Спорт или просто компьютерные игры?

Спорт или просто компьютерные игры?

Белорусские студенты организовали чемпионат по киберспорту
Белорусская молодёжь всё чаще выбирает виртуальные состязания. При поддержке Белорусской федерации киберспорта (БФК) учащиеся решили узнать, кто лучший. "Студенческая лига по киберспорту" включает соревнования по двум популярнейшим компьютерным играм: Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive. Азарт и так высок, а когда на кону призовой фонд в две тысячи рублей, эмоции выходят на запредельный уровень. 

Перед тем как перейти к обзору турнира, давайте попытаемся выяснить, что же такое киберспорт и почему его можно считать спортивной дисциплиной? Глеб Печаткин, проект-менеджер студенческой лиги оставил комментарий по этому поводу:

«
"Что вы представляете, когда слышите слово "спорт"? Чаще всего перед нами предстают футбольные или хоккейные матчи, баскетбол, волейбол или биатлон. И в этот момент стоит задаться вопросом, а что же делает спорт спортом?

Не существует однозначного ответа на данный вопрос. Словари дают определение его как вида активности, который включает в себя физические нагрузки, навыки, соревновательный и развлекательный аспекты. Закон Республики Беларусь "О физической культуре и спорте" говорит, что это сфера деятельности, представляющая собой совокупность видов спорта, сложившаяся в форме спортивных соревнований и подготовки к ним.

Существует множество стереотипов о том, что киберспорт — это просто компьютерные игры, которые не несут никакой пользы. Плюс к этому большинство не различает понятий "киберспорта" и "гейминга". Практически каждого из тех, кто увлекается компьютерными играми, можно назвать геймером, но лишь немногие из них являются киберспортсменами.

Киберспорт — это именно спорт. Ведь это не соревнование с компьютером или искусственным интеллектом, а соревнования игроков или команд, где элемент "удачи" сведен к минимуму. Чтобы чего-то добиваться, тут надо работать, заниматься саморазвитием. Ты играешь не для того, чтобы расслабиться и повеселиться. Ты целенаправленно выбираешь дисциплину и прокачиваешь свой скилл, набираешься опыта, пробиваешься на соревнования. И тебе нужны для этого определенные навыки".

UkD--hwrby8.jpg

Для того, чтобы попасть на Мета Арену, где проходил окончательный этап турнира, участникам необходимо было преодолеть несколько стадий отбора: квалификационные матчи, затем игры плей-офф в онлайн формате из дома. И вот он финал! 
19 апреля на столичной киберспортивной арене проходили завершающие матчи по DOTA 2. Гранд финал состоялся в формате "Best of 5", то есть до трех побед одного из коллективов. В этой игре команда "luntiki" вступила в захватывающую борьбу за золото турнира со своим антиподом — командой "ANTiLunTTiki". "Настоящие" фиолетовые человечки вырвали победу со счетом 3:1.

MZoXVvcwgT0.jpg

Главными организаторами компьютерного состязания в Минске выступили, как ни странно, сами студенты. Глеб Печаткин рассказал нам, как он пришел в этот "виртуальный мир":

«
"Впервые с видеоиграми я познакомился в 9 лет, когда начал ходить в компьютерный клуб, где можно было за 8-10 копеек сидеть там целый час. В то время меня интересовали шутеры Call Of Duty и CS 1.6, но также я играл в C&C Generals, Warcraft 3.
Спустя 4 года с появлением у меня своего ноутбука я попробовал играть в Counter-Strike: Global Offensive, тем самым открыв для себя новый мир киберспорта. С тех пор заинтересовался турнирам по виртуальным играм, но только как зритель.
Так продолжалось вплоть до 2021 года, когда прошел отбор в киберспортивный проект Студенческого союза БГУ "StudUnionCyberCup". Очень хорошо запомнился мой первый турнир "StudUnionCyberCup Dota 2 Spring 2021" на позиции технического администратора, который проходил в компьютерном клубе "Tarantul". А с открытием 1 мая 2021 года киберспортивного пространства Meta Arena все турниры БГУ стали проходить там.

В феврале 2022 года возникла необходимость избрать нового руководителя проекта и на эту должность поставили меня.
Когда турниры БГУ перебрались в Meta Arena, меня заметили и стали привлекать к организации различных соревнований, а позже и турниров, проходящих под эгидой Белорусской федерации киберспорта (БФК)".

Студенты собирают свою команду из пяти человек и регистрируются на платформе в открытом доступе, где формируется сетка турнира. Участниками могут стать магистранты, аспиранты и выпускники учреждений образования года, предшествующего проведению мероприятия. Некоторые ради интереса просто хотят понять суть чемпионата в виртуальном мире, другие долгое время тренируются перед выступлением и готовы сражаться за место под солнцем. Одной из самых главных отличительных черт подобных турниров является атмосфера, особенно ее финальная часть. Председатель Белорусской федерации киберспорта Денис Богуш рассказал о дальнейшем развитии "цифровых" соревнований в стране:

«
"Белорусская федерация киберспорта постоянно находится в поиске новых возможностей для развития отрасли и повышения интереса к ней. Так появилась идея Белорусской студенческой лиги. Создавая её, мы хотели добиться повышения уровня навыков игроков, а также научить их максимально эффективно использовать свои индивидуальные особенности, обучив правильным игровым механикам.

Почему решили начать со студентов? Их комьюнити живет самостоятельно, и большинство уже давно играет друг с другом или друг против друга, плюс они находятся примерно на одинаковом уровне с точки зрения киберспорта. 
На данном этапе развития в нашей стране, когда только закладываются основы для построения четкой системы воспитания киберспортсменов, у студентов более высокий потенциал роста как профессионального игрока, чем у школьника, а также то, что для начала занятий классическими видами спорта они не подходят. Но это не говорит о том, что для школьников не прорабатывается идея о создании своего собственного киберспортивного турнира. 

БФК видит множество возможностей не только в воспитании из студентов профессиональных игроков, но и развитии кадрового потенциала из их числа. Как уже известно, большая часть команды, которая организовывает Белорусскую студенческую лигу по киберспорту является учащимися ВУЗов. Таким образом, эти ребята не только осваивают новую специальность, но и получают первый серьезный опыт в IT-сфере.

Киберспорт — это история совсем не об играх, а об умении работать в команде, оперативно принимать решения и нести за них ответственность, продумывать наперед все свои шаги и развивать навыки. Сегодня ребята, которые приходят к нам в Лигу или организуют ее, просто получают удовольствие, опыт и формируют определенные скиллы, но уже завтра они могут сами стать разработчиками игр, дизайнерами и обучиться другим профессиям в игровой индустрии".

Соревнования по киберспорту набирают большую аудиторию, мировые организации стимулируют участие в подобных турнирах. Так, например, на крупнейшем чемпионате по игре DOTA 2 призовой фонд составляет более 20 млн долларов. 
Белорусы уже покоряют мировую киберспортивную арену. Дмитрий Полищук, играющий под псевдонимом (никнеймом) Fishman, выступает за команду "Entity". Коллектив соревнуется в крупнейших турнирах по DOTA 2, а сам спортсмен находится на ведущих ролях. Команда нашего соотечественника на последнем чемпионате, где пришлось сыграть с мировыми грандами, выступила блекло, заняв 7-е место в группе, из-за чего не вышла в плей-офф. Призовой фонд турнира составил 1 млн долларов, а весь коллектив "Entity" получил около 15 тыс. долларов.

hs-5jwEPa1s.jpg

Наверное, для многих все еще непонятен киберспорт. Взрослые люди не привыкли к цифровому миру настолько, чтобы считать компьютерные игры определенным соревнованием. Скорее всего, многие помнят, как родители гнали их спать, ведь уже поздно, завтра нужно в школу, "а ты все в свои гулянки играешь". С подобной проблемой имел дело и Глеб

«
"Как и многие, кто занимается киберспортом, столкнулся с тем, что изначально мои родители не понимали, чем именно я занимаюсь. Однако с течением времени, когда я стал рассказывать им всю суть виртуальной реальности и о моем участии в этом, они кардинально изменили свое мнение. Поняли, что для меня это не просто компьютерные игры, а серьезная работа, приносящая доход. 
Киберспорт, на мой взгляд, это удивительный вид спорта, не имеющий границ, объединяющий единомышленников разных возрастов, доступный для всех без исключения в любой точке нашей планеты.
Белорусская студенческая лига по киберспорту помогает ребятам встретиться в этом удивительном мире. Это шанс для геймеров получить опыт игры со сверстниками из всей страны, улучшить свои навыки и получить незабываемые эмоции от LAN-финалов на Meta Arena"

Этот вид спорта распространяется по всему земному шару с огромной скоростью. Организаторы мировых лиг проводят состязания на хоккейных и даже футбольных стадионах. Сейчас в Европе и США строят специальные площадки для проведения кибеспортивных соревнований. В век цифровых технологий нет смысла отрицать масштабы виртуальной реальности. Турниры увеличиваются, призовые фонды растут, а количество желающих прибавляется с каждым годом. 

6187098cbe91d21a0d9f65618e6632f0598b56f42fb9b796968682.jpg

Автор: Максим Миклашевич

Поделиться