21 октября в швейцарском поселке городского типа Оберхофен-ам-Тунерзее, вблизи знаменитого средневекового замка, уютно устроилась штаб-квартира Международной федерации лыжного спорта и сноуборда (FIS), состоялось заседание этой организации, отвечающей за целый ряд олимпийских дисциплин: лыжные гонки, северное двоеборье, горные лыжи, фристайл, прыжки на лыжах с трамплина, сноуборд.
На повестке дня стоял вопрос о возвращении российских и белорусских спортсменов в международные турниры, точнее, об их выступлениях в нейтральном статусе на предолимпийских этапах Кубка мира. Что и могли позволить завоевать лицензии в Милан-2026.
Однако увы! После многочасового заседания во вторник на официальном сайте международной федерации появилось следующее короткое и удручающее сообщение: "Совет FIS проголосовал за недопуск спортсменов в индивидуальном нейтральном статусе (AIN) к квалификационным соревнованиям зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2026 года в Милане…"
И МОК ничего поделать больше не может. Все потому, что каждая международная федерация сохраняет за собой право самостоятельно решать допускать или нет "нейтралов" к квалификационным олимпийским соревнованиям.
Таким образом, как говорил шекспировский Гамлет: "Колесо судьбы свершило свой оборот". Мы вновь в "нулевой точке", и, значит, наши надежды увидеть отечественных лыжников – гонщиков и акробатов, на Белых играх-2026 фактически развенчаны.
История вопроса
FIS включила санкционный режим против россиян и белорусов еще в начале весны 2022 года. Жесткое отстранение и отсутствие всякого желания отделить мух от котлет, то есть, политику от профессионального спорта.
При этом было очевидно, что страдает сама федерация и, как следствие, все подведомственные ей спортивные дисциплины. В первую очередь, речь идет о лыжных гонках и фристайле, хотя и в сноуборде — слаломных дисциплинах, россияне традиционно сильны. Ну, а представить себе топ-финал лыжных акробатов без белорусов и россиян по-прежнему невозможно.
Так что утрата популярности в силу ослабления конкуренции легко считывалась, а резкое снижение телевизионных рейтингов тех же лыжных гонок, немедленно привело к финансовым потерям. Весьма солидным для фисовцев. Так чемпионат мира-2025 по лыжным видам спорта, что прошел минувшим февралем в норвежском Тронхейме, принес организаторам вместо прибыли колоссальные многомиллионные убытки.
Тем не менее, FIS под влиянием, прежде всего северных стран — Норвегии, Швеции и Финляндии, отказывалась сдвигаться с санкционных позиций и тем самым игнорировала собственные экономические интересы (уже не говоря об олимпийских идеалах!), на которых и зиждется профессиональный спорт. И это скандинавское лобби или, говоря точнее, шайка-лейка, "стояла" так прочно, что шансов раскачать их группировку, казалось бы, не было.
Однако на сентябрьском исполкоме МОК в Милане именно "лыжная надежда" обрела очередное "второе дыхание". Ибо спортивный директор МОК Пьер Дюкрей вначале сформулировал тезис о "необходимости продолжать работать с федерациями", а затем расшифровал его с налетом оптимизма: "FIS еще может открыть двери". И его сигнал был услышан.
Реалии на снегу
Как выяснилось, подлинного антироссийского и антибелорусского единства в международной федерации нет. Даже несмотря на фигуру президента Йохана Элиаша, имеющего гражданства Швеции и Великобритании. Как бы сам он ни ратовал за режим санкций, но отмахиваться от экономических потерь никакому руководителю непозволительно. Так что именно в отношениях с FIS у МОК нашлись рычаги воздействия, хотя, какие именно, сейчас сказать трудно.
Но тут главное, что миланские слова Дюкрея не разошлись с делами: для россиян и белорусов действительно попытались открыть двери в "лыжный мир". Более того, в преддверии совета FIS многими экспертами даже овладел неумеренный оптимизм.
Все потому, что благодаря информационным утечкам (наверняка, намеренным) стало известно следующее: уже сам Элиаш продвигает в массы весьма отрадные тезисы! Во-первых, большинство национальных лыжных федераций выступает за возвращение России и Беларуси; во-вторых, спортсмены не выбирают страну, в которой родились; в-третьих, согласно новым рекомендация МОК, спортсменов нужно допускать в нейтральном статусе.
Впрочем, лично я уверен, что президент FIS вел очень сложную игру, по итогам которой сей господин и вышел в дамки. К сожалению. Поясню, о чем идет речь: все эти утечки о позиции национальных федераций чрезвычайно распалили северных европейцев и прочих наших недоброжелателей. А уж инициированный фисовцами опрос спортсменов на тему "как они отнесутся к возможности соревноваться с россиянами и белорусами?", вовсе необходимо оценивать, как тонко продуманную провокацию.
В среде обеспокоенных возвращением конкурентов норвежцев, шведов и финнов немедленно поднялся невероятный гвалт! Первой публично высказалась лыжница Линн Сван. Эта шведка пригрозила бойкотом Олимпиады в случае возвращения россиян и белорусов: "Не знаю, как буду себя чувствовать, если они будут рядом".
Разумеется, ответ Линн напрашивался сам собою: как-как — будешь страдать медвежьей болезнью. Но дело в том, что Сван оказалась той первой ласточкой, что сделала погоду. Вслед за ней стали высказываться другие северяне — особенно рьяно выступали норвежцы, а финны превентивно предупредили, что не пустят россиян и белорусов состязаться на этапы, отданные стране Суоми. Но дальше — больше: актуализировалась и тема бойкота Белых игр в Италии.
Например, двукратный олимпийский чемпион норвежский лыжник Крюгер сказал: "Очень тяжело решиться на бойкот, когда это твоя последняя Олимпиада и ты стремился к ней столько лет. Мы, спортсмены, должны поговорить друг с другом о том, как к этому относиться. Лучше всего принять общее решение. Но я надеюсь, что нам не придется рассматривать этот вопрос".
К сожалению, боящийся конкуренции Крюгер оказался прав: хоть в составе Совета FIS — 21 национальный делегат плюс президент Элиаш, наши шансы были солидны, но позиция Норвегии, Швеции и Финляндии не позволила разрешить пресловутый нейтральный статус. Учитывая зависимость международной федерации от северных стран — посчитайте, сколько они принимают соревнований, делегаты испугались немедленного обвала десятилетиями выстраиваемой системы и предпочли стагнацию, медленное угасание.
Полярные реакции
Ликование наших недоброжелателей сегодня очень велико. Они переживают триумф своего шантажа, что ясно из слов главы федерации лыжного спорта Норвегии Туве Му Дюрхауга: "Мы рады, что большинство в международном лыжном сообществе по-прежнему выступает за исключение спортсменов из России и Беларуси". Откровеннее некуда, что и надо запомнить.
Мы, разумеется, расстроены и опечалены, хотя, во-первых, отдадим должное МОК — попытка расшатать FIS была предпринята и весьма актуальная.
Во-вторых, если совсем честно: подспудно у нас мало кто верил в успех кампании МОК. О чем говорит и комментарий главного тренера сборной Беларуси по лыжным гонкам Инны Козловой: "Иллюзий не питали. А, значит, и голову пеплом посыпать не будем".
В-третьих, как писал знаток психиатрии и философии Карл Густав Юнг: "Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придет тот, кто идет к тебе". Будет и на нашей улице праздник спорта! Будет — вот увидите. И сейчас главное не зацикливаться на олимпийском коллапсе, не жалеть себя. Пусть это прозвучит раздражающе глупо, но сегодня вернее жить по принципу "всё, что не делается, — к лучшему".
Напомним, вчера, 21 октября, Совет FIS проголосовал против участия спортсменов из Беларуси и России в квалификационных соревнованиях к зимним Олимпийским и Паралимпийским играм 2026 года в нейтральном статусе.