Лидер рейтинга WTA белорусская теннисистка Арина Соболенко рассказала, какой период в карьере был худшим и как кардинально изменился её настрой на матчи.
— Перфекционизм может навредить. Почему в начале карьеры у меня были эмоциональные сбои, назовём их так (улыбается), психозы простым языком или неудачи, потому что ты всегда стремишься к перфекционизму, и, когда что-то идёт неидеально, думаешь, что всё, конец света. С годами понимаешь, что можно чувствовать себя ужасно, при этом выиграть матч и показать хороший теннис. Твоё состояние в данный момент не значит победу или поражение.
— Сейчас, выходя на корт, ты закладываешь ожидания, что выходишь побеждать, или стараешься выходить нейтрально, без ожиданий?
— У меня в голове чёткое понятие, знаю, на что способна. Знаю свои сильные стороны, слабых нет (смеётся). Иду туда, знаю, что могу, но говорю себе, что мне нужно сделать и к чему быть готовой. Если матч не складывается, нет такого, как в юношестве, что всё, конец, жизнь кончилась. Если это не работает, то идём ва-банк. Мне мешает, если выхожу и думаю: "Я выиграю, самая сильная".
Мне больше помогает знать, через что я прошла, что я сильная, и что смогу справиться с любыми моментами, которые могут идти не так в матче. Я выхожу и знаю, что единственное, что могу контролировать, это то, что буду бороться и буду пользоваться всеми возможными вариантами, чтобы получить победу. Ты надеешься на лучшее, но и готова к худшему. Эта ментальность помогает включаться, когда надо. А когда я иду туда [со словами]: "Всё идёт как надо, сейчас выиграю", тогда и случаются психозы.
2022-й — это худший период в моей жизни. Тогда это еще все навалилось на эту ситуацию в мире... Помимо хейта из-за того, что я подать не могу, так еще и из-за ситуации [в Украине] наваливается еще больше хейта. За что?.. Я жила в таком... И это было ужасно. Не знаю, как я тогда не вылетела из десятки. И я еще умудрялась как-то, блин, не уйти в депрессию, что ли.
Я просто думала: "Окей, попробуем что-то новое". И мы вот так искали, искали, искали. В какой-то момент я просто, ну, наверное, я хотела быть этим здравым человеком. Подумала: блин, наверное, просто мне нужно уйти. Ну, наверное, время пришло. Такая судьба.
И в какой-то момент Джейсон, мой фитнес-тренер, вспомнил про биомеханика: "Блин, мы же не пробовали еще биомеханика". А я настолько была отчаянна, чтобы сделать все что угодно. Мы наняли биомеханика, и мне колоссально поменяли подачу.
— Это там, где датчики клеят?
— Нет, без датчиков. Просто это, грубо говоря, техника, как использовать свое тело с наименьшей затратой сил. Все равно же есть там физика-нефизика, чтобы этот мяч все-таки направить в этот квадратик через сетку.
Как бы все просто. Да еще и эти критики, вся эта ненависть... Мне было стыдно выходить на матчи, честно. Мне было так стыдно! Я думала: боже, люди, просто, пожалуйста, не покупайте билеты на этот матч, потому что это будет борьба непонятно с чем на тот момент.
Но я благодарна за это время, честно. Я прошла через это испытание. Я благодарна, потому что это просто сделало меня реально сильнее, потому что мне приходилось бороться без подачи. То, что в теннисе в принципе для многих игроков конец. Многие, наверное, сдавались бы раньше.
Я после этого действительно стала настолько сильной, что наконец-то научилась справляться без нервоза и психоза. Когда я уже нормализовала свою подачу и меня "брейковали", я вообще шла такая: "Ну ладно, я полтора года и не из таких передряг выбирались. Все нормально".
Сейчас всем всегда твержу, что когда вы хотите сдаться, то это тот момент, когда вы реально можете просто сделать шаг — и пройти вот это все, с чем вы боретесь в жизни, с гордо поднятой головой.
— Что Антон Дубров тебе в этот момент говорил?
— Он хотел сдаться. Подошел и сказал, что ничем не может помочь: "Я тебе не нужен". Я была в шоке, но тут же поняла, что он тоже человек и мне его тоже нужно поддержать: "Нет, Антон, это не в тебе проблема. Мы все возможное делаем. Это со мной [проблема], мне нужно это решить".
Я просто понимала, что мне нужно его поддержать в тот момент, потому что, ну, он тоже человек. Он тоже был готов сдаться. Он тоже пытался смотреть на вещи здраво, чтобы я кого-то нового наняла, того, кто мне помог бы. Я ему говорю: "Нет, в тебе все хорошо. Это все я".
И вот я его поддержала, он меня поддержал. Мы вместе через это прошли с гордо поднятой головой. Нас обоих и всю команду сделало это сильнее, — сказала Соболенко в видео на YouTube-канале Александра Соколовского.
Напомним, белорусская теннисистка Арина Соболенко получила самую большую сумму призовых в истории WTA за сезон. Спортсменка за прошедший сезон заработала $ 15 008 519. Тем самым Соболенко побила рекорд по сумме призовых за сезон, который ранее принадлежал американской теннисистке Серене Уильямс. В 2013 году американка заработала $ 12 385 572.