Тренер сборной Беларуси по академической гребле Виталий Белый рассказал об отношении к белорусам на Олимпийских играх в Париже, потенциальной смене производителя лодок и переезде команды "академистов" в Брест.
— Виталий, в Беларуси есть две очень хорошие гребные базы: в Заславле и в Бресте. Наша гребная семья разделилась: байдарки и каноэ обитают под Минском, а вы, академики, — на юге Беларуси. Почему было принято такое решение?
— Если мы будем на одном канале, появится проблема тренировочного процесса. Будем друг другу мешать. Если есть два прекрасных гребных канала, почему бы и нет?
— У нас регулярно проходят Олимпийские дни молодёжи, как думаете, хорошая ли смена грядет?
— Это отбор уже на следующий сезон. В прошлом на чемпионате мира выступили юноши — у нас три финалиста, девочка была 8-я в одиночке. Это очень хороший результат, все в очковой зоне.
— Совсем недавно в Турции был молодёжный чемпионат Европы, там тоже получили награды.
— Да, возили всего три экипажа. Два — в призах, еще один одиночник четвертым пришел. На 2028-й год можем что-то подобрать. Компания собирается хорошая.
— На стыке веков у Беларуси была очень сильная флотилия в академической гребле, а потом по какой-то причине наш корабль сел на мель? С чем это было связано?
— Есть подъемы, есть спады — такой период. Была восьмерка женская в 1996-м, которая стала в Атланте призером Олимпиады, потом в Сиднее четвертыми. У мужчин было поскромнее. Возможно, недостатки в тренировочном процессе и смена поколений.
— Про мужское крыло: насколько там все хорошо и готова ли наша восьмерка?
— Начиная с 2022-го года, ни разу не проиграли россиянам. Имею в виду восьмерку мужскую взрослую. В двойках, четверках где-то мы побеждали, где-то они.
— А как дела у девочек?
— Какой-то идет провал, уже два года занимаемся, смотрим, но… Стараемся, выйти на прежний олимпийский уровень.
— Как повлияло второе место Евгения Золотого на Олимпийских играх в Париже на ситуацию внутри команды? Стали спортсмены больше трудиться?
— Увидели, что Женя делал, сколько нагрузки было. Ребята в сборной уже поняли, что нужно работать, чтобы хороший результат был.
— Какие есть новости от Международной федерации вида спорта?
— Спокойно, все закончилось: Олимпийские, Паралимпийские игры. Думаю, все будет ближе к новому году. Как показывает практика, бумага в прошлый раз нам пришла только в марте. Хотело бы больше экипажей, а то остальные стучат ногами, хотят выступать.
— Вы побывали на Играх. Как там обстоят дела?
— Нас никто не трогал, и мы тоже никого не трогали. Все задают вопрос: "Что это за страна? Вы какие-то волонтеры?" Когда говорим, что из Беларуси, все рады нас видеть. Они — за нас, хотят чтобы вернулись нормально в спорт.
— Как будет решаться вопрос с производителем? Немецкая компания не хотела продавать нам лодки, плюс мы их не могли провезти через границу.
— Будем разговаривать с итальянскими представителями, и, скорее всего, перейдем на этого производителя. Не нужны нам такие сложности. Под спортсмена лодка подстраивается долго, каждый миллиметр — все четко вымерено. Каждую неделю все проверяется, а во время соревнований так и несколько раз за день, чтобы спортсмен показывал максимальный результат.