Ровно 17 лет назад, 15 апреля 2006 года, Наталья Цилинская в Бордо выиграла свою восьмую золотую медаль чемпионата мира. Во Франции у неё тогда случился золотой дубль. В тот день она стала и самой титулованной белорусской велогонщицей, сохраняя свой статус и по сей день. Через четыре года в Минске построят велотрек, однако никто не сможет даже претендовать на конкуренцию с Цилинской. Sport5.by вспомнил с обладательницей уникального достижения те события.
— Конечно, воспоминания самые радужные. Во-первых, выигрывать всегда приятно. Во-вторых, это же цель, которую ты всегда ставишь перед собой, когда тренируешься. Ведь ты едешь на соревнования в первую очередь за победой.
— А где сейчас хранятся все ваши награды?
— Висят на стенке. Это специально отведённое место, потому что дом, где мы сейчас живём, строился уже после того, как я завершила карьеру.
— Если взять все чемпионаты мира, какая медаль для вас самая памятная?
— Могу сказать, какая самая тяжёлая медаль. Это та, которой нет. Когда ты едешь на соревнования и очень любишь выигрывать, хочешь выигрывать, но у тебя что-то не получается. Вот это тяжело, когда нет медали. А когда медаль есть, и она ещё и золотая, то любая очень ценная, весомая, достойная и памятная. Они все разные, но при этом все очень дорогие.
— Все победы так или иначе начинаются с детства, как только были сделаны первые шаги. Как вы пришли в велоспорт?
— Был такой замечательный тренер Сан Саныч Белявский. Да, он Александр Александрович, но все мы его всегда называли Сан Саныч. Его уже нет с нами долгое время. Он пришёл в школу к нашим учителям физкультуры и спросил: "А есть ли у вас девочки?" Девочки нашлись и пошли на велоспорт. Это большое дело: влюбить ребёнка именно в свой вид спорта. До этого я пробовала много всего, но понравился велоспорт именно благодаря Сан Санычу.
— Как ему это удалось?
— Он был не просто педагог! Настоящий мастер, настоящий детский тренер, который уделял нам очень много внимания. Он прививал нам любовь к этому виду спорта. Он ценил каждого из нас, и это всё вместе сработало.
— А среди нынешних тренеров вы видите таких же энтузиастов?
— Сейчас немного сложнее, потому что и мир изменился. Но я не оставляю надежды, что такие всё-таки есть.
— Условия, когда вы начинали заниматься велоспортом, отличаются от тех, которые есть сейчас?
— Это инвентарь, который нужен каждому спортсмену, форма. Тогда нам было проще, потому что мы могли без касок, без шлема тренироваться, а сейчас это невозможно сделать. Это велотуфли, велосипед, несомненно. Это дороги. Тогда, безусловно, движения было меньше, но всё равно оно было на дорогах. И всё же в первую очередь, когда ты на дороге, нужно понимать, что машины железные. И быть уважительными друг к другу: нам к водителям и им к нам, к пешеходам нашим замечательным. Надо уважать всех на дороге, и тогда всем станет легче.
— Когда вы начинали свою спортивную карьеру, минского трека не было и в помине. Вы тренировались на шоссе. Как так получилось, что оказались на треке?
— Трек — это уже отдельная песня, потому что я увидела спринт по телевизору и появилась такая осознанная влюбленность в него. Он меня покорил своей неординарностью, тем, что это постоянно какая-то микрозадача, которую нужно обязательно решить на максимум, потому что иначе ты уже не пройдёшь в следующий этап.
— А какие физические параметры важны для спринтеров?
— Как для любого спортсмена, это в первую очередь трудолюбие. Да у нас короткая дистанция, но она не избавляет от долгих и изнурительных тренировок. В спринте нельзя без скоростных, точнее взрывных качеств. И, конечно, психологическая устойчивость, потому что у нас много заездов. Каждый из них — это новый этап, который нужно пройти на 100 процентов.
— В самом начале нашего интервью мы отмечали, что более титулованных спортсменов в нашем велоспорте нет.
— Это пока нет. Мы работаем для того, чтобы титулованных спортсменов становилось больше и бились рекорды. Причём не только по времени, но и по наградам. Это наша цель, мечта всей команды и федерации, потому что все: велосипедисты, тренеры, механики, массажисты, которые работают с велоспортом, — это часть федерации.
— Сегодня Наталью Цилинскую можно увидеть катающуюся на велодроме?
— Трек — это достаточно дорогой объект, за каждую тренировку нужно платить. А когда туда выходят люди, у них есть определённые задачи и цели. Выходит не один человек, а целая команда, и я просто могу помешать кому-то, но ведь есть ещё шоссе. В Минске прекрасные велодорожки, на которых можно покататься. Трек — это была моя мечта, мне очень хотелось на нём выступать, но не сложилось. Зато теперь я любуюсь, как на нём выступают наши спортсмены, горжусь этим.
— Но спорт сейчас присутствует в вашей жизни? Зарядка, пробежка?
— Всё очень хаотично, нет такой стабильности, чтобы я постоянно тренировалась. Но всё в охотку. У меня дети ездят на велосипедах. Прекрасное времяпрепровождение. Можно просто покататься, заехать куда-то попить кофе. Это сейчас очень популярно. Просто встретиться с друзьями, поехать поболтать.
— Кстати, о детях. В 2006 году, когда вы выиграли свою 8-ю медаль, у вас уже была дочка Машенька. Но в это время приходилось быть постоянно в разъездах. С кем была дочка в тот период? И сложно ли давалась разлука?
— Она уже ходила в школу в то время. Жила с моей лучшей подругой Инной. Все мои соревнования они обязательно смотрели по телевизору. И Маше, невзирая на поздний час, было позволено не ложиться спать, а, конечно же, болеть за маму и радоваться.
— А во время тренировочных сборов?
— Когда я была в Москве, то чаще всего она приезжала ко мне.
— Прямо как сейчас мы видим картину на велодроме, когда рядом со спортсменами и тренерами их маленькие дети бегают?
— Это же здорово! У нас, кстати, сейчас столько детей "велосипедных". Вот буквально недавно был чемпионат страны в неолимпийских видах на треке, и в последний день пришли практически все с детьми. У нас детский сад свой собственный! А гены неплохие (улыбается). Ждём подрастающее поколение.
— Совсем скоро у нас будет потрясающее соревнование "Першы ровар". Расскажите поподробнее об этом проекте.
— Эти соревнования больше нацелены на популяризацию данного вида спорта, потому что там участвуют детки, которые не занимаются им в секциях. Все мы умеем кататься на велосипедах, но испытать соревновательные эмоции в обычной жизни удается очень редко. Именно поэтому мы хотим показать, как здорово выигрывать на велосипеде. Гораздо легче провести, например, легкоатлетические соревнования. Они более доступны в проведении. В школе часто какие-то эстафеты или тесты проводятся, и там ты тоже чувство победы испытываешь. А на велосипеде почувствовать эти эмоции... Там же другие скорости совершенно. Другие чувства, когда ты едешь на велосипеде. Это очень заразительно. В текущем году мы уже выходим на республиканский уровень. Конечно, за раз всю страну не охватим, но такая цель есть. И я думаю, что детки пойдут с любовью заниматься велоспортом.
— У вас четверо детей. Сложно воспитать? Как разорваться на всех сразу?
— Мне кажется, сложнее всего одного воспитать. Это точечная концентрация. А здесь ты озадачиваешь всех по чуть-чуть, потому что невозможно всё успеть. У нас такая круговая порука. Мы помогаем друг другу. И мешаем друг другу, естественно. Сложно или несложно воспитывать, не знаю. Но точно нескучно. Нам всегда очень весело.
— А как у них со спортом дела?
— На данный момент они занимаются всем подряд. Пускай ищут и выбирают. Силой тащить в велоспорт я не буду, но если они туда пойдут, конечно же, обрадуюсь.
— Вы добрая мама?
— Странная мама.
— Вам приходится заставлять своих детей, например, ходить в школу или делать уроки?
— Разве можно кого-то заставить? Нет. Я просто объясняю, почему нужно получать образование. Для чего нужно учиться. Я прививаю такое понятие, что это определённо уже их работа. Заставить сложно. Я по себе знаю. Если я чего-то не хочу, могу сделать это через силу, но стопроцентного результата точно не будет.
— Вы больше мама-подруга?
— Мне бы очень хотелось быть мамой-подругой, но я не знаю, получается ли у меня это. Но я очень хочу, чтобы так было.
— Какие задачи вы ставите перед собой как председатель федерации?
— Важными задачами являются результат, победы, то, чтобы гонщики получали удовольствие от велоспорта, чтобы были мотивированы тренеры. Развитие велоспорта — это уже главная задача. Причём от "Першага ровара" и до Олимпийских игр.
— Какие новости от Международного союза велосипедистов есть? Будут ли допущены наши спортсмены к соревнованиям?
— Очередное заседание исполкома UCI намечено на май, и мы очень надеемся, что там будут сняты санкции, развалены барьеры и мы наконец-то сможем участвовать. Пусть с ограничениями какими-то, но всё-таки уже выйти на международные соревнования.
— Шанс отобраться на Олимпиаду всё ещё остаётся?
— Очень сложно, потому что, чтобы участвовать в отборочных соревнованиях, нам нужны рейтинговые очки. У нас их нет. Я считаю, что это тоже задача UCI: найти выход из этой ситуации и дать нам какой-то шанс. Потому что очки у нас всегда были и мы постоянно находились в обойме. Мы зарабатывали и подтверждали свой рейтинг. А получается, что этих очков мы лишились незаконно. И сейчас их задача -- как-то нам компенсировать.
— Нет международных стартов в глобальном смысле. А белорусско-российские гонки проходят?
— С учётом всей обстановки мы с российскими коллегами скорректировали свои календари так, чтобы соревнования не накладывались друг на друга. Чтобы мы могли участвовать и в наших, и в их гонках. Календарь получился очень насыщенный, гонок много. И на шоссе, и на треке у нас хорошая конкуренция. Мы не забываем и про остальные виды велоспорта. И стараемся их потихоньку развивать.
— А существует ли дружба между велосипедистками, когда на треке вы соперницы?
— Конечно, не все дружили между собой. Но в основном это же две параллельные прямые, которые не пересекаются: спорт и жизнь. Мы со многими общаемся: с девчонками и с ребятами. Эти приятные встречи происходят чаще всего на соревнованиях.
— Дайте совет всем белорусским женщинам: как стать успешной?
— Для начала не верить в дурные приметы. И всегда в жизни находить позитив. Я стараюсь так жить и учу этому своих детей. Потому что, если постоянно посыпать голову пеплом, ни на что не останется времени и сил.