"Два разных человека": Алина Змушко сравнила себя на Олимпиаде и ЧМ

Белорусская пловчиха неделей ранее завоевала бронзу чемпионата мира на 200-метровке брассом

Три медали — таков итог белорусов на уже завершившемся чемпионате мира по водным видам спорта. 

Свыше трех недель всё внимание было приковано к Сингапуру, который и принимал планетарный форум. Вначале мы радовались за синхронистку Василину Хондошко, которая у "солисток" забрала серебро и бронзу за техническую и произвольную программы соответственно. Ну, а после — все переживали за пловцов. Илья Шиманович, Анастасия Шкурдай, Григорий Пекарский, Анастасия Кулешова и, конечно, Алина Змушко. В таком составе ребята и девчата штурмовали мировое первенство. К слову, это один из самых боеспособных коллективов за последние годы. Именно уроженка Калинковичей преподнесла сюрприз на главном старте сезона. На дистанции 200 метров брассом она разделила бронзовую медаль с Кейлин Корбетт из ЮАР.

Белорусская дружина уже вернулась из Сингапура. Сразу же по прилете мы обстоятельно поговорили с Алиной Змушко.

— Алина, с возвращением на Родину! Бронзовая медаль чемпионата мира. В какой конкретно момент пришло осознание, что Вы совершили: когда увидели своё имя на табло или когда поднимались на пьедестал почета за наградой? Или, может, спустя несколько дней после заплыва?

— Когда вылезла из бассейна, потому что начали девочки поздравлять друг друга. Финишировав, увидела, что у меня четвертая строчка. Коснувшись бортика, я не поняла: четвертая или третья? К сожалению, табло было так далеко, я щурилась и не понимала, какой все-таки результат. Поэтому первая эмоция — когда мы с девочками стали поздравлять друг друга. Вторая — когда меня встретила вся наша команда. Это было буквально через пару минут. Я еще была в гидрокостюме, в шапочке, очках, босая, без вещей… Меня так и встретили ребята. Поздравили. Было очень приятно, я не ожидала. И вот ещё тогда почувствовала большую-большую радость, что принесла эту медаль команде.

— Эмоции, которые Вы испытали, когда поднимались на пьедестал почета, можно с чем-либо сравнить?

— Нет. Эти эмоции не передать словами. Я стояла и наслаждалась моментом и каждой секундой, когда мы еще не встали на пьедестал, а стояли рядышком. После, когда мы уже были на пьедестале, а нам вручали награды… я еще больше почувствовала атмосферу: полные трибуны зрителей. Эти впечатления не передать словами.

— А разве, когда ты идешь на дистанцию, зрители не заметны?

— Нет, потому что ты стараешься сфокусировать внимание на свою дорожку. И там свет немного другой: направлен на бассейн и на спортсменов, как они выходят. Ты стоишь, как на сцене в софитах: зрителей не видишь, а всё внимание направлено на тебя. Ощутила, когда все начали кричать, кто за кого, и только тогда и почувствовала атмосферу трибун.

— Из всех наших атлетов на чемпионате мира только Вы выступали сразу в трех видах программы. Готовили полтинник, 100 и 200 метров. Но основная ставка (кажется) делалась именно на последнюю дистанцию из перечисленных. Почему?

— Я рассчитывала и на 200, и на 100 метров. На 200 мне нужно было удержать свою тренировочную нагрузку, потому что 100 и 200 метров — разные дистанции, и нужно держать себя в форме. Сказать, что было тяжело? Нет. Было тяжело в плане тренировок: каждый деть плавать по два раза. Ездить и совмещать все это. Плавать на 100, потом резко на 200 переключаться, потом на полтинник. Конечно, на полтинник хотелось проплыть по своему результату. Но, несомненно, как получилось, так получилось. Но 200… безумно рада, что тут уже говорить.

— На 50 метров после успеха накануне уже было не так важно?

— Нет, так спортсмены не делают! На полтинник я все равно настраивалась, но понимала, что все-таки больше готова на 200. Сначала 200, потом 100, а полтинник — старались удержать то, что у меня было раньше. А это разные соревновательные техники. И плюс усилия были значительнее на 200 и на 100. Тяжело совмещать и то, и другое.

— Раньше мы все "коронной" дистанцией называли Вашу сто метров брассом. Видится, что надо менять?

— Мне тренер всегда говорил: "Тебе нужно двести-двести-двести…" А я все никак! Но вот пришла к этому, видимо, спустя столько времени. Сотня у меня тоже неплохая, если смотреть по рейтингу. Но, повторюсь, всё потому что была сделана подготовка на 200 очень сильная, и соблюсти все эти техники очень тяжело. Поэтому терялась немножечко, и были некоторые моменты такие перед соревнованиями. Но мы с тренером сели и обсудили тренировку перед стартом прямо, чтобы повторить, посмотреть, как это будет выглядеть.

— В одном из интервью после победы в Сингапуре Вы отметили, что решили выбрать новую тактику в подготовке после Олимпиады в Париже. Что конкретно Вы поменяли с Игорем Макеевым? Как объяснить это простыми словами для болельщиков?

— Я после Олимпиады специально набрала вес, которого мне так не хватало. С чего всё начиналось? С набора мышечной массы! По мышечной массе, если брать Олимпиаду и сейчас, — это два разных человека. У меня там брали состав тела. Тогда не было даже никакого процента жира. Мне просто не хватало этих энергетических ресурсов, чтобы держаться на соревнованиях от первого дня до последнего. А сейчас немного изменили тактику. Набрали больше 5 кг, а это достаточно много для плавания.

— Давайте сразу подчеркнем, что это не то, что Вы пошли и наели эти килограммы фастфудом?

— Нет! Это правильное питание. И плюс тренировки в зале – полгода мы смотрели, что подходит, что нет. Все индивидуально, и каждому спортсмену тоже нужен подход: говорить, что на другом человеке таким же образом сработает, нельзя. Вот на мне это получилось. Мы долго пробовали. Были необходимы эти полгода, чтобы понять, к чему придем.

— Что скажите про Вашу физическую форму? Вот Вы сейчас готовы лучше, чем год назад на Олимпиаде? Учитывая, что в полуфинале не хватило всего три сотых секунды до повторения своего же лучшего достижения и (параллельно) рекорда страны.

— Если брать мое нынешнее состояние и сравнить с тем, что было в прошлом году, то это было бы гораздо быстрее. Сейчас я просто в этом новом состоянии пытаюсь плавать быстро. И нужно учитывать, что это не только мышечная масса. Здесь нужно правильно построить подготовку к старту. Если на тренировке у тебя все получается, а потом, условно, ты нагрузку сбавляешь, то тело не получает того объема, который ты выполнял. И организм не понимает, почему столько энергии и куда ее нужно выплескивать. Из-за этого ты начинаешь рвать воду, не чувствуешь ее. Это очень тонкий момент, который мы с тренером и пытались найти.

— В решающем заплыве на 200 метров были двукратная олимпийская чемпионка Кейт Дугласс из США, а также рекордсменка мира россиянка Евгения Чикунова. Вот эти "разборки" девчат в моменте финала заметили? Насколько их битва за золото помогла добавить на финише и Вам?

— Мы плыли по разным дорожкам. И, к сожалению, мне было абсолютно ничего не видно. Во-первых, всё так молниеносно. Я плыла по второй дорожке и видела только первую и третью, то есть тех, кто по соседству. А тех, кто в центре, к сожалению, не видела. Боролась с теми девчонками, которые плыли рядом по дорожкам. Понимала, что могу добавить: если посмотреть видео, то последние 15 метров добавляла по максимуму. Причем не каким-то темпом, а за счет мощности. Старалась выполнить то, что нарабатывала.

— Какое общее впечатление от Сингапура? Как Вам организация чемпионата мира? Удалось ли город посмотреть?

— В Сингапуре мы уже были на этапах Кубка Мира. Сейчас не получилось, к сожалению, посмотреть город, потому что, начиная с первого дня и заканчивая последним, были соревнования. Очень жарко — и это тоже энергетические затраты. Но вообще считаю, что чемпионат мира прошел очень круто. Результаты очень-очень высокие на всех дистанциях. Я удивилась! Мы были готовы к быстрым секундам, но не прямо настолько.

— А атмосфера в бассейне между сборными какой была?

— С нами была еще российская команда. И мы сплоченно, по-дружески общались. Друг друга поддерживали. Еще вместе разминались. Классные ребята, атмосфера, все дружелюбные, общительные. Хотелось бы побыть подольше. Даже на трибунах посидеть и поболеть. Я была только на финале 200 на спине. Тогда Анастасию Шкурдай смотрела. Очень за нее переживала. Хотелось бы еще какие-нибудь заплывы посмотреть, но не получилось. Но ты должен выбирать: либо приехал смотреть, либо выполнять свою работу. Поэтому я, если закончила тренировку, ехала в гостинцу отдыхать, восстанавливаться к заплыву или к следующему дню.

— Какие дальше ближайшие планы?

— У нас с тренером предстоит разговор о планах и подготовке. Сейчас непосредственно впереди отпуск. Нужно перезагрузиться, восстановиться. Я не люблю, когда вот прямо в день приезда со страта надо решить, что будет дальше. Нужно отдохнуть и принимать решение без этих эмоциональных качелей.

— Для Вас данная награда на мировых (как, к слову, и европейских) первенствах стала первой в карьере. У Вас есть понимание: почему Вы раскрываетесь именно сейчас?

— Сделали для меня идеальную форму. Определились с подготовкой, которая мне позволяет добавить, улучшить. Мы наши фишку, которую я применяю. Если раньше экспериментировала, пробовала, искала свою технику, то сейчас уже знаю точно, что она дает результат. Именно на этой технике стараюсь добавлять. Возможно, мы поменяем программу тренировок, но технику плавания и подготовку к основному старту оставим прежними. Какие-то тренировочные моменты, конечно же, будем стараться улучшать, чтобы результат был еще выше.

— Как чувствуете: есть ли еще резерв и потенциал? Особенно если сейчас заглянуть в календарь и понять, что до Олимпиады осталось всего-то три года.

— Конечно, думаю, что да. Судя по анализу, который сбрасывает нам главный тренер после каждого заплыва, видим, насколько уменьшается количество гребков, возрастает мощность, при этом не сбивается  темп. Это уже положительный результат. То есть ты не берешь за счет каких-то рывков, когда уже умираешь к концу дистанции, а правильно проходишь всю программу от начала и до конца с одной и той же мощностью. Это и есть тот прогресс, который мы искали, к которому я шла.

— У Вас День рождения 5 января. То есть по знаку зодиака Вы Козерог. Обычно представители этого знака любят планировать. Потому вопрос: задумываетесь ли про Олимпиаду в Лос-Анджелесе?

— Что касается планов, то я не строю их на годы… Нет! Стараюсь жить в моменте, но анализировать: насколько хватит сил идти дальше? Давайте поживем — и увидим! Я думаю о планах на предстоящий сезон. Хочется результат улучшить. Поэтому пока нужно проанализировать и понять, как строить подготовку дальше.

— Вы обладатель диплома в области психологии. Данный пьедестал в Сингапуре случился в том числе из-за того, что Вы стали заниматься самоанализом?

— Конечно, это помогло! Стараюсь для себя искать что-то новое. Методики, например. Вот сейчас на чемпионат мира взяла книгу. Читала перед стартом, когда ехала в автобусе или ожидала заплыва. Начинаю искать разные способы, которые мне могут быть полезны, чтобы настроиться. С уверенностью говорю, что лично мне очень сильно помогает психология. Я познакомилась со многими людьми из этой области. Они со мной какое-то время даже работали. Я им очень благодарна. Ведь важно не только физически, но и психологически правильно подготовиться к старту. Это один из аспектов.

— Что читали конкретно перед финалом 200 брассом?

— "Подсознание может все". Книга очень быстро читается. Небольшая, пересмотрела её уже много раз. У меня такое случается — нужно перечитать еще и еще раз, чтобы направить ресурс в нужное русло.

На этом соревновательный год в плавании не завершен. Теперь настало время поболеть за белорусских юниоров! Только в нынешнем сезоне World Aquatics допустил наше подрастающее поколение к мировым стартам в нейтральном статусе. Ребята и девчата готовятся к большому вызову.

Первенство планеты примет Румыния с 19 по 24 августа.

Поделиться