К сожалению, сразу приходится констатировать: прошедший в Милане исполком Международного олимпийского комитета не слишком обнадежил белорусов и россиян – как спортсменов, так и болельщиков, своей содержательной частью.
Четверг моковцы вовсе посвятили ревизии объектов Игр-2026, наведавшись, в частности, в Олимпийскую деревню, построенную в миланском районе Порт-Романо. Президент МОК Кирсти Ковентри осталась довольна столовой, спортзалами и бытовыми условиями. "Потрясающий объект!" — констатировала она и, надеюсь, в этом заявлении искренность превалировала над желанием сделать приятное хозяевам.
Олимпийская деревня в Милане
Что же касается пятницы, то — да! Вопрос жить ли в "потрясающем объекте" Порт-Романо нейтральным спортсменам из Беларуси и России действительно был проговорен. Но, честно говоря, проговорен весьма специфично. Возможно, использование выражения "гора родила мышь" кому-то покажется чрезмерным, но, в принципе, все так и произошло.
Да и переформулировать идиому о "рождении мыши" несложно. Со времен знаменитого британского самодержца Елизаветы I Тюдор, что рулила тамошними островами в XVI веке, захватив и хвостик следующего столетия, известен риторический прием давать "ответ без ответа". Суть метода элементарна: констатировать уже существующий статус-кво, обозначить все сопутствующие ему проблемы и противоречия, после чего… опустить занавес.
Так вот в Милане г-жа Ковентри последовала путем проторенным некогда в Лондоне последней тюдорихой, на которой и закрылась эта династия. Президент МОК подтвердила, что у россиян и белорусов есть шансы выступить в качестве "нейтралов" на зимних Играх-2026 в Милане, как это уже случилось на летних Играх-2024 в Париже. Ибо французская практика прекрасно себя зарекомендовала, не принеся никаких инцидентов. А, значит, "ничего нового не будет, мы решили ничего не менять". Это слова г-жи Ковентри.
Кирсти Ковентри
Вот только "нейтральный статус" для индивидуальных выступлений (об участии в командных видах речь не идет в принципе!) выдается не МОК, а международными союзами и федерациями по видам спорта, среди коих к рекомендациям моковцев прислушались лишь в двух организациях — коньковой ISU и альпинисткой ISMF. Однако это уже "частности", на которых г-жа Ковентри не стала останавливаться. На сим ее "ответ без ответа" или "решение без решения" исчерпалось.
Англичанка гадит...
Таким образом, мы не узнали ничего нового. На первый из знаменитых вопросов философа Иммануила Канта "что я могу знать?", у нас сохранился прежний ответ: все зависит от позиций федераций, среди которых нетерпимость к "нейтральному статусу" для россиян и белорусов весьма велика.
На второй кантовский вопрос — "что я могу делать?", вовсе нет иного варианта кроме печального возгласа "ничего".
На третий – "на что я могу надеяться?", ответить также несложно: на изменение позиций тех самых международных федераций и союзов, которые до сих пор педалировали нетерпимость к "нейтральному статусу" для россиян и белорусов.
Впрочем, самое главное — избежать тоски-уныния. Как правильно заметил лучший белорусский биатлонист Антон Смольский:
— Отсутствие категорического "нет" обнадеживает.
Кроме того, небольшой, но все-таки повод для оптимизма зародился по итогу Милана у лыжников и фристайлистов, находящихся в зоне ответственности FIS. Уже вдогонку выступлению г-жи Ковентри в Милане высказался спортивный директор МОК Пьер Дюкрей. Вот его главный тезис:
— Нам остается работать с теми федерациями, что уже дали возможность или еще могут предоставить "нейтральный статус" для россиян и белорусов.
А затем Дюкрей сообщил, что "FIS еще может открыть двери", мельком намекнув и на другие перспективы: "Мы близко работаем, чтобы понять, есть ли еще какая-то возможность отобраться". Так что падать духом неправильно. Смольский прав на сто процентов.
Антон Смольский
Хотя, конечно, в преломлении конкретно на биатлон пессимизм превалирует. Во-первых, с боссами IBU, безусловно, вели работу и раньше, но… безрезультатно для наших интересов. Более того, президент Международного союза биатлонистов Олле Далин превентивно к исполкому МОК в Милане напомнил, что "нейтральный статус" не предусмотрен уставом IBU.
Во-вторых, аналогии г-жи Ковентри с летними Играми-2024 в Париж, таят в себе и негативный легкоатлетический прецедент: World Athletics, возглавляемая английским сэром Себастьяном Коу, отказалась допускать к стартам россиян и белорусов к тем олимпийским стартам.
Себастьян Коу
В-третьих, речь, к сожалению, идет не о единичном недоброжелательстве. Очевидно, что нам противостоит политически ангажированная и консолидированная группа гонителей, чьим лидером как раз и является островной сэр Коу. Даже проиграв в марте выборы Ковентри в борьбе за пост президента МОК, он сохранил колоссальное влияние в олимпийском истеблишменте.
Так что и четвертый знаменитый вопрос Канта "что есть человек?" в данной интерпретации получает невеселый ответ: наши недоброжелатели в среде высшей спортивной бюрократии превалируют. При этом, как не смешно, знаменитая констатация "англичанка гадит" актуальна и в этом случае! Судите сами.
Коу – вожак наших антагонистов. Президент FIS Юхан Элиаш — не только шведский миллиардер и экологист. В свое время он был специальным представителем премьер-министра Великобритании по вырубке лесов и экологически чистой энергии.
Президента хоккейной федерации IIHF Люка Тардифа относят к французам, но это не точно. Он рожденный в Квебеке франкоканадец, у него двойное гражданство. Тардиф — подданный монарха Великобритании Карла III Виндзора.
Делами всяких бобслеистов и скелетонистов ведает, вроде бы, итальянец Иво Ферриани, но и у него легко обнаруживается "британский след". Закончив свою малоуспешную карьеру пилота, Ферриани чуть лучше проявил себя на тренерском поприще, что и привлекло к нему канадцев. В стране "кленового листа" он подружился и близко сошелся с Робертом Стоури – президентом IBSF на протяжении 16 лет. Когда же аксакал собрался на покой, то именно этот подданный Виндзоров предложил вместо себя кандидатуру Ферриани, которую активно лоббировал. Понятно, что канадец действовал осмысленно и во благо Британскому содружеству.
Наконец, президент IBU — швед Далин. Он самая загадочная фигура. Посредственный лыжник и биатлонист. Жил на севере Швеции, учился в гетеборгской Школе экономики и не шибко престижном Технологическом университете Чалмерса. Бакалавр делового администрирования и магистр химического машиностроения. Но ушел из промышленности в спорт, где каким-то чудом его карьера немедленно пошла в гору.
Олле Далин
Далин вырос до ближайшего соратника первого президента IBU Андерса Бессеберга, но, что еще интереснее — удержался на поверхности и даже стал преемником норвежца, когда тот обвиненный в коррупции пошел на дно. Уже поразительно! При этом информация о Далине в открытых источниках минимальна.
Уже несколько месяцев я пытаюсь узнать нюансы работы этого господина на руководящих постах в целлюлозно-бумажной промышленности. Например, с кем вели бизнес, шведские компании нанимавшие Далина, и сколь часто ему приходилось иметь дело с британскими контрагентами. Пока завеса никак не приподнимается — стена.
Но может у боссов МОК больше информации, что и позволит "олимпийцам" оказать правильное влияние на Далина, а заодно и Элиаша? Очень хотелось бы в это верить. И кстати, президент конькового ISU, что в какой-то степени прислушался к рекомендациям МОК — южнокореец Ким Чжэ Ель.
А это уже иная "элитная группировка ответственных функционеров".