Председатель Белорусского лыжного союза Александр Гребнев в программе "Большой спорт" на Беларусь 5" (эфир 12 апреля в 09:10) поделился своим мнением о возвращении белорусских и российских спортсменов на международные соревнования. Напомним, Совет Международной федерации лыжных видов спорта (FIS) заявил, что не будет обсуждать этот вопрос в ближайшее время. "Статус российских и белорусских спортсменов на соревнованиях FIS не включен в повестку заседания Совета организации, запланированного на 16 апреля". Напомним, FIS отвечает за ряд олимпийских лыжных дисциплин, таких как лыжный спорт, горные лыжи, прыжки с трамплина, лыжное двоеборье, фристайл и сноуборд. Белорусские и российские представители данных видов спорта отстранены от международных соревнований с февраля 2022-го года.
— Еще в начале года президент Международной федерации сказал, что есть определенный потенциал нашего возвращения на арену. Изменилось ли с тех пор что-нибудь?
— На самом деле в одном из известных скандинавских изданий он в интервью озвучил такой лейтмотив, что нужно обсудить вопрос возвращения белорусских и российских спортсменов на международную арену. Атлеты не должны страдать и нести ответственность за паспорт той страны, которым они обладают. Это было сильное заявление с морально-этической точки зрения, но на сегодняшний день в дело пока не переросло. Однако это не отменяет того факта, что диалог с Международной федерацией лыжного спорта и сноуборда продолжается. Никакие ограничения с точки зрения нашего взаимодействия не были осуществлены: мы остались полноценным членом этой организации, находимся в контакте со всем офисом, регулярно общаемся, обмениваемся различными вопросами. Буквально две недели назад отправили очередной запрос с просьбой допустить белорусских спортсменов: его планируют рассматривать в ближайшее время.
Существует несколько сценариев. Ближайшее заседание FIS состоится 16 апреля, но, будет ли этот вопрос включен в повестку дня, трудно пока сказать, потому что оно проходит традиционно по итогам лыжного сезона. Следующее заседание планируется 8 мая в рамках Международной лыжной конференции. Крайний срок, когда мы рассчитываем на положительное решение, — это 13 июня, тогда будет Международный лыжный конгресс, который пройдет онлайн. На каком-то из этих заседаний вопрос поднимется. Это наши договоренности с международной федерацией.
Как мы знаем, со стороны МОК была определенная положительная риторика: и со стороны уходящего президента Баха, и со стороны избранной Ковентри. Поэтому посмотрим.
Мы, безусловно, держим кулачки. Все необходимые запросы, которые поступают со стороны международных организаций, предоставляем своевременно и в полном объеме. Они располагают полностью всей информацией, которую получают от нас, поэтому диалог между нами динамичный. На той стороне провода есть понимание ситуации.
— Когда сможем поболеть за белорусов на международной арене? А то часто начинают докапываться до каждой мелочи.
— Безусловно, здесь есть и субъективный фактор. На той стороне — люди, представляющие абсолютно разные круги и имеющие отличные политические пристрастия. Этого исключать нельзя. Но важно, что мы абсолютно открыты и у нас все прозрачно. Уверены в наших спортсменах, потому что это в том числе и наша ответственность. Три года не сидели и не ждали, когда нас допустят, а активно тренировались благодаря хорошей дружбе с российской стороной. Наверное, люди соврут, если не скажут, что российская сборная — сильнейшая в мире.
Помним итоги Олимпиады в Пекине — феноменальный результат. Этих людей до сих пор вспоминают и ждут. Спорт без чистой и хорошей конкуренции теряет свою привлекательность, и сегодня мы видим, что телетрансляция в мировых гонках упала на 4%. Недавно был чемпионат мира — зрителей особо на трибунах и не было, потому что нет чистой конкурентной борьбы.
А интрига всегда должна присутствовать, особенно в спорте. Думаю, что критерии, которые применялись на Летней Олимпиаде в Париже, может быть, с какими-то доработками, будут применены и к кандидатам участия в Играх в Италии. Здесь нельзя не учитывать фактор, что сильнейших будут вырезать. Например, как с борьбой: многих титулованных спортсменов по каким-то причинам убрали. Хочется верить, что здравый смысл возобладает, и мы будем опираться на принципы, заложенные Олимпийской хартией, а не на личные пристрастия и настроение людей. Безусловно, ждем критерии — готовы в любой момент.
— Может быть, нам дадут wild card?
— Такие разговоры тоже в кулуарах ведутся. Были предложения от ряда стран, но, мне кажется, это вызовет еще большее сопротивление, потому что это будет своего рода прецедент. Начнутся пересуды и разговоры, что может впоследствии привести к еще большему скандалу. Но верю, что наших сильнейших спортсменов, которые действительно способны бороться за результат, допустят. Wild card — это хорошо, надо на это надеяться, но в первую очередь необходимо рассчитывать на тех людей, которые способны что-то показать.
Разговоры разговорами, но наша задача — подойти к соревнованиям на пике формы как физической, так и психологической. Ведь это подвешенное состояние создает очень сильное моральное напряжение. Поэтому сейчас мы: федерация, команда, тренерский персонал — работаем над тем, чтобы наши спортсмены находились в наиболее оптимальной кондиции. Безусловно, готовимся к Олимпиаде. Для кого-то это мечта, для кого-то — цель. Все едем представлять страну, и неважно, какую наклейку на нас повесит МОК. В душе наш флаг, наш гимн, наша Родина.
— Можно сказать, что эти три года позволили нам просмотреть ближайший резерв? Потому что, как правило, в огромном количестве соревнований, куда постоянно ездят лидеры, теряется возможность найти новые кадры.
— Глава государства часто говорит: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Вроде хотели нас сломать, а сделали еще сильнее. На самом деле за это время обновились команды, и это произошло не только в лыжных гонках: это случилось и во фристайле, и в сноуборде, и в горнолыжном спорте. И вот эти три года очень пристальное внимание уделяли спортивному резерву: в календаре появилось много стартов, и количество юниоров, принимающих участие в этих соревнованиях, колоссальное. Это позволило нам провести определенную селекцию и обратить внимание на тех людей, которых раньше в силу смещения фокуса на спорт высших достижений мы не могли просмотреть.
Сейчас открылось очень много талантливых детей. Делаем на этом акцент. Это огромный пласт работы как для нас, так и для регионов, потому что видим, как у них развивается спорт. Дети могут соревноваться с такими же детьми из различных регионов России. Чудесное мероприятие, на которое нас пригласили, — "Дети Азии". Ребята ездят по различным регионам, находятся в абсолютно разных климатических, технических условиях. Не можем знать, как бы вышло без отстранения, но сейчас такая ситуация.
— Затронем фристайл, это наша сила, база. Может быть, там что-то слышно?
— Когда мы были проинформированы о временных ограничениях, то оно распространялось на все лыжные виды спорта, так как все находимся в семье FIS. Что касается фристайла, там немного обновился состав, но есть и лидеры, вроде Анны Гуськовой, которая задает темп подрастающему поколению. Мы это видели на протяжении последних сезонов в результатах. Ребятам, конечно, нужно еще работать. У нас как-то так сложилось, что женщины сильнее на наш век выпали, это не может не радовать. Они нас мотивируют. Можно сказать, что подготовка идет с прицелом на Олимпиаду.
Очень не хочется нарушать нашу традицию с 1998-го года, когда каждые Игры привозили медаль. Активно тренируемся. К сожалению, не везде есть условия для создания акробатического склона. Будем отталкиваться от международной повестки, что касается мотивации, она до сих пор присутствует.
Фото: НОК Беларуси