Вице-президент Федерации тенниса России Анастасия Мыскина на минувших выходных посетила турнир в Минске, посвященный Дню единения народов Беларуси и России. Экс-вторая ракетка мира провела мастер-класс для начинающих теннисистов, а также ответила на вопросы sport5.by о современном теннисе, Мирре Андреевой и Арине Соболенко.
— Поделитесь своими впечатлениями от Минска, от турнира. Насколько понравилось здесь?
— К сожалению, не много успела увидеть в этот раз. Но, когда ехала из аэропорта во Дворец, поймала себя на мысли, насколько чисто и аккуратно здесь. Мне очень понравилось. Люблю мастер-классы с детьми, рада, что их организовывают. У ребят в глазах есть некий огонь, жизнь, с удовольствием занимаются, это очень клево.
— У вас есть белорусские корни, насколько я знаю.
— Да, просто не так часто об этом рассказываю. У меня бабушка из Минска, в детстве тут часто была. Здесь и тетя до сих пор живет. К сожалению, сейчас редко приезжаю, но все равно все это помню.
— Вот кажется, что Беларусь и Россия — разные страны. А мы как одно целое, да?
— Сюда на машине можно доехать легко по прямой от моего дома по минскому шоссе. Так что все очень близко: приезжаешь сюда и чувствуешь себя как дома.
— Поговорим о теннисе. Юная Мирра Андреева и ее достижения — это сюрприз или все закономерно?
— Мирра Андреева и Диана Шнайдер — девочки, которые были у нас на первых ролях, еще когда играли в юниорском теннисе. Безусловно, сложный переход из юношеского во взрослый спорт, но мы знали, что они очень талантливые. Мне нравится наблюдать за их игрой, они не такие, как все: выступления очень разнообразные, интересные.
— Не такие, как все, — это какие?
— Многие сейчас предпочитают бьющий теннис, агрессивный, как у Арины, например. У нее мощь, скорость, сила. Девчонки все-таки еще помоложе, и, конечно же, за счет той скорости и силы, которые показывает та же Соболенко, им тяжело было бы играть на протяжении нескольких матчей на турнире подряд. Поэтому, мне кажется, они очень грамотно пользуются не только скоростью, но и головой. Играют разнообразно.
— Мирра сейчас — это как Шарапова 20 лет назад?
— Не сравнивала бы их. Они абсолютно разные. Если просто хотим по результату, рейтингу посмотреть, то да, безусловно. Но мне кажется, что они совершенно отличаются даже по темпераменту. Маша была более в себе, закрытая, а Мирра жизнерадостнее, лучше идет на контакт с людьми и больше улыбается. Шарапова была немного не такой.
— Это и меня удивляет. Смотрела интервью после проигрыша, когда она сказала о том, что ей мама пообещала купить собаку.
— Да, она располагает к себе и вызывает огромное доверие, когда с тобой общается. Там собаку еще не купили, жалко. Но думаю, что все еще впереди.
— Как думаешь, почему она такая?
— Воспитание, семья. Думаю, все идет оттуда. Знаю, что она до сих пор поддерживает связь с девочками из юниорской сборной, общается. Кажется, это все в детстве формировалось.
— 17 лет — и такой успех. Космический просто. Пойдет ли она дальше, как танк?
— Всегда сложно взлететь, но постоянно удерживать себя в топе из года в год еще тяжелее. Но мне кажется, что здоровая обстановка вокруг нее, Кончита с огромным опытом и пониманием, что надо делать и как, помогут ей сохранить этот классный внутренний мир, который видим сейчас.
— Как считаете, в плане результата в 17 лет достигнуть такого — это закономерно и нормально или все индивидуально?
— Однозначно, у всех история индивидуальная. Есть примеры, которые выигрывали крупные турниры и в 30 лет. Поэтому надо просто работать честно, искренне верить, делать, мечтать и не останавливаться.
— На данный момент в России есть ли потенциально талантливая молодежь?
— У нас есть прекрасный 2012-й год, 2011-й девчонки, которые еще совсем маленькие. Даже сейчас на вашем мастер-классе увидела девочек уже с прекрасной технической базой. Видно, что есть хорошие задатки. Главное — это развивать, помогать, воспитывать.
— На данный момент, если проанализировать рейтинг, есть ли кто-то, кто может переплюнуть первую ракетку миру? Потому что Соболенко уже 26 лет.
— Давайте не будем о возрасте. Карьера у нее еще в самом соку. Мне кажется, что Арина живет свою лучшую жизнь, это очень круто. Она понимает, ради чего работает, умеет себя радовать. Мало теннисистов, которые осознают, что нужно уметь осчастливить себя. Арина это делает очень здорово, она мне симпатична как человек. Не приверженец такого тенниса, но это ее игра, а как личность она мне нравится: как себя показывает, танцует. Думаю, что Швентек нельзя списывать со счетов, Рыбакину. Периодически сюрпризы может Гауфф преподносить. Расслабляться нельзя: достаточно конкуренток, которые где-то рядом.
— А вы с Ариной знакомы, может, общались?
— Нет, это уже не мое поколение, 20 лет разницы все-таки.
— Что касается игры, раньше она часто психовала и не могла сдержать эмоции. Сейчас, кажется, стало лучше. Замечаете эту разницу?
— Теннис — очень эмоциональный вид спорта. Тяжело сдерживаться, тем более если ты привык побеждать. Это сложно переносится, прекрасно понимаю. Главное — уметь вовремя остановится. Она умеет это делать.
— Что по поводу Азаренко?
— Вика мне нравится больше всех из тех, кто сейчас играет. Считаю, что она умеет делать все. Просто другое дело, что тяжело уже в 35 лет, физически трудно бегать, бить по мячу. Но мне очень нравится Азаренко.
— Действительно возраст так влияет? Ведь там и режим, и питание есть.
— Все равно уже медленнее процессы проходят, не успеваешь восстанавливаться. А нужно играть неделю за неделей. Конечно же, очень тяжело. Дети — это счастье, но они выходят на первое место в жизни, когда появляются: ночами не спишь, они болеют — приоритет семья уже, как мне кажется.
— Даже если учитывать все эти факторы, она хороша.
— Болею за нее каждый раз. Могу вам сразу сказать.
— Вопрос про Швентек и Синнера, у которых подтвердился допинг-тест. Как вы к этому относитесь?
— Это истории, которые требуют больше информации. Никому не понравится, когда первых ракеток ловят на допинге, еще и проворачивают это за спиной у всех: теннисистов, журналистов. Ставят просто перед фактом. Если бы они сделали процесс более открытым для общественности, то такого недопонимания не было бы. Но, с другой стороны, не думаю, что они так классно играю только потому, что им что-то случайно попало в организм. Они сами по себе хорошие теннисисты.
— То есть не может быть случайностей?
— Читала, что предупреждали физиотерапевта о том, что нельзя работать грязными руками со спортсменом. Мне кажется, здесь остается больше вопросов, чем ответов.
— Вопрос про Касаткину, смену гражданства. Как относитесь к такой позиции? Насколько это правильно, учитывая тот факт, что страна вырастила, дала базу?
— Думаю, это дело конкретного человека, что ему выбирать в этой жизни. Не буду в этом копаться. Могу сказать, что лично я не смогла бы так никогда сделать, а остальные… Это уже их выбор. Многие спортсмены тренируются и живут чаще всего не в своей стране, это не только наших теннисистов касается. Это такой вид спорта, очень оригинальный и своеобразный.
— Если говорить про вас, есть что-то, о чем жалеете?
— Жалеть не жалею, но вспоминаю свою Олимпиаду. Это было 20 лет назад. Единственный момент, который вспоминаю с печалью, но точно не жалею.
— Все сложилось, как должно было?
— Да, 100 %.
— Исходя из нынешнего опыта, что бы могли посоветовать новому поколению?
— Не тратить время впустую. Сейчас настолько разнообразна жизнь, что многие дети не могут понять, что же им больше нравится и как расставить приоритеты. Нужно сфокусироваться на одном, если говорим про профессиональную деятельность.
— Теннис — эгоистичный вид спорта, но иногда опускаются руки, хотя ты и в любой момент можешь выстрелить.
— Теннис дает огромное количество возможностей, даже если не получается играть в профессиональном плане. Можешь пойти учиться благодаря ему, можешь работать или перейти в другой вид спорта, например, в падел. А еще появляется пиклбол.
— Как вы относитесь к паделу?
— Хорошо. Если бы спросили полгода назад, была бы неуверена. А сейчас более открыта, пока еще не до конца поняла, как можно так долго смотреть, но играть мне очень нравится.
— Перспектива восстановления наших спортсменов. Когда все может вернуться на свои места?
— С удовольствием повлияла бы на это, но не могу. Надеюсь, что все-таки скоро все наладится. Многие виды спорта уже начинают возвращаться, — сказал Мыскина в интервью sport5.by.
Напомним, Анастасия Мыскина — победительница турнира "Большого шлема" в одиночном разряде (Открытый чемпионат Франции-2004); полуфиналистка турнира "Большого шлема" в парном разряде (Открытый чемпионат Австралии-2005); полуфиналистка турнира "Большого шлема" в миксте (Открытый чемпионат Франции-2005); бывшая вторая ракетка мира в одиночном разряде; двукратная обладательница Кубка Федерации (2004/05) в составе национальной сборной России; победительница 15 турниров WTA (10 — в одиночном разряде).
Первая в истории теннисистка из стран бывшего СССР, выигравшая турнир "Большого шлема" в женском одиночном разряде.
Фото: Денис Мосюков