Новый председатель Белорусской федерации плавания Ольга Степусь ответила на вопросы sport5.by после чемпионата мира в Сингапуре. Его результаты на водных дорожках все знают, а вот что принесли кулуарные переговоры? Ведь белорусы пока не в полной мере допущены к международным соревнованиям...
— Ольга Васильевна, совсем недавно завершился чемпионат мира по водным видам спорта. Наша команда в Сингапуре была представлена Ильей Шимановичем, Анастасией Шкурдай, Анастасией Кулешовой, Григорием Пекарским и, конечно же, Алиной Змушко. Пожалуй, это один из самых боеспособных коллективов, который был за последнее время. Оцените общее выступление белорусской команды.
— Не считаю себя экспертом в плане спортивных результатов. Но, конечно же, оценку поставлю высокую, ведь у нас одна из сильнейших команд. Системная подготовка дала свои плоды. Несмотря на то что мы выступали как нейтральные атлеты, все знали, что это спортсмены, представляющие Республику Беларусь.
— Вы впервые были в Сингапуре? Как оцените организацию турнира?
— Впервые вижу такой чемпионат мира, хотя ранее мне удалось побывать и на других крупных спортивных форумах. Но то, что нам представил World Aquatics в Сингапуре, заслуживает всяческих похвал. Объекты, которые использовались, были либо временно возведенными, либо специально построены к данному событию. Их инфраструктура, наполнение, климат и все потоки для клиентских групп, в первую очередь для спортсменов и тренеров, достаточно высокого уровня.
Сингапур действительно подготовился, что отмечал и Глава World Aquatics на конгрессе: уровень зрелищности, графика, презентация спортсмена, церемония награждения. Это все говорит о том, что Международная федерация на самом деле работает над популяризацией водных видов спорта.
— Болельщиков много было на трибунах?
— Да, все трибуны были заняты. Зрители активные! Команды болели фантастически друг за друга, с различными кричалками. Это заставляет задуматься о том, что командный дух в плавании все-таки превалирует, хоть это и индивидуальный вид спорта.
— Возвращаясь к нашим достижениям, конечно же, нельзя не отметить бронзу Алины Змушко. Она очень долго ходила вокруг да около пьедестала, и наконец-таки есть эта вот долгожданная награда. Довольны результатом?
— Я очень довольна. Для меня Алина – пример опытного, высококлассного спортсмена, который очень много инвестирует в себя как в профессионала. То, как она работает с тренером и со всей спортивной менеджерской общественностью в нашей стране, как мотивирует подрастающее поколение, заставляет ее уважать. Такой профессиональный подход, как мы видим, дал свои плоды. Она боец. Заслужила это. А еще на этом чемпионате мира ей сопутствовала удача.
Мы болели, и, откровенно говоря, плотность результатов такова, что практически ничего не понятно в моменте. Мы постоянно оглядывались на табло, чтобы увидеть, как плывут девчонки. И когда, наконец, высветился третий результат у Алины, испытали просто бурю эмоций.
— Мы также традиционно ждали наград от лидеров белорусской сборной – Ильи Шимановича и Анастасии Шкурдай. Как вам кажется, чего ребятам не хватило в Сингапуре?
— Знаете, я бы сказала, что у нас сейчас несколько лидеров в сборной: на прошлом чемпионате мира была медаль у Анастасии Шкурдай. На планетарном первенстве на короткой воде награды завоевали и Илья Шиманович, и Анастасия Шкурдай. А вот сейчас Алина блеснула. Это говорит о том, что выстроена правильная системная подготовка. Илье, возможно, не хватило удачи. Возможно, ему стоит переориентировать свою подготовку с учетом выученных уроков.
Что касается Анастасии Шкурдай, то мы проанализировали результаты. Девушка прогрессирует на своих основных дистанциях. То время, которое Анастасия показала в Сингапуре, оказалось лучше результатов, чем на Олимпийских играх год назад в Париже. И по сезону она также зачастую плавала чуть медленнее. Ее сегодняшнее пятое место на чемпионате — это достойный результат. К тому же, не будем забывать и о высочайшей конкуренции: между первым и шестнадцатым местом разница невелика. Это изумляет и поражает. Чемпионат мира был первым после летних Игр. Это момент, когда многие спортсмены и тренеры "подтягивают" резервы, дают шанс молодым, пробуют новые методики подготовки. Подводя итог, Анастасия Шкурдай в рабочем состоянии, ее результаты улучшаются.
— Мы уже неоднократно говорили о плотности результатов. Как вам кажется, почему плавание становится таким быстрым?
— Я думаю, что это все системная подготовка, а также поиск резервов. Пловцы сейчас все очень сухие, мышечные, легкие, лежат на воде. Сейчас сотые секунды решают судьбу. Отмечу, что в подготовке сегодня практически нет границ. Все тренируется в разных форматах, в том числе работает клубная система. Ведь максимального результата можно достичь только в конкурентной борьбе. Глядя друг на друга, изучая иные методики подготовки, находясь в поиске новых смыслов и тех способов, где можно прибавить, мы и выводим плавание на новый уровень.
— В рамках чемпионата мира по водным видам спорта состоялся и конгресс в World Aquatics. Примечательно, что в Сингапуре был ряд приглашенных гостей, например, бывший и нынешняя главы Международного олимпийского комитета. Удалось ли как-то повзаимодействовать с Томасом Бахом и Кирсти Ковентри?
— Наш обновленный состав федерации был полностью признан. Мы успели с мая подготовить все необходимые документы для того, чтобы стать полноценными участниками Конгресса. Были очень приятно удивлены, что находились там были именно как Республика Беларусь.
— И флаг был, верно?
— Да, очень важный индикатор, как и участие Томаса Баха и Кирсти Ковентри. Томас Бах планомерно передает борозды правления своей преемнице. Они выступали с приветственным словом. Кирсти Ковентри представили как двукратную олимпийскую чемпионку по плаванию. Показали видеоматериалы ее побед, рассказали даже какие-то эмоциональные истории спортивной карьеры. Это было очень трогательно. Конгресс проходил в очень расширенном составе в этот раз. Было представлено более 200 федераций. Безусловно, пообщаться с руководством МОК нам удалось только на фоне общего знакомства, но и это тоже очень важно.
У нас были встречи с лидерами плавательного сообщества, например, с Главой World Aquatics. Провели общение достаточно качественно. Познакомились, обсудили интеграцию в плавательное сообщество. Также представили наш замечательный бассейн международного стандарта. Ещё презентовали себя как страну, которая могла бы претендовать на мировое спортивное событие. Ещё, конечно, говорили о возвращении на международную арену. Есть предпосылки, что практически до всех форумов нас допустят. Мы уже почти везде участвуем, остался только взрослый чемпионата Европы. Пока еще в нейтральном статусе, но думаю, что в ближайшее время ситуация будет разрешаться в положительную сторону.
— А на чемпионат Европы мы не можем попасть, потому что европейцы не сильно хотят нас видеть?
— Я бы так не сказала. Юношеский чемпионат Европы в Румынии уже полностью мог бы быть с нашим юными спортсменами. Но мы просто не планировали его в модели подготовки. На следующий юниорский Европейский форум обязательно поедем. Уже принято однозначное решение. Что касается Главы Европейской федерации плавания, с ним тоже состоялась достаточно плодотворная встреча. Есть предварительные договоренности, что будет рассматриваться наш вопрос участия во взрослом чемпионате Европы. К объекту, к стране и потенциальной возможности посетить Беларусь, чтобы ознакомиться с нашей обновленной инфраструктурой, тоже есть колоссальная заинтересованность.
Кроме этого, члены бюро, которые представляют Европу, также хотели бы приехать и своими глазами увидеть наш новый плавательный комплекс. То есть, мы полностью прорекламировали бассейн международного стандарта в Минске. Считаю, что такие объекты должны принимать спортивное мероприятие мирового уровня. Нужно работать именно в этом направлении, прогрессировать от события к событию, качественно повышая организационный уровень.
— После всех этих встреч у вас есть ощущение, что идет потепление отношений между нашей стороной и международным плавательным сообществом?
— Я в этом абсолютно уверена. Отношение к нашей стране и федерации достаточно теплое. Для меня показательно, что мы были приняты везде и диалоги состоялись. Не знаю, как будут развиваться события, но первое впечатление положительное. В остальном, время покажет. Есть контакты с руководителями программ развития World Aquatics, с главами Международной федерации, Европейской и Федераций регионов. Часть из них мы даже пригласили на ближайший старт Кубка сильнейших, который пройдет в ноябре.
Мы ставим самые амбициозные цели и надеемся, что некоторые спортсмены из других федераций с учетом своего календаря смогут найти возможности принять участие в нашем спортивном событии, которое организовано совместно с Российской Федерацией для усиления конкурентоспособности.
— Наш бассейн международного класса. Он соответствует мировым требованиям?
— Да, мы можем проводить чемпионат мира здесь. Все соответствует требованиям: по количеству зрительских мест, а также инфраструктуре. Наша задача сейчас — выстроить работу так, чтобы сделать все события зрелищными и качественными. Возможно, даже используя иные объекты, не только Минска, но и, например, Бреста. То есть можем претендовать смело на какую-то серию стартов территориально. Это принято в мире. Возможно, мы можем пойти по модели грядущего Кубка мира. Сейчас этапы будут принимать Азербайджан, Казахстан и Узбекистан. То есть три абсолютно разные страны за 2026-й год. Мы посмотрим, как наши коллеги с этим справятся. Они еще не все имеют объекты, введенные в эксплуатацию. А у них останется год до этапа Кубка мира. Поэтому я считаю, что мы с уже построенной инфраструктурой абсолютно способны на многое. Нам нужно будет добавить какие-то элементы зрелищности и представления. Подготовить команду.
Я хотела бы сконцентрировать внимание на том, что у нас не совсем достаточно спортивных менеджеров, которые способны организовать событие на таком уровне, как чемпионат мира или Европы. То есть сделать такой старт, чтобы мы могли продемонстрировать, насколько удовлетворены все клиентские группы. В первую очередь, это спортсмены и тренеры. А далее все те люди, которые выполняют свою функциональную роль на объекте. Чтобы все судьи могли спокойно работать на той же электронике. К слову, одной из договоренностей с Международной федерацией является сертификация нашего бассейна. По итогам поездки в Сингапур мы получили обратную связь. Этим вопросом будет заниматься технический комитет.
— Прямо сейчас готовятся наши юниоры к возвращению на планетарную арену. Насколько они готовы?
— Это также очень значимое событие для нас. Наши ребята практически не выезжали на международные старты с 2019-го года. После ковидного периода для них это первый старт. Утвержден уже состав спортивной делегации. Более чем 10 человек будут участвовать. Мы, конечно, анализируем их потенциальные результаты с мировыми. Прогнозы пока только делаем. А как будет по итогу, чуть позже узнаем. Юниорское плавание непредсказуемое. Вплоть до самых значимых результатов либо самых незначительных. На сегодня сделали все, чтобы состав делегации выезжал. Буквально неделя подготовки в этом бассейне остается, а затем выезд. Мы сделали все, чтобы они благоприятно добрались до Румынии и поучаствовали там. Возможно, будут даже заявлены эстафеты. Нужно, чтобы максимально наши пловцы реализовались на своих дистанциях. Думаю, для них это очень значимое событие.
Смотря на то, как мы выступили в Скопье на олимпийском фестивале, надежды самые благоприятные. Дети заряжены, но главное в условиях конкурентной среды — совладать со своими эмоциями. Это все-таки наше будущее. Исходя из этого старта, будем анализировать, как далее выстраивать систему подготовки юниоров. Лично мне очень хотелось бы над этим поработать. Есть объекты, есть тренерский состав, нужно суметь выстроить эту работу так же, как тренер национальной сборной сумел подготовить ребят за олимпийский цикл к мировым стартам.

Фото: НОК Беларуси и Белорусская федерация плавания