Лидер сборной Беларуси по плаванию Илья Шиманович продолжает подготовку к Кубку сильнейших спортсменов, который совсем скоро пройдет в Минске. В интервью sport5.by наш пловец рассказал о предстоящих стартах, участии в Кубке мира в США, отборе на Олимпиаду-2028, а также о том, что стал папой.
— Илья, мы находимся в Бассейне международного стандарта и видим, как прямо сейчас абсолютно все атлеты нашей сборной готовятся к Кубку сильнейших спортсменов по плаванию на короткой воде. Чего ожидаете от этого старта с 19 по 23 ноября?
— На самом деле, ничего не ожидаю. Просто хочу посмотреть на свое состояние, показать максимум, на который способен в данный момент. Потому что соревнования получились слегка неожиданные. Узнали только в сентябре об этом старте. Тем не менее будет сильная конкуренция и домашние трибуны — это будет помогать. И думаю, что не заставим расстраиваться наших болельщиков. Все будет хорошо.
— А вот как раз-таки про сильную конкуренцию! Удалось ли уже связаться с российскими коллегами? Кого ожидаем? Поговаривают, что команда восточных соседей прибудет сильнейшим составом.
— Конечно, бываю в России периодически. Знаю, в принципе, всех ребят, кто приедет. Понимаю, с кем буду конкурировать и какие спарринг-партнеры прибудут, поэтому борьба будет довольно-таки сильная. Будет Кирилл Пригода и Данила Семьянинов. Всё будет очень конкурентоспособно и весело.
— Надеюсь, что наш бассейн заполнится зрителями! Поскольку с этими трибунами и с таким объектом это то, что болельщики должны делать: приходить и наслаждаться плаванием!
— Да, действительно! Хотелось бы, чтобы было больше зрителей и поддержки. Здесь у нас проходит Кубок страны. Фанаты пришли, но открыли трибуны только с одной стороны, поэтому бассейн выглядел полупустым. То есть одна часть комплекса заполнена, а вторая — как во время тренировки. Хотелось бы, чтобы событие прошло массово и смотрелось всё масштабно. И, естественно, когда выходишь на старт, а тебя с двух сторон поддерживают, это не может не радовать.
— И, конечно же, про Ваше замечательное выступление на этапах Кубка мира по плаванию на короткой воде, которые не так давно завершились. Кстати, а были ли они замечательными? Так сказали, что всё здорово, а может быть, Вы собой недовольны?
— Если учитывать то, что удалось выиграть золото, то, безусловно, доволен. Это была хорошая борьба! Все дистанции расходились примерно в пару сотых секунды по всем трём местам. Это не может не радовать, когда снова входишь в обойму и соревновательный ритм. Сейчас понимаю, что расслабиться вообще нет времени нигде и никогда: ни утром, ни вечером. Это очень радует. Что касается результата, конечно, много было сделано ошибок. Но старался от старта к старту их минимизировать, чтобы улучшить свои результаты.
— И мы видели, что Вам удавалось прибавлять! Например, если брать дистанцию 100 метров брассом, то по сравнению с первым этапом и вторым Вам удалось практически полторы секунды сбросить в финале. Это много?
— Да! Но нужно учитывать перелет. У нас была 36-часовая дорога — в начале давала о себе знать усталость. Мы прилетели, день поплавали и сразу на старт. Немножко было тяжеловато: организм не хотел включаться на полную мощность. Ко второму этапу уже более акклиматизировался, чувствовал себя получше. Успел поплавать в спарринге с ребятами между соревнованиями. Но не хватило третьего этапа, тогда была бы полная акклиматизация. Молодые ребята, которым по 20–25 лет, ее проходят быстро, но, когда тебе уже за 30, она сказывается. Ты вроде об этом не думаешь даже, но организм такой: “Ты работай, ну а я чуть отдохну!” Трудно немного оказалось в этом плане.
— Вы пропускали третий этап в Канаде из-за того, что просто не успели закрыть визовые вопросы, так?
— Да, мне просто не успели открыть визу. Но на самом деле очень доволен, что получилось выступить на первых двух этапах! Ведь за две недели до начала Кубка мира даже не был уверен, что буду участвовать. Так что два этапа — это уже хорошо. Безусловно, хотелось бы больше времени для подготовки к старту. Как есть! Сделали все возможное.
— Эти этапы Кубка мира носили стратегический характер для нашей сборной, поскольку смотрели на Ваше состояние и скорость акклиматизации к Северной Америке. Итак, к каким выводам пришли? Сколько нужно по времени адаптироваться, чтобы показывать хорошие результаты в олимпийском Лос-Анджелесе в 2028 году?
— В любом случае надо лететь минимум за две недели, потому что самый адаптационно тяжелый период — это 6–7-й день. Тогда можно попасть в самое неприятное состояние! Что у нас и произошло на чемпионате мира в Сингапуре. Чем больше времени, тем лучше! Особенно, если речь идет о возрастных спортсменах и Олимпийских играх, которые бывают раз в четыре года. Надо основательно к ним подготовиться. До конца, наверное, не прошёл акклиматизацию на американских этапах. Иногда себя чувствовал лучше, но были такие небольшие провалы. Хотел бы ещё пару раз туда съездить, чтобы полноценно разобраться в процессе, всё проверить и быть уверенным, что конкретно ждёт в будущем.
— Но вроде бы больше этапов Кубка мира не будет в ближайшее время в США...
— В следующем году они будут проходить по странам Шелкового пути, а через год — у нас в Европе.
— То есть если нам нужна Америка, то мы говорим про коммерческие старты?
— Там очень много соревнований. Это и старты под эгидой USA Swimming, и серия TYR Pro Swim Series. Много турниров. Как вариант полететь на сбор, стартовать один-два раза и возвращаться домой. Но это, конечно, надо смотреть и планировать.
— Мы плавно подошли к Летним Играм. Дистанция 50 метров брассом, на которой Вы всегда показывали очень хорошие результаты, наконец-таки вошла в олимпийскую семью. Насколько, во-первых, вы рады? И посмотрели ли уже расписание, где и когда будете совмещать “сотку” и “полтинник”?
— На самом деле, новость хорошая! Но всё ещё ждём, когда они будут утверждены окончательно. Они-то будут, но нет еще положения, поэтому пока наша страна на этой дистанции не делает акцент. То есть все “полтинники” не учитываются в рейтингах. А ещё нюанс такой, что отборочные на этой дистанции будут не такие простые, ведь везде достаточно просто выполнить норматив отбора и ты можешь быть участником Олимпиады. С “полтинником” все сложнее.
— Насколько?
— В 2027 году будет этап Кубка мира. И один из этапов будет...
— Квалификационным?
— Именно! Для всех трех “полтинников”. Всё будет сделано под отбор. Необходимо будет выступить с утра. Это предварительный заплыв. Затем вечер, это 1/16-я финала. На следующее утро полуфиналы. И только на второй вечер назначен финальный заплыв. И первая шестёрка из финального заплыва попадает на Олимпиаду автоматом. Немножко странная и жестковатая система. Основные лидеры могут не отобраться в шестёрку, а ещё не плавать другую дистанцию. А для тех, кто квалифицировался, это уже такой неплохой шанс в финале попасть в призы. Все будет очень строго и жёстко. Однако это интересно.
— Вы об этом сейчас рассказываете, а глаза у Вас горят. Значит, относитесь к этому, как к хорошему вызову?
— Всегда отношусь ко всему с позитивом. Я никогда не вижу для себя предела, нет задачи, с которой не могу справиться — всегда стараюсь выложиться по максимуму. Достичь предела своего организма, показать, на что он способен.
— Вспомнили вскользь про чемпионат мира в Сингапуре, где были удивительные секунды показаны. Как Вам кажется, с чем это связано?
— То, что плавание не стоит на месте, а прогрессирует — это нормально. Из года в год появляются новые методики, тактики, разработки техники, новые уникумы. Это довольно-таки молодые атлеты. Плавание, на самом деле, очень сильно молодеет по результатам. Хотя, с другой стороны, и возрастные ребята показывают быстрые секунды. Что касается квалификационных нормативов к Играм в 2028 году, они стали чуть посложнее и побыстрее, чем были прежде.
— А больше ли стала конкуренция на брассе?
— Да, безусловно! Есть новые ребята. Уходят некоторые лидеры, но тут же появляется два-три молодых парня, которые могут конкурировать со всеми. Да, может быть, что результаты немного проседают и становятся чуть медленнее. Но от этого конкуренция не уменьшается. Отмечаю большую плотность, поэтому расслабляться времени вообще нет.
— А как у нашей сборной обстоят дела? Видите ли Вы, что растут в будущем хорошие брассисты?
— Очень хотелось бы, чтобы уже начали наступать на пятки и приближаться к моим секундам. Ведь это и меня бы немного мотивировало, заставляло нервничать, не стоять на месте, не расслабляться. Конечно, есть подрастающее поколение. Вижу, что есть хорошие ребята. Но вопрос, как долго они будут в плавании и куда их смогут довести наши тренеры. Я буду только рад, если кто-то проплывёт близко или даже быстрее меня. Это будет невероятно круто. Надеюсь, что в скором времени появятся такие. Сейчас у нас прогрессирует Максим Малышко. И его результаты сейчас для меня в этом возрасте — это что-то невероятное. Поэтому надеюсь, что он будет и дальше прогрессировать.
— То есть Малышко сейчас показывает такие результаты, которые Вы не демонстрировали, когда были такого же возраста?
— В этом возрасте занимался, скажем так, оздоровительным плаванием. То есть я был поздним спортсменом. Результаты у меня пошли только в 20–21. Хотя в те же 17 лет я плыл по юношескому рекорду страны, отбирался на чемпионат Европы. Тогда это было довольно-таки неплохо. Но, сравнивая с теми секундами, которые у ребят сейчас, это слабый результат уже. Но прошло 15 лет. Тоже надо понимать, что плавание не стоит на месте. Оно уже шагнуло вперёд сильно.
— И про изменения в Вашей личной жизни! Вы стали молодым отцом. Поздравляем! Насколько сейчас все по-другому?
— Спасибо за поздравление. У меня дочка. Ее мы назвали Никой.
— Как древнегреческую богиню победы?
— Да.
— Прекрасно. Поскольку и Ваша жена профессиональная волейболистка, с такими родителями ей предначертано побеждать. В какой вид спорта отправите?
— Не знаю! Оба прошли школу профессионального спорта — не каждый атлет захочет отдавать своего ребёнка. Но, если у дочки будут желание и амбиции, конечно! Однако настаивать и заставлять я не рискну. Что поменялось в моей жизни? Да ничего, стал просто более счастливым человеком. Больше времени сейчас провожу дома с семьёй. Ночи бессонные меня сильно не беспокоят. Пару раз могу проснуться, но это норма. В этом плане ничего сильно не поменялось. Меньше стал проводить времени в гаджетах, либо какими-то делами пустыми заниматься. Сразу быстрее домой, покормить дочку, поиграть с ней, уложить спать. Доволен тем, что происходит.
— А как сейчас организована Ваша жизнь? Вы прилетели с североамериканских этапов и сразу отправились в Россию. Светлана Холомина была с семьёй своей, пока Вы в США плавали
— Да, конечно, и моя, и её семья помогают. Мы живём на два города. Есть возможность такая, поэтому её используем, — сказал Шиманович.
Напомним, на проходивших в октября этапах Кубка мира по плаванию в США Илья Шиманович завоевал четыре медали: на счету белоруса одно золото, два серебра и одна бронза. С 19 по 23 ноября в бассейне международного стандарта в Минске состоится Кубок сильнейших спортсменов по плаванию, где соберутся лучшие пловцы из Беларуси и России.