Тренер по плаванию Никита Луговкин в программе "Большой спорт" на "Беларусь 5" прокомментировал выступление на ОИ-2024 своей подопечной Анастасии Шкурдай, рассказал, есть ли сейчас серьезная конкуренция на ее дистанциях, а также поделился советом, как решать со спортсменами вопросы психологического характера.
— Нейтральный статус как-то сказывается или все-таки нет?
— Лично для меня никакой разницы нет. Мы все прекрасно понимаем, за кого выступаем. Может, это имеет значение для спортсменов: они выходят на пьедестал, а там наш гимн не играет.
— Что насчет выступления Анастасии Шкурдай на Олимпиаде?
— Знаете такой момент, когда 3-й быть вроде хорошо, а потом идешь и думаешь, как хотелось бы быть и 2-й, что стоило для этого сделать? Была бы 2-й, думала бы про первое место. Когда едет на Олимпиаду три человека, и они все плавают на уровне финала, это очень круто, это высокий уровень команды. Но попала в финал — хочется еще больше. Как тренер, я результатом удовлетворен, но от своей работы хочется получать больший эффект: чтобы она всех разрывала, побеждала. Но если смотреть на место и цифры, то все хорошо было. Просто хочется большего внутреннего удовлетворения от достижений.
— Довольны ли вы бронзой Анастасии на недавнем ЧМ? На что настраивались перед соревнованием?
— Самой медалью, конечно, очень довольны. Тем более у нее высокая конкуренция на дистанции сейчас. Женское плавание поднялось. Те спортсмены, которые находятся перед ней, — рекордсменки мира. Да хотелось бы бороться за что-то большее, но в целом, если реально оценивать ситуацию, то, что она навязывает борьбу таким сильным спортсменкам, о многом говорит. У нее впереди длинная карьера, уверен, она будет не только наравне с ними, но и лучше. Здорово, что на другой своей дистанции 100м на спине она сделала хороший прогресс. Потому что, если он есть на сотне, будет и на 200 м.
— Радость понятна, но не было ли огорчения, что можно получить медаль более высокой пробы?
— У меня было и есть.
— Учитывая молодой возраст Анастасии, ваш тренерский опыт, какой потенциал видите? Есть ли планка, до которой хотите добраться?
— Сложно сказать, где конкретно Настя (Анастасия Шкурдай) может остановиться. Все зависит от нее самой. Когда она поймет, насколько ее возможности безграничны, ее будет не остановить. Пока она еще слишком скромная. Можно думать, что это уже для нее многое, но на самом деле нет. Потенциал у нее очень большой. Я ей говорю, что поедем в Америку на Олимпиаду в 2028-м, в 2032-м в Австралию и на 2036-й еще замахнемся. И ей это нравится, видит, что в ней заинтересованы, в нее верят. Постепенно она раскроется окончательно.
— Вопрос в каком-то физическом плане или в голове?
— В голове. В физическом плане у нее все в порядке. Она просто не знает, насколько невероятно сильна. Поймет, насколько высоко ее ценят соперники. Это же тоже очень важно. А потом она пойдет вперед и все.
— Раскройте секрет, в чем решение таких психологических вопросов?
— Очень часто все идет из семьи. Как родители смотрят на своего ребенка, какие они ему дают возможности. Есть родители, которые на желания ребенка что-то достичь говорят, что ему это не надо, будь как все. А есть те, которые говорят, что верят в него и все. И вот те спортсмены, которые себя ценят и знают, достигают многого. Даже не столько на тренировке, сколько в уверенности "я могу". Он говорит: "Я сейчас пойду и выиграю". И он идет и у него получается. Это тот самый внутренний стержень, который позволяет им верить, что они могут все что угодно. Это помогает двигаться все время вперед.
— Есть ли серьезная внутренняя конкуренция?
— Есть, но немного. Хотелось бы, чтобы ту же Анастасию посерьезнее поджимало, а ее это еще больше мотивировало.