Шантарович: "Ничего готового в клюве тебе никто не принесёт"

Владимир Шантарович: "Ничего готового в клюве тебе никто не принесёт"

Интервью со специалистом и просто интересным человеком

Владимир Шантарович — личность в белорусском спорте (да и не только в спорте) знаковая. Это человек, который стоит за главными успехами наших гребцов вот уже на протяжении не одного десятка лет. В этом году исполняется 50 лет с того момента, как юный выпускник Гомельского университета прибыл на работу по распределению в Мозырь. С тех пор Владимир Владимирович разлучался с городом, в котором с 2003 года является почётным жителем, разве что на время прохождения службы в армии да в период сборов и стартов гребцов на самых престижных соревнованиях. По случаю круглой даты пообщались со специалистом.



«
"Уверен, что все мои планы "гуляют" далеко за пределами Беларуси".

— Владимир Владимирович, вы часто говорите о том, что настоящий спортсмен должен быть воином. Приведите пример настоящего воина в вашем понимании.

— За 50 лет в гребле все герои-воины — это спортсмены, которые выиграли Олимпийские игры. Но за свою тренерскую карьеру я бы отметил Махнева и Петрушенко.

— Насколько я знаю, Роман Петрушенко сейчас работает тренером в Китае. Часто консультируется с вами по каким-то вопросам?

— Да зачем советоваться? Уворовать сейчас можно практически всё (улыбается). Уверен, что все мои планы гуляют далеко за пределами Беларуси. У меня поэтому и нет секретов. Общаемся мы с Ромой только тогда, когда он прилетает. По телефону редко. Часовые пояса не совпадают.

— Согласитесь, что сейчас, когда у топовых спортсменов со всеми нынешними отстранениями нет чётких ориентиров, роль тренера, как педагога и психолога значительно возросла?

— Безусловно, большой процент спортсменов реагирует на эти факторы. И даже определённый их отток здесь понятен. Панические настроения присутствуют. А что делать, если даже тренер, приходя в высокие кабинеты, не получает ответы на свои вопросы? Самое главное для педагога в такой ситуации — не подавать повода. Ты должен быть как скала. Поступать, действовать и мыслить твёрдо. Всегда показывать своим воспитанникам, что ты не остановишься.

Вокруг недружественные страны? Не выехали в тёплые края на сборы? Чёрт с ним! Пошли в бурю и дома будем работать до сорванных мозолей, до изнеможения! Если ты послужишь таким примером для воспитанников, пусть из них отсеется 70 процентов, оставшиеся станут как кремень. Другого выхода попросту нет. Не будет для нас Парижа, будут следующие Олимпийские игры.



«
"Ничего готового в клюве тебе никто не принесёт".


— А что делать таким спортсменам, как Марина Литвинчук, для которой, вероятно, Игры в Париже могут стать последними?

— Далеко не факт, что последними. Вон шведка выиграла Олимпиаду в двойке на 500 метров в 45 лет. Но если ты чувствуешь, что мышцы твои уже не те, тебя тошнит от всего, ищи своё, трудоустраивайся. Пойми, Марина Литвинчук, что ничего готового в клюве тебе никто не принесёт. Самое главное в жизни — искать свою философию. Где ты можешь найти себя после спорта? Задать себе вопрос: "Что ты любишь больше всего?" Если у тебя нет другого интереса в жизни. Если труд, зал, пот и всё то, что тебя окружало практически всю жизнь, тебе не надоело, иди, трудись тренером. И никогда не делай деньги приоритетом в своём деле, иначе прогоришь. Мне, чтобы выйти на европейскую зарплату, понадобилось работать 50 лет. Но это не самое главное.

— Вопрос смены поколений неизменно приходит в любом виде спорта. Есть ли в сборной спортсмены, способные заменить нашу уже легендарную женскую четвёрку?

— Знаешь, исполнители присутствуют. Но чтобы сделать сплав психологии, выработать менталитет победителя, нужно время. Ничего невозможного нет. Нужно просто усердно поработать.

— Можно ли выделить какой-либо город в нашей стране, неплохо прогрессирующий последнее десятилетие в гребле?

— Безусловно, Гомельщина у нас впереди планеты всей. Чтобы мы не делали, догнать этот регион не получается ни у одной области. В том же Рогачёве эта школа начинается со Станибулы. В Гомеле также всегда сильны были традиции. Вспомнить хоть Гейштора.

Можно отметить пинскую школу, но она уже давно поставляет спортсменов в нацкоманды. Остальные пока сформировались максимум на селекционную работу. Найти юных спортсменов — находят, а кому передавать, не знают. Нужно выделяться результатами, а если мы откроем списочный состав сборных, то увидим процентов 60 ребят из Гомельской области. В некоторые годы доходило и до 80 процентов.



«
"Томас Бах — каша манная. Западные политики — стадо с пастухом из-за океана".


— Последний международный турнир, в котором приняла участие наша сборная, был турнир памяти братьев Агеевых и олимпийских чемпионов Юрия Постригай и Александра Дьяченко по гребле на байдарках и каноэ, который состоялся в Москве. Какие ещё международные турниры предусмотрены в ближайшее время?

— Да, мы съездили в Москву в начале февраля для наработки некоторых компонентов: выносливости, техники гребли, координации, темповых характеристик. На тренажёрах прорабатывали специализированные группы мышц. Результаты здесь даже вторичны. Не стоит на них заострять внимание. Ребята достойно выступили.

Если мы по-прежнему будем не допущены к мировым этапам, ближайшим международным турниром для нас будет всё тот же Кубок братьев Агеевых. Только летний. После планируем участие в Кубке губернатора Приморского края во Владивостоке. Нас также могут пригласить на Азиатские игры. Плюс в мае-июне пройдут Кубок и чемпионат страны в Заславле.

— Насчёт Азии. Слышал, что рассматривается вариант отбора российских и белорусских гребцов на Олимпиаду через этот регион?

— Такое существует. Пока ждём, что по нам решат. Ровно за год до Олимпийских игр, то есть в августе, должны на чём-то остановиться.

— Что думаете о рекомендациях по допуску наших спортсменов, которые недавно опубликовал МОК?

— Я считаю, что нам выступать нужно. Пусть в качестве нейтральных спортсменов, но всё равно нужно. Как это ни прискорбно, они же опять загоняют нас в политику. Спортсмены и тренеры должны что-то подписать, что-то заявить. Это больше похоже на беспредел. Более того, это грубейшее нарушение Олимпийской хартии. В мире порядка 70 вооружённых конфликтов, а акцент сейчас только на одном.

Сейчас оказывается беспрецедентное давление на МОК со стороны политиков. И как Томас Бах сейчас на это реагирует? С одной стороны, он заявляет, что политика не должна вмешиваться в спорт, с другой — своей мягкотелостью допускает это вмешательство. А по-хорошему мог бы сказать тем федерациям, которые отказываются участвовать в соревнованиях вместе с русскими и белорусами: "Не хотите — не выступайте. Это ваше право". Это же спорт. Но Томас Бах не занимает эту позицию. Он каша манная. По этой каше манной повёл и в 2016 году, когда наших гребцов отстраняли. 40 представителей сборной написали ему письма с требованием объяснить, за что дисквалифицировали сильнейших гребцов мира. Он так и не ответил.

— После холодной войны в спорте в 80-е, многим политикам пришлось извиняться за то, что загубили карьеры целому поколению атлетов. Как думаете, осознают ли нынешние управленцы последствия своих действий?

— Я прожил 70 лет. И, сравнивая современных деятелей: Шольца, Макрона, Дуду — с прошлыми, постоянно задаюсь вопросом: "Почему они в политике?" И извинения их нам не нужны. Это не руководители. Руководитель должен быть мудрым. А мудрость — это что? Сплав порядочности, честности и дальновидности. Ничего из этого у них нет. Всё развалили и объединились в стаю. Хотя о чём это я? Стая — это очень лестное сравнение, у неё есть вожак и чёткая организация. Они же объединились в стадо с пастухом из-за океана.



«
"Как можно было это всё раздавить?"


— Есть ли у вас связи в международной федерации гребли. Как там у них дела? Небось, ликуют?

— Торжествовать — не торжествуют, но отдохнуть от той конкуренции, которую белорусы навязывали, они рады. Сейчас они говорят одно, а делают и думают совершенно другое. Поэтому, им нет веры.

— Рано или поздно, белорусы будут допущены на международные старты. Как думаете, у спортсменов из других стран будет какое-то предвзятое отношение к ним? Или это выдумки?

— Вся эта ненависть разжигается исключительно политиками. Мы в декабре провели сбор в Турции. С украинцами там нормально общались. Всё было отлично. Какое предвзятое отношение может быть? Мы как дружили, так и будем дружить, как смски писали, так и будем писать. Политизация этого вопроса — бред полнейший. Спорт создан для того, чтобы объединять, а не разъединять. Как можно было это всё раздавить?

— Если вдруг случится чудо и наших гребцов допустят до участия в ОИ-2024, как будем выступать?

— В любом случае, участие в Олимпиаде всегда мобилизует, включает внутренние резервы. Но я скажу честно: готовя нашу сборную в олимпийских циклах с начала 2000-х годов, я ни разу не сталкивался с подобной ситуацией. У меня просто нет такого опыта. Будем стараться и работать, ничего другого нам не остаётся.
 
ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ С ВЛАДИМИРОМ ШАНТАРОВИЧЕМ ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ НА САЙТЕ SPORT5.BY.

Автор: Игорь Степанцов

Поделиться