Североамериканские этапы Кубка мира по плаванию на короткой воде для белорусской сборной носили стратегическое значение. Это была подготовительная работа к Олимпийским играм в Лос-Анджелесе в 2028-м году. Таким мнением со sport5.by поделилась лидер команды Анастасия Шкурдай. Совсем недавно девушка принимала участие в стартах в США и Канаде. После возвращения домой брестчанка рассказала о впечатлениях от долгой поездки.
— Анастасия, на самом-то деле наша история называется "С корабля на бал". Вот вы только-только вернулись в Беларусь. А мы сразу пишем интервью по этапам Кубка мира. Как себя сейчас чувствуете? Испытываете ли джетлаг?
— Конечно, я чувствую себя немного разбитой. Уже пошёл третий день, наверное, в таком хаосе каком-то. Старалась спать немного в самолёте. Но из-за того, что разница восемь часов, то трудно пока перестроиться. Всю дорогу сидела в телефоне или музыку слушала, что-то смотрела, пыталась как-то отвлечься. Конечно же, джетлаг ощущается.
— А сколько в совокупности пробыли за океаном? Это только три недели самих этапов. Может, еще и поехали туда чуть-чуть заранее?
— Нет, к сожалению, у нас не было такой возможности поехать заранее. За два дня до старта мы прибыли в США. Буквально чуть-чуть поплавали, подготовились и сразу стартовали на третий день... Если не ошибаюсь. Возможности раскачиваться не было. Это ощущалось. Но мы уже на таком уровне, что стараемся использовать свои какие-то моменты, которые могут помочь максимально быстро восстановиться, прийти в форму и быть готовым к старту.
— Итак, в совокупности три этапа Кубка мира в Северной Америке состоялись на короткой воде. Что скажете по своему выступлению в целом?
— Проделана неплохая работа на самих стартах. Мы очень много стартовали как утром, так и вечером. Вечером, правда, не всегда у меня получалось квалифицироваться в финалы, но были достаточно сильные результаты. Я не очень люблю зацикливаться на том, кто как плывёт и кто как стартует из моих соперников. Все-таки пытаюсь больше фокусироваться на себе и делать выводы относительно только своих секунд. И, наверное, в этот раз получила намного больше знаний, чем, допустим, в прошлом сезоне. Хотя по прошлогодним результатам выступила, считаю, чуть более успешно.
Поэтому благодарна этому опыту! Очень рада, что смогли нас отправить в Северную Америку. Беларусь вложилась в нас, поверила, дала возможности посоревноваться, посмотреть, на что мы способны в этот осенний промежуток времени. И я могу сказать, что на перспективу сделала очень много заметок, что могла бы изменить и исправить, чтобы в дальнейшем плавать гораздо быстрее.

— Раз мы затронули тему результатов, то это очень заметно, что Вы прибавляли и в финальных секундах, и в расположении в итоговом протоколе. Например, если брать одну из коронных дистанций (200 м на спине), то за три этапа Вы скинули больше, чем секунду. Этого достаточно.
— Да, это неплохо! Но я могу сказать, что не все шло для меня гладко. Были какие-то определённые моменты, где не всё получалось. Старалась делать выводы после каждого старта, после каждого этапа и что-то поменять. Может быть, даже не столько фокусировалась на самом результате, сколько на каких-то мелочах и деталях, которые мне лично не нравились и требовали доработки. Старалась сильно себя не критиковать в моменты, когда идет старт. Ведь, когда ты на соревнованиях, тебе нужно максимально отпустить ситуацию, чтобы сильно не нервничать, не расстраиваться.
На турнирах надо, наоборот, максимально собираться с силами, мобилизироваться, чтобы выступать лучше и быстрее с каждым разом. Поэтому на это и был упор. Думаю, что это мне помогло в какой-то мере.
— На стартах в США и в Канаде вы делали только "спину" 50, 100 и 200 метров. Был несколько раз "комплекс". Почему ушли от баттерфляя?
— Всё циклично в жизни и в спорте. В один промежуток времени ты можешь преуспевать в одном виде, а где-то в другом будут проседать результаты. Я хотела бы всё равно продолжать плавать баттерфляем. Правда, сейчас было очень много стартов важных. Например, недавний чемпионат мира. Планетарные форумы два года подряд, получается, у нас проводились. И поэтому был фокус на "спину". Из-за этого пришлось чуть-чуть отойти от "батта". Однако посмотрим, что будет дальше. Уже нынешний сезон, то есть 2026-й год будет чуть спокойнее. У нас запланирован чемпионат Европы. Возможно, получится поэкспериментировать.
— Это история о том, что невозможно делать всё и сразу на хорошем уровне?
— Спортсмены никогда не оставляют никакой из способов плавания. В любом случае в тренировочном процессе пересекаются все четыре вида. Но когда соревнования идут, то ты фокусируешься на чем-то важном. Допустим, тебе нужно выполнить норматив отбора на Олимпиаду или на чемпионат мира. И ты уже концентрируешься на узкопрофильной дистанции. Не стоит тратить силы, где не нужно, чтобы не распыляться и не уставать. Только из-за этого баттерфляй не был в моем арсенале. Возможно, если в этом году будет чуть-чуть посвободнее, то мы с тренерами что-то придумаем.
— Если Вы делаете "батт" на тренировках, то насколько Ваше время сейчас в тренировочном процессе разнится с тем, что происходит в мире по этой дистанции? Разница большая?
— Достаточная! Хотя опять же, смотря с кем сравнивать. Есть американская пловчиха Гретхен Уолш. Она, кажется, с другой планеты! Не знаю, кто бы мог противопоставить что-то ей. То есть в "батте" есть Уолш и весь остальной мир. Поэтому, наверное, даже не стоит на её секунды очень пристально смотреть. А если брать остальных спортсменок, то в целом всё достаточно реально. Но говорю, что всему нужно уделять время. Нужно очень много работы вкладывать в этот стиль. Так не получится, что ты спустя рукава что-то делаешь, но вдруг происходит какой-то хороший мировой результат. Так не бывает.
— В США уехала работать Ваш первый и долгое время единственный тренер Ольга Ясенович. Сейчас Вы трудитесь с российскими специалистами Никитой Луговкиным и Еленой Карпеевой. После того, как Вы перешли к новому тренерскому штабу, результаты растут?
— Тут очень специфический момент. Нужно понимать, чем вообще конкретно Вы меряете успех, прогресс и так далее. Я бы не стала точно сравнивать моего первого тренера и нынешних специалистов, потому что, во-первых, я плавала в совершенно другом возрасте и другим способом. Если вы меряете успех медалями...
— Секундами, скорее...
— Если мы сравниваем секундами, то в Дохе на чемпионате мира в прошлом году проплыла 200 метров на спине 02.09. Точно так же почти плюс-минус, как я плавала с Ольгой Яковлевной. Если же брать в целом прогресс результата "спины", то, конечно же, он есть и достаточно серьёзный. На данный момент мой лучший результат — это 02.06 по длинной воде. Это почти на 3 секунды быстрее, чем было, когда я плавала с первым тренером.
Но, опять же, мы никогда не делали столько работы на "спину". Постоянно был максимальный упор на баттерфляй. И в этом тоже есть большое изменение. В интервью мы говорили про "батт" и про то, почему его сейчас так много не плаваю. Наверное, потому что почувствовала какую-то уверенность в "спине": у меня сильные выходы. Я почувствовала, что могу конкурировать. В один момент произошёл этот переход.
Поэтому прогресс есть в данном стиле. Это заметно даже по установленным рекордам после того, как перешла от первого тренера к нынешним. Мне нравится, что со мной сейчас происходит и в ментальном плане: какие у нас взаимоотношения строятся с тренерским штабом, как они относятся ко мне. Всем специалистам благодарна, но ни в коем случае не буду сравнивать две эти школы (назовем это так). Всё идет, всё меняется. Буду благодарить Никиту Луговкина и Елену Карпееву! Они дают мне такой багаж знаний, так много вкладывают в меня. И как в человека, и как в спортсмена. Это без лести! Всегда буду это помнить. Они для меня родные люди. Это очень-очень много для меня значит.

— Раз мы затронули Ваш прогресс, то, конечно же, хотелось бы и про мировое развитие плавания поговорить. Не так давно состоялся планетарный форум в Сингапуре, где были показаны удивительные результаты. Сейчас в топ-8 на финальных заплывах идёт распределение мест не по десятым или сотым, а уже тысячным секундам. Почему так сильно спрогрессировало плавание?
— В моем понимании, это не произошло в один момент. Берем короткую воду! Американцы больше фокусировались на ярдах и своём университетском плавании. И вот те ребята, которые выступали за университет, они ведь не могли приехать на мир или на ту же лигу плавания ISL. Ведь они были обязаны выступать за свой университет. Эта как раз то поколение, которое мы не видели, не могли наблюдать из-за загруженности.
Эти атлеты выпустились из университетов. Сейчас они уже во всю выступают на международных стартах. Особенно сейчас на этапах Кубка мира, которые проводились у них дома, иногда там могло плыть по 4-5 американцев. Естественно, девушки и парни в полной мере могли показать себя. Поэтому, как по мне, рост секунд достаточно постепенно происходил. Не было такого, что был застой и тишина, а потом вдруг какой-то взрыв результатов.
— А вот про 200 метров на спине. Всегда побеждала не американка Реган Смит, а австралийка Кейли Маккиоун. В чем её секрет успеха?
— Мне кажется, что очень много уделяется времени её ментальной подготовке. У нас в странах СНГ считается, что чем больше ты работаешь на тренировках, то тем лучше, быстрее, выше и сильнее ты становишься. Допустим, вчера ты сделал объем десять километров, тогда сегодня нужно 12. Только в этом люди видят прогресс. Однако мир старается сфокусироваться на психологической подготовке. Это не менее важно, чем физическое состояние.
В некоторых странах есть штаб людей, к которому ты можешь обратиться: с какой-то просьбой или если у тебя проблемы. То есть тебе всегда помогут и поддерживать. Я не знаю до конца, как это работает, но я точно знаю, что эти ребята максимально посвящают себя своему делу. Конечно, у нынешних звезд мирового плавания тоже бывают моменты выгорания. Но они очень стабильны психологически, ментально сильные. И они продолжают прогрессировать.
— Мы затронули американское университетское плавание, у которого множество поклонников. На трибунах было много зрителей во время этапов Кубка мира?
— Аншлаги. На первом этапе соревнования проводились в частном школьном бассейне. Трибуны были не очень большими, но до единого все места были заняты. Очень много детей. Приходили семьями. Для американцев это прямо традиция: ходить на спорт на выходных, болеть за своих ребят, поддерживать и кричать. Атмосфера сопоставима с чемпионатом Европы.
— Эти этапы Кубка мира были стратегическими для нас...
— Абсолютно верно!
— Уже через два года у нас Олимпийские игры. Заканчивается 2025-й, на носу 2026-й.
— Да, два с половиной года до Лос-Анджелеса.
— У тренерского штаба нашей сборной была идея вывести лидеров и посмотреть, как вы проходите акклиматизацию. Сколько вам нужно времени для того, чтобы задышать хорошо и пройти адаптацию к часовому поясу. Таким образом, к каким выводам пришли?
— Да, Вы правильно сказали, что был для нас стратегический план. Наша федерация очень сильно старалась нас туда вывезти. Естественно, были какие-то организационные моменты по визам, и мы до последнего момента не знали, получится ли поехать. Отправляя за океан, конечно же, нам желали всего наилучшего. Федерация хотела, чтобы мы показали свои лучшие секунды, но при этом старалась сильно на нас не давить. Мы должны были съездить, освоиться, посмотреть на состояние, сделать выводы какие-то на предстоящие годы, в том числе на грядущую Олимпиаду.
Около двух недель как минимум мне понадобилось, чтобы начать себя лучше чувствовать. Хотя даже к третьему этапу я так и не смогла засыпать днём. Для меня очень важно, чтобы могла прийти в гостиницу и у меня был короткий промежуток времени (хотя бы час или два), чтобы я могла заснуть... Возможно, даже затронуть где-то глубокую фазу сна. Мне предельно важно восстановиться к вечерней сессии, перестроиться. Ведь ты просыпаешься опять свежий, бодрый и готовый к финалу. На первых двух этапах в США у меня этого не получалось. То есть как минимум две недели надо. Желательно даже раньше ехать.
— Какие будут делаться ставки на Олимпийский цикл? Что готовим: "спину" или еще будем пытаться цеплять "батт"?
— Для меня конкретно очень удобно построена программа Олимпиады. То есть баттерфляй находится в первые дни, а 200 метров на спине в самом конце соревнований. Теоретически я могла бы заявиться на обе дистанции. Но опять же... Всё очень индивидуально каждый год. Буду смотреть на своё самочувствие. Иногда стоит сфокусироваться на чем-то одном, чтобы максимально высокий результат ты смог показать. Иногда, наоборот, стоит переключаться с одного способа плавания на другой, чтобы не уставать, не выгорать, как говорится. Поэтому не знаю...
Всё надо делать в соответствии с тем, как ты себя ощущаешь. Загадывать я 100% не буду. Но определённо мне бы, как спортсмену, очень бы хотелось совместить эти две дистанции. Ведь в моей жизни достаточно интересно получилось. На первой Олимпиаде я была в финале 8-й на баттерфляе. На второй — такой же, но на спине. Было бы интересно подняться гораздо выше на какой-то из одной дистанций. На сто "брассом" вы меня вряд ли увидите. Отдадим их Алине Змушко и Илье Шимановичу (улыбается). А свои дистанции, да, буду пробовать, конечно.

— Пишем наше интервью в новеньком Бассейне международного класса и видим, что здесь он потихонечку начинает готовиться к Кубку сильнейших спортсменов, который уже в ноябре будет проходить. Вы же в стартах?
— Определенно участвовать буду! Чувствую себя очень воодушевлённо. Хочу проплыть и увидеть своих друзей. Россияне приедут, это как минимум. Уже очень интересно. Большую конкуренцию они умеют составлять. Разговаривала с нашими ребятами. Все очень заинтересованы пообщаться с гостями, посоревноваться. 100% для молодого поколения пловцов это будет интересный опыт.
Сборная России — это спортсмены очень высокого класса. Потому молодежи будет что почерпнуть у них. Российские ребята всегда ведут себя максимально дружелюбно, стараются тебе в чем-то помочь, подсказать, если тебе только это нужно. Всегда ты можешь обратиться, подойти, пообщаться. Это я сейчас говорю для наших молодых спортсменов, чтобы они не боялись ни в коем случае. Уверена, что гости будут только рады передать свой опыт.
— Вы сейчас домой уезжаете. Может быть, через пару дней в Минск прибудете на сбор?
— Нет, я остаюсь в Бресте. Разрешили мне там готовиться. Мне дома комфортнее, привычнее. Плюс я там почти месяц не была. Хотелось бы в родных стенах потренироваться. Я уважаю это место. Здорово, что построили такой Бассейн международного стандарта прекрасный для нашей сборной. Но дом все-таки домом остаётся. Я обожаю свой бассейн брестский. РЦОП для меня всегда был особенным местом.
— После Кубка сильнейших что в планах?
— Сказали, что если мы выступаем достаточно успешно, то едем на Кубок Сальникова в Россию в декабре. Это традиционная история. Тоже очень интересное соревнование. Я бы хотела там поплавать. Такое завершение года, приятное и достаточно весёлое. Опять же, с друзьями повидаться, хорошо выступить и со спокойной душой отметить праздники новогодние.
— И после переходить на большую воду.
— Да!
— И очень жаль, что мы даже не затрагиваем грядущий чемпионат Европы в Польше. К сожалению, белорусов и россиян не пускают сами организаторы. Кстати, были ли какие-нибудь поляки на недавних этапах?
— Были. И мы общаемся. Спортсмены, естественно, не имеют никаких проблем с тем, чтобы выступать в одном бассейне с белорусами и россиянами. Кажется, что все стороны переживают. Думаю, атлеты знают, насколько это нечестно. И я лишний раз не хочу затрагивать данную тему, чтобы ребятам не приходилось потом отвечать за свои слова. Все хотят высокую конкуренцию на всех соревнованиях. Надеюсь, что в будущем картинка изменится.
— Недавно Вы получили почетное звание "Заслуженный мастер спорта"...
— Даже уже забылось! Столько стартов прошло. Благодарна этой награде. Всю свою жизнь я тренировалась. Основной целью было выигрывать медали, улучшать свои результаты, выступать на международной арене. И я даже никогда особо не задумывалась о том, могу ли получить подобную награду. Поэтому для меня тогда эта новость была совершенно неожиданной. Даже как-то ошарашила меня по-хорошему. Я очень рада, что это звание получила вместе со своим бассейном. То есть абсолютно вся организация отмечена. И еще счастлива, что наши дети знают, что можно вырасти в хороших спортсменов, если с семи лет плавать, трудиться и достигать самых высоких результатов. Это очень значимо для меня!
Прямо сейчас все лидеры нашей сборной начинают подготовку к Кубку сильнейших спортсменов, который пройдет в Минске в Бассейне международного класса с 19 по 23 ноября. Конкуренцию белорусам составят топы нацкоманды России. Ожидаем прибытия рекордсменки мира Евгении Чикуновой, а также двукратного призера Олимпиады в Токио Климента Колесникова.