Самый престижный турнир в мире киберспорта дошел до финальной стадии. Речь идет про Austin Major 2025 с общим призовым фондом в размере $1 250 000. Гранды в дисциплине Counter Strike продолжают бороться за место под солнцем, однако большую конкуренцию на групповом этапе им составили и малоизвестные коллективы. Одна из таких команд — белорусская Nemiga Gaming, которая впервые в своей истории сыграла на групповом этапе основной части Major. Sport5.by пообщался с главным тренером Антоном boX Бурко на тему развития киберспорта, достижений команды, игроков, турниров и планов на будущее.
— Хотелось бы побольше узнать про организацию Nemiga Gaming? Как вообще в Беларуси пришли к тому, чтобы начать свой киберспортивный путь?
— Думаю, что это лучше спросить у людей, которые стояли у истоков организации, чтобы при моем рассказе не потерялись какие-нибудь важные факты.
— Насколько сильно киберспортивные дисциплины отличаются от всем известного традиционного спорта?
— Между традиционным и киберспортом, конечно, есть отличия, но пересечений гораздо больше, чем это кажется многим: чувство соперничества, командные взаимодействия, тренировки, цели и еще много всего, где можно провести параллели.
— Ближе к достижениям. Nemiga впервые в своей истории вышла в финальный этап самого престижного турнира в мире CS — Austin Major 2025. Какие были эмоции?
— Очень классные! Когда добиваешься поставленных целей, всегда приятно на душе, но аппетит приходит во время еды. Разумеется, нам хочется идти еще дальше. Лично я через денек выдохнул и начал думать, как сделать так, чтобы иметь шансы выигрывать уже на самом Major.
— Для белорусов, которые следят за вами, это также грандиозное событие. Чувствовали поддержку в соцсетях или от болельщиков?
— Да, поддержка действительно ощущалась, чего только стоила дорога в Остин (место проведения Austin Major 2025, — прим Sport5.by). Даже по пути туда мы встретили людей, которые говорили, что будут переживать за нас, и желали нам удачи! Огромное количество сообщений и звонков на протяжении всего турнира. Это очень приятно.
— Не было ли проблем с визами и проживанием? Какие условия предоставляли в США?
— Мы достаточно быстро сделали визу на Кипре, проблем не возникло, более того, нам поставили её в день подачи уже через 15 минут, после того как мы отдали паспорта! Фантастика, не иначе.
В США хороший отель, где и проходил турнир. Были косяки со стороны организаторов, если сравнивать с другими ивентами (турнирами), но в общем и целом все на высоком уровне.
— Чего не хватило в финальном этапе? В игре против Vitality чувствовалась какая-то скованность в начале…
— К сожалению, день игры с Vitality (топ-1 мирового рейтинга) и Na’Vi (топ-7 мирового рейтинга) был одним из худших в плане качества игры на этом турнире от нас. Тяжело на все 100% объяснить, из-за чего у нас так все сложилось, но мы должны были набирать гораздо больше раундов в начале что с одними, что со вторыми.
Ты понимаешь, что играешь с лучшей командой в мире, которая никому не проигрывает. А когда готовишься к этому, то приходит осознание, что они такие же люди — делают хорошо простые вещи. Обидно, что мы не смогли сыграть в тот Counter Strike, который планировали, но уже как есть.
Nemiga Gaming уступила в первом раунде Major Na’Vi на карте Train (7:13), а во втором команде Vitality на карте Dust II (6:13).
— PaiN, которые играли с вами в сетке 0:2, сумели не только продлить себе выступление на Major, но и выйти в плей-офф. Если бы вы тогда их дожали, смогли бы пройти такой же путь в топ-8?
— В спорте не может быть сослагательного наклонения. Никто не знает, что было бы. Они воспользовались своим шансом. Могу только поздравить их с этим результатом.
— Состав очень молодой. Капитану Александру 1eeR Нагорному всего 23 года. Хотя в топовых командах обычно IGL (In game leader)
более возрастные. Почему решили сделать ставку на молодость, а не опыт?
— Лично я не делал ставку на молодость. Так получилось, что, когда пришел в команду, у меня был уже готовый состав. Сделав одну замену, сразу просто решил посмотреть, какой может быть потолок у этого ростера.
Так получается, что молодые — голодны игрой и победами, готовы жить CS, а это немаловажный фактор при выборе спортсмена, но не ключевой. То, что у Nemiga Gaming молодой состав, это дело случая, в этом есть как минусы, так и плюсы.
— Еще немного о капитане: 1eeR прославился на Major своими треш-токами в сторону оппонента. Мешает ли это игре команды? Или, наоборот, придает уверенность?
— Это часть игры. Кому-то нравятся подобные действия, кому-то нет. Главное, что это помогает самому Сане и команде. Если он от этого кайфует, не переходя границы, то он может и будет это делать.
— Таким составом вы выступаете последний год. Насколько сильно виден прогресс, помимо выхода на Major? Кого можете выделить из состава?
— Не могу сказать про бешенный прогресс. Есть игроки и качества, которые меняются в положительную сторону. У некоторых так не получается. Кто-то развивается быстрее, а у кого-то есть качества, на которые повлиять ежесекундно невозможно или в принципе нереально. Если брать последний отрезок времени, то самое важное, что удалось сделать, это получить тот опыт, которого нам не хватало. Приезжать на лан-турнир (соревнования, которые проводятся в офлайн-формате, находясь рядом с командой, — прим. Sport5.by) и против оппонента реализовывать на сервере те вещи, на которые мы способны.
У нас выросли люди — стали личностями, которые могут давать результат под давлением. Мне кажется, что это ключевой фактор положительных результатов на первой и второй стадии Major.
— На данный момент вы базируетесь в Минске при подготовках к турнирам?
— Да, базируемся в Минске. Будет правильнее сказать, собираемся на буткемп (тренировочный процесс, — прим. Sport5.by) в Минске перед турнирами или для предсезонной подготовки.
— Вы и сами бывший киберспортсмен, в ваше время CS:GO Nemiga остановилась в шаге от выхода в основу Major. Чего тогда не хватило?
— Когда был игроком, вышли на Major, просто его отменили из-за ковида. Хотя там очень длинная история. Сперва мы на него не прошли, а потом получили второй шанс и удачно воспользовались им.
Думаю, потенциал игрока я не реализовал даже на 50%, но это уже все тоже сослагательное наклонение. Что было, то было. Сейчас новый этап жизни, где полученный опыт, даже негативный, поможет реализоваться мне как тренеру.
— Раньше Nemiga состояла только из белорусских игроков. В нынешних реалиях собрать состав из наших соотечественников не удастся?
— В реальности не удастся. Только если сесть и помечтать, можно что-нибудь придумать. Вопрос в том, о каких достижениях идет речь и есть ли у вас миллионы долларов, чтобы это организовать.
— На мировой сцене появляются все больше белорусов: tN1R, 1eeR, Griks. Откуда у наших игроков такой прогресс?
— Прогресс каждого белорусского игрока — отдельная история. Это не система или выстроенный процесс, который поставлен на поток. Очень круто, что у нас появляются молодые игроки, но, если говорим про какое-то развитие киберспорта у нас в стране, делаем очень мало правильных вещей, чтобы таких игроков становилось больше.
— Почему вы решили стать тренером после выступления на про-сцене?
— Со временем понял, что те результаты и уровень игры, в которых существую как игрок, меня не устраивают и не приносят удовольствия. А повлиять на это способов не нашел, кроме как сменить свою роль игрока на тренера.
— Расскажите, какие призовые и зарплаты у игроков в киберспорте?
— Призовые — это открытая информация для всех. Самые большие в CS — $1
250 000.
Но надо понимать, что речь идет про лучших из лучших, только они претендуют на эти цифры.
Зарплаты, если не углубляться, то от $500 до $100 000. Сами понимаете: это зависит от вашего уровня мастерства, от региона, в котором играете, и от результатов.
— Если сравнить со среднестатистической зарплатой в Беларуси, игроки Немиги и тренер могут позволить себе комфортную жизнь?
— Для каждого понятие комфортная жизнь — это, конечно, свое. По моему личному мнению, да.
— Какие планы у Nemiga на ближайшее время?
— Сейчас в планах немного отдохнуть после выступления на Major, как минимум у меня:) А дальше будет видно, как построим тренировочный процесс.
Напомним, "Nemiga Gaming" вышла на самый престижный турнир в киберспорте. Это событие стало первым в истории белорусской франшизы. В основной стадии турнира также впервые сыграл белорусский киберспортсмен — Александр 1eeR Нагорный. Он же и является капитаном коллектива.
Однако уже в финальной стадии турнира белорусы проиграли три матча: в первом раунде Major Na’Vi на карте Train (7:13), а во втором команде Vitality на карте Dust II (6:13). В матче навылет Nemiga в трех картах не сумела переиграть бразильскую PaiN Gaming (1:2), тем самым завершив выступление на Austin Major 2025.