал, что в защите все вопросы закрыты. С "Брестом" я общался перед этим сезоном, когда ещё было непонятно с "Макслайном". Общался с некоторыми клубами в Минске, но многие говорят, мол, я опытный, но сейчас в приоритете молодёжь.

— Странно, что в "Бресте" говорят, что укомплектован состав. К защите есть огромные вопросы.

— Ну, Игорь Николаевич тогда же не знал, что будет. Он верил в ребят, которые там были. Я и Капскому писал, что могу помочь БАТЭ. Это было где-то год назад, перед "Макслайном". И в Жодино я звонил, там мой хороший друг Юра Коломыц работает ассистентом, сказали, что есть другие кандидаты. В "Энергетик" только я не звонил, мне неинтересен этот проект по футбольным качествам, смысла не было, там самому старшему игроку — 22 года, а мне тогда 34 было. Многие люди считали, что под вышку я не потяну — это бред полный, потому что уровень вышки и первой лиги не такой уж и разный.


— Рассматривал ли ты команды, из подвала турнирной таблицы высшей лиги?

— Вот только "Нафтан" предлагал мне свои услуги. Звонил помощник Геращенко ещё на тот момент.

А Юрий Иосифович ничего не предлагал?

— Нет.

— Обиделся ли ты?

— Я абсолютно не обиделся, потому что я бы не поехал. Жить в Новополоцке, когда у тебя есть трое детей — это не очень. Там нет таких условий, за которыми нужно было бы ехать. 

Автор: Андрей Григорьянц

Поделиться