Павел Родненок про отставания

Павел Родненок: "Новые люди "метут" по-новому, поэтому мы и отстаём"

Главный тренер "Энергетика-БГУ" вспомнил молодость в сборной СССР и назвал причины упадка в белорусском футболе
Как поднять наш футбол с колен? Sport5.by открывает дискуссионную площадку, чтобы каждый мог высказать своё мнение о пути развития игры номер один в нашей стране. Сегодня об этом расскажет Павел Роднёнок. Сейчас этот специалист возглавляет столичный "Энергетик-БГУ", а в прошедшем сезоне знатно пошумел со студентами в высшей лиге, добравшись до серебряных медалей. И в очередной раз Павел Петрович этим доказал, что умеет работать с молодёжью качественно. В 2007 году, кто не помнит, именно он привёл нашу юниорскую сборную к победе на престижном турнире Мемориал Гранаткина. А львиная доля триумфаторов позже помогла нашей олимпийской сборной отправиться на Игры в Лондоне. В конце концов сам Павел Петрович был задействовал ещё в институте сборных команд СССР, поэтому может сравнивать и делать выводы. Почему же карьеры перспективных белорусских ребят вот уже пару десятилетий складываются не так, как хотелось бы? Мы поищем ответ на этот вопрос.

— Павел Петрович, помните, как вы начинали свою футбольную карьеру? Футбол при Советском Союзе и сейчас — это совершенно разные вещи?
— Естественно, времена изменились. В Советском Союзе функционировала система гармонично развитой личности. В каждой ЖЭС была футбольная команда, в каждом микрорайоне Минска функционировала ДЮСШ. Я, допустим, в ЖЭСе играл в коллективе "Берёзка", потом выступал за "Трактор" в ДЮСШ. И две команды были элитные: СДЮШОР-5 и СДЮШОР "Динамо-Минск". Не считая всяких сборных школьных соревнований, команд города, республики и так далее...

— Тогда можно было легко отбирать игроков в команды, а не просто набирать?
— Я бы отметил доступность занятий футболом рядом с домом. В каждом дворе, в каждой школе были футбольные площадки. Они все функционировали, не были закрытыми. Играли двор на двор, микрорайон на микрорайон, школа на школу. Сейчас мы это, к сожалению, потеряли.

— Пробиться тогда в основную команду в принципе любого клуба было очень сложно?
— Чтобы пробиться в футбольный клуб высшей лиги, ты проходил сквозь многочисленное сито всяких отборочных соревнований. Сборные города и сборные областей играли между собой турниры. Потом ты попадаешь в сборную республики. И был чемпионат этих всех республик. Здесь отбирались сборные Советского Союза. Чтобы понимали, для того чтобы попасть в дубль "Динамо-Минска", ты должен был быть минимум членом сборной Беларуси региональной и кандидатом в сборную Советского Союза.

— Если говорить о Мемориале Гранаткина, ведь он со времён создания, с 1981 года, был очень серьёзным турниром?
— То, что серьёзные команды участвовали, это да. Законодатели мод: Италия, Германия, Бразилия. Сборная Советского Союза в то время представляла собой очень грозную силу на международной арене. Выигрывали и молодёжный чемпионат мира, и чемпионат Европы.

— Первый розыгрыш остался за сборной ФРГ, а уже в 1982-м первый Мемориал Гранаткина выиграла и команда СССР . И вы также были в составе.
«
— Это было в Москве. Вызвали троих белорусов: Игоря Криушенко, Эдика Сугака и меня. Помню, что в финале мы обошли бразильцев. Была великолепная команда. Черчесов, Паламарчук, в атаке Протасов, Литовченко. Яковенко тогда не приехал, по-моему. И попасть туда казалось просто невозможным. Тем не менее мы имели к той победе непосредственное отношение.

— Интересно, в те времена как-то приходилось мотивировать ещё и финансово?
— Тех футболистов, которые попадали в сборную СССР, ставили на ставку в Министерство спорта. И платили зарплату из Москвы, допустим, в Беларусь. Была такая система мотивации. Но и ставок было определённое количество.

Акапулько перед молодёжным ЧМ.jpg

— Сборная была мощная. И через год ехала только за победой на молодёжный чемпионат мира в Мексику, вы также оказались на борту.
— Вот это фото сделано на турнире перед чемпионатом мира в Мексике, который мы выиграли. В финале обошли тогда Аргентину, и команда была на ходу: Исламов, Салимов, Черчесов, Паламарчук, Баранник, Протасов, Ерёменко, Литовченко, Криушенко. Обойма была очень серьёзной. Разочарование после чемпионата было сильное. Мы ехали побеждать, выиграли все турниры до этого, взяли бронзу на чемпионате Европы. Последний сбор был запланирован в Болгарии. На такой высоте, как в Мексике, мы попали под снежную бурю. Где-то дней пять откапывались, вместо того чтобы проводить технико-тактическую работу. Поэтому плохо выступили там. Нигерия на тот чемпионат привезла переростков — они нас обыграли в первом матче, а после мы уступили и голландцам.

— То есть африканцы приехали с поддельными документами?
— Приехали люди на года три-четыре старше. Как раз после этого турнира УЕФА начал проверять возраст по крови. СССР поднял этот вопрос.


— Вернёмся к Мемориалу Гранаткина. Через 25 лет после победы в качестве игрока, вы повторили успех, но уже как главком юниорской сборной Беларуси. За счёт чего команда добилась успеха тогда?
— В тот период к руководству Белорусской федерации футбола пришли Геннадий Невыглас и Леонид Дмитраница. И в тот же промежуток исторического развития белорусского футбола мы опередили уровень игры всех соседних республик. Предложили определённый план развития команд. Он подразумевал участие во всех турнирах, которые проводились рядом, и ежемесячных сборах под эгидой федерации с обязательными товарищескими матчами с сильными соперниками. Это и дало свои плоды.

— Почему так скоро мы оказались в роли догоняющих?
— Приходят новые люди, метут по-новому. Поэтому сейчас мы отстаём.

photo_2023-04-03_19-42-06.jpg

— И никто из перспективных парней в итоге не построил успешную карьеру после той победы, это их личная вина?
— Для того, чтобы заиграть и чтобы карьера была успешной, должно сложиться очень много факторов. И на каждом этапе пути тебе должны попадаться люди, которые помогают. Это первое. А во-вторых, эта команда выполнила свою миссию, это была олимпийская сборная. Вспомним, что гол Воронкова в Шотландии привёл нашу олимпийскую команду к переходным матчам с Италией, а Юрченко вывел на Олимпиаду. И примерно человек десять, выступавших на играх, прошли через мою сборную в разные периоды времени.

— Но что, на ваш взгляд, пошло не так у игроков?
— Основная причина — взаимодействие между сборными и клубами. Потому что эти ребята выиграли, очень ярко заявили о себе. И ими начали затыкать все дыры, какие можно и нельзя. Отсюда пошла череда травм. Мы приехали с этого турнира с победой. Я просил всех тренеров, чтобы всем дали отдохнуть минимум две-три недели, чтоб вообще не трогали этих ребят. Ведь они провели очень серьёзный турнир, плюс подготовка. Но уже на перроне некоторые клубы забирали игроков. Автобус "МТЗ-РИПО" стоял на вокзале: туда сразу загрузились все кандидаты в основную команду. И их тут же привлекли к тренировочному процессу.

— Что нужно делать сейчас, чтобы не потерять ещё одно поколение?
— Для того, чтобы что-то сделать, нужно просто начать действовать правильно. Во всём мире главная функция профессии тренера — увидеть будущую звезду на наборе. И на выпускных группах, возраст 16-21 год. Это самое основное. А у нас на наборе работают выпускники университета, а на выпуске в основном футболисты, завершившие карьеру. И тех, и тех тренерами назвать проблематично. Нужно выстроить хотя бы какую-то систему, белорусскую систему. Чтобы она отличалась от других, а не копировать чужие и, как кальку, накладывать на нашу. Чтобы у нас была идентичность, чтобы мы отличались от других стран какими-то подходами. А у нас хаос и системы нет.

— Но вот юношеская сборная была очень близка к выходу в финальную часть Евро. Они на сегодняшний день также перспективные игроки?
— Матушка-природа всегда в каждом возрасте, в каждое историческое время рождает определённое количество гениев, талантов. А основная проблема у нас в тренерских кадрах и квалификации. Мы плохо распоряжаемся тем, что у нас есть.

photo_2023-04-03_19-40-49.jpg

— И сколько лет может потребоваться, чтобы наш футбол вышел из тени, для начала хотя бы в Европейском масштабе?
«
— Всё зависит от персоналий. Если придут люди, которые захотят изменить футбол в лучшую сторону, искренне, не на словах, соберут команду из квалифицированных специалистов, тогда, я думаю, в течение 10 лет это возможно сделать. Если придут опять популисты, "бла-бла" шоу будут опять показывать, как всё хорошо, как всё это легко, то никогда тогда не выйдем на достойный уровень.

— Новый руководитель Николай Николаевич Шерстнёв внушает доверие?
— Я вообще пока не знаю, кто это такой. Будет интересно наблюдать за тем, как расставят кадры. Те немногочисленные, которые у нас остались в Беларуси. И потом, наверное, смогу вам ответить, будет прогресс или нет.
Автор: Александр Якубовский

Поделиться