Генеральный секретарь Паралимпийского комитета Беларуси Николай Шудейко прокомментировал ситуацию с недопуском отечественных спортсменов к Играм в Милане.
— Я считаю, что в отношении спорта существуют двойные стандарты. Паралимпийский спорт не исключение. Мы на протяжении 3,5 лет на себе это испытывали и продолжаем испытывать.
Пошла тенденция интеграции нашего паралимпийского спорта в олимпийский. В отдельных федерациях мы тоже от этой несправедливости страдаем. Если бы все осталось под управлением МОКа, то мы бы сейчас были, как говорится, "в шоколаде".
Решением последней Ассамблеи доказали, что мы были правы. Спорт — это средство объединения людей, стран, народов, а не их разъединение по политическим или национальным принадлежностям. Убрать политическую составляющую в подходах к организации спортивных мероприятий — и спортивное братство заживет нормально, мирно и сплоченно.
— Вы недавно были на Генеральной Ассамблее международного паралимпийского комитета, что говорили там? Может, другим видам спорта тоже будет полезно.
— Мне три раза там микрофон давали, считаю, это уже потепление. Конечно, подготовил выступление. Оно было на семь листов, но в итоге оставил два абзаца, надо было ориентироваться по обстановке.
Россию разбирали первой, мы вторые. Основным, конечно, было исключение двойных стандартов. Все были обеспокоены тем, что будет остро стоять вопрос именно на нашей Ассамблее в отношении Израиля.
Но его даже не подняли. Естественно, мы доказывали, что ни в одной статье, например, в олимпийской хартии, ни в нашей паралимпийской конституции не прописаны действия наших спортсменов, персонала и нас, руководителей, о том, что мы должны высказывать какое-то свое политическое мнение. Везде идет, что спорт вне политики.
Также нам пытались навязывать мнение о дистанцировании от действий правительства. Естественно, это нигде не написано, значит, опять двойные стандарты. Конституция, подзаконные акты, нормативные — все выносится на обсуждение, разрабатывается Исполкомом международного паралимпийского комитета.
Предлагают, голосуют, потом еще одобряют. И все это нарушается у всех на глазах. Естественно, никто ничего не мог сказать против, не имели никаких доводов, фактов и аргументов.
— От кого шло основное сопротивление?
— Основные обвинения исходили от паралимпийского комитета Украины. Российской федерации было сложнее отстаивать свою правоту, нам несколько проще.
Меньше ссылался на конституцию и нормативные документы, потому что большая аудитория, никто бы не слушал долгий доклад и эффективность бы была невысокая. Ярого сопротивления не было.
Осталась скандинавская коалиция, плюс подтянули Исландию. Делегировали представителю Швеции право голосовать. Голосовать должен каждый отдельно, у всех есть свое мнение. Работа велась: за два дня побеседовали с 60-70 людьми, участвовал в беседах, но не собирал, конечно, пресс-конференцию, не разрешали.
Ещё до начала разослал каждому президенту, генеральному секретарю свое обращение, указывая на недостатки конституции, на невыполнение положений конституции Исполкомом. Ни один паралимпийский комитет не выступал с предложением продлить действия санкций и прочего. Исполком написал, что нанял опять ту же самую юридическую организацию, которая проиграла в 2023-м году слушание, где мы выиграли и нас на четыре месяца восстановили.
Они опять все начали. Я им написал прямым текстом, что не надо сидеть на 80-м этаже небоскреба в Лондоне или Дубае и в увеличительную трубу наблюдать за Беларусью. Я всегда их приглашаю. Приезжайте!
Я себя отдам в заложники властям, если вы боитесь (смеется). Все проходило в таком шутливо-деловом тоне, думаю, это сыграло. Было три варианта голосования. Предлагал просто проголосовать за отмену всех санкций и восстановление, а если не пройдет, то дальше будем голосовать. Но сначала утвердили повестку дня, а потом голосовали за полное исключение. Из 166 голосовавших 119 против нашего исключения. Это была просто сумасшедшая победа.
— Про биатлонистов. Недавно узнали, что всё, крест, никто не поедет, вы в том числе. Правда ли это?
— Сейчас тенденция к интеграции паралимпийского спорта в олимпийский, и наш лыжный спорт, биатлон входят в две международные олимпийские спортивные федерации.
Пару недель назад было руководством биатлонного международного союза категорически заявлено, что ни белорусы, ни россияне не смогут участвовать, соответственно, и мы там же автоматически. С лыжным союзом у нас сложились очень хорошие отношения, и на Ассамблее в Сеуле присутствовали представители и биатлонного союза, и FIS.
Четко мы были заверены, что для паралимпийских комитетов двух стран зарезервированы именно в лыжных дисциплинах порядка 30 лицензий. Это был очень оптимистичный прогноз. Но сказали дождаться решения после заседания Исполкома. А позже стало известно, что мы не может участвовать в Паралимпийских играх, поскольку не сможем пройти квалификацию, — отметил функционер.
Напомним, недавно стало известно о том, что белорусские и российские спортсмены всё же не выступят на Паралимпиаде-2026. Об этом сообщил Международный паралимпийский комитет (МПК).
Паралимпийцы пропустят турнир из-за отсутствия возможности квалифицироваться на соревнования.
"МПК получил подтверждение от каждой из четырех международных федераций, чьи виды спорта включены в программу Игр, что на практике ни один спортсмен из этих двух стран, скорее всего, не пройдет квалификацию", — говорится в сообщении.
Ранее генеральная ассамблея Международного паралимпийского комитета разрешила белорусам и россиянам использовать государственную символику своих стран.
Зимняя Паралимпиада-2026 пройдет в Милане и Кортине-д'Ампеццо с 6 по 15 марта 2026 года. На соревнованиях будет разыграно 79 комплектов медалей в шести видах спорта: биатлоне, горнолыжном спорте, керлинге, лыжных гонках, парасноуборде и следж-хоккее.