"Ногти в цветах флага — дисквалификация". Шудейко об условиях допуска

Генеральный секретарь Паралимпийского комитета Беларуси Николай Шудейко прокомментировал итоги генеральной ассамблеи Международного паралимпийского комитета, в ходе которой было принято решение о допуске белорусских атлетов на Паралимпийские игры в нейтральном статусе. 

— В какой обстановке прошла генеральная ассамблея и насколько наш паралимпийский комитет доволен ее итогами?

— Сама ассамблея прошла в деловой, приятной атмосфере, что касалось отношения иностранных делегаций к Национальному паралимпийскому комитету Беларуси. Лично я был настроен очень оптимистично на окончательный исход всех дебатов и принятых резолюций и решений по нашему паралимпийскому комитету. Было предложено два варианта голосования: полное наше исключение или приостановка членства и частичная приостановка с возможностью заявить наших спортсменов для участия в летних паралимпийских играх в Париже, а также чемпионатах мира, крупных международных соревнованиях по шести видам спорта, которые находятся под непосредственным управлением международного паралимпийского комитета. В нашем случае, медальные: легкая атлетика, плавание, есть еще стрельба, танцы на колясках, пауэрлифтинг. По первому вопросу исход голосования был в нашу пользу с приличным результатом. Сильно рассчитывали, что и второй этап голосования будет такой же и мы сохраним и постоянное членство в Международном паралимпийском комитете, ребята будут допущены к участию в крупнейших международных соревнованиях. Но, к сожалению, большая группа участников прибыла на ассамблею по так называемому фонду солидарности, который создан исполкомом Международного паралимпийского комитета. Естественно, кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому исключать полностью — это был бы международный скандал: и политический, и юридический. Оснований никаких нет. Второй вариант более лояльный, демократичный, поэтому часть из тех, кто проголосовал "не исключать нас полностью из международного Паралимпийского комитета" во втором туре, переметнулась во второй лагерь, поэтому вот такой получился результат. Мы не теряем контакт, поддерживаем диалог с Международным паралимпийским комитетом в течение полутора лет после известных событий (прим. Паралимпийскую сборную Беларуси отстранили от Игр в Пекине). Приехали на два дня раньше в Бахрейн. Непосредственно перед ассамблеей провели определенную работу, чтобы переговорить с максимальным количеством представителей иностранных паралимпийских комитетов. Думаю, это тоже сыграло не последнюю роль. Мы видим, что в общем и целом спортивный мир немножко устал и от позиции Украинского национального паралимпийского комитета: смешать все с грязью, вылить ушат помоев на головы нашего и Российского паралимпийских комитетов с единственной целью не допустить. Думаю, что эта фобия в отношении белорусов, нагнетаемая Украинским паралимпийским комитетом, сейчас уже приедается. Все устали от этого. Все хотят нормально жить, в мирных условиях соревноваться со своими оппонентами, конкурентами из других стран.

— Какие условия выступления наших спортсменов? Это нейтральный статус и только индивидуальные соревнования?

— У нас командных видов спорта нет. Условия: выступать в нейтральном статусе, отсутствие различной государственной символики, в случае попадания на пьедестал — исполнение паралимпийского гимна и поднятие флага Международного паралимпийского комитета, неучастие в итоговом медальном зачете. Это наиболее крупные условия. Естественно, обратился к руководителю Международного паралимпийского комитета, сохраняется ли за нами (прим. Паралимпийским комитетом Беларуси) право или возможность продолжать заниматься подготовкой спортсменов. Поскольку было сделано предложение не допускать нас к обеспечению подготовки наших спортсменов. Если наше членство приостановлено, одна из самых страшных санкций — невозможность заявлять спортсменов, и, если они уже были допущены (сделано исключение положением конституции) как нейтральные спортсмены, участвовать в подготовке. И, естественно, возник вопрос: кто должен представлять ребят даже в нейтральном статусе? Это будем делать тоже мы — Паралимпийский комитет Беларуси.



— Фехтование для нас — один из медальных видов спорта. Здесь еще есть шансы квалифицироваться на игры?

— Разговаривал с руководителем Международной федерации фехтования на инвалидных колясках. Сейчас в Таиланде у них будут проводиться Всемирные игры инвалидов-колясочников, которые одновременно будут являться и отдельным чемпионатом мира, то есть можно будет набирать рейтинговые очки. Там уже вовсю идет заявочная компания, но мы уже договорились, что нам оставят окно, продлят немножко эти сроки представления заявочных документов. Если будет финансовое обеспечение, ребята туда поедут. Есть еще несколько этапов Кубка мира, где можно еще при удачном стечении обстоятельств и хорошем выступлении набирать высокие рейтинговые очки и завоевывать лицензии на Паралимпийские игры.

— Как обстоят дела с отбором в плавании и легкой атлетике?

— Самые большие сложности с индивидуальными видами спорта, где присутствует многоклассовость по медицинским показаниям. И плюс еще одна проблема — это продолжительность квалификационного периода. По плаванию он самый короткий. 31 января будущего года заканчивается уже этот квалификационный период, а календарь уже фактически исчерпан. Буквально в ноябре должен быть Кубок мира в Каире. Как сказал руководитель Египетского паралимпийского комитета, они откроют нам систему, чтобы мы могли заявиться, и с удовольствием приглашают нас приехать туда. Сейчас тоже будем информировать Министерство спорта об этой возможности. Потому что одно из условий получения лицензии — засветиться на международном старте. Решение о допуске принято, но мы не знаем, как ответят на это европейские государства. Могут возникнуть проблемы с оформлением виз. Есть еще несколько этапов Кубка мира в Италии, Франции, Германии, но мы не знаем, как поведут себя правительства этих государств в вопросе выдачи виз нашим спортсменам. Поэтому хорошая возможность сейчас в Египте все-таки проявить себя. Можно просто по рейтингу отобраться. Наш Игорь Бокий, например, в четырех или пяти дисциплинах стоит на первом месте, осталось только начать в международном старте. Егор Щелканов тоже высоко. Максим Вашкевич стоит на уровне призеров. Саша Козлова, но у нее пока нет международной классификации, Настя Рассолько. Диму Салея мы сейчас по медицинским показаниям должны переквалифицировать. Он сейчас в 13-м классе, надо его в 12-й — и тоже будет классный результат.

В легкой атлетике сама система квалификации на Игры была немножко изменена по сравнению с предыдущими Паралимпийскими играми. По результатам чемпионата мира, который был в июне в Париже, четыре первых места получали непосредственно прямую лицензию на Паралимпийские игры. Сейчас немного выбились из графика из-за ковидных ограничений и смещения срока проведения предыдущей летней Паралимпиады, сейчас два подряд чемпионата мира. В следующем году еще будет в Кобе в Японии. Там тоже два первых места будут получать лицензию. Есть еще вероятность, но очень малая, что можно получить уайлд кард — по пять мужских и женских. И еще 27 мужских и 30 женских квалифицируются по рейтингу. Будем рассчитывать на наших ребят. Есть молодежь хорошая, растут технические результаты. Будем рассчитывать, что три-четыре лицензии в легкой атлетике еще мы должны получить.



— А остальные виды спорта?

— В гребле, особенно байдарка и каноэ, уже было решение допустить спортсменов и олимпийских, и паралимпийских. Поскольку паралимпийская гребля интегрирована в олимпийскую федерацию. Но опять возникли проблемы. В Дуйсбурге был чемпионат мира, потом в Познани был Кубок мира, куда можно было поехать. Но визу нам не дали. Поэтому мы боимся, чтобы и на следующий год не столкнуться с такой проблемой. Борьба как вид спорта у нас немножко приутихла. На пауэрлифтинг мы рассчитываем, что Дима Ходос должен поехать. У человека достаточно хороший уровень подготовки. И, думаю, он уже акклиматизировался и адаптировался к условиям паралимпийского спорта. Рассчитываем, что он может получить лицензию. Проблематично в гребле академической. У нас там пока кандидат Максим Метлов. Но опять же все старты или квалификационные регаты проводятся в Западной Европе. А там опять визовые вопросы. Но будем пытаться. Итальянское посольство, по крайней мере, Итальянский паралимпийский комитет обещали, что проблем не будет. Меня очень приятно удивила позиция Польского паралимпийского комитета. Мы поговорили с их председателем: "Мы все понимаем, спортивный нейтралитет должен присутствовать, никакой политики. Поэтому нет предлога, повода или причины, чтобы вас не допускать". Хотел опять попытаться налаживать отношения с прибалтийскими комитетами, но не было ни эстонцев, ни латышей. С литовцами у нас всегда более-менее нормальные отношения, ровные.

— Международные соревнования мы можем проводить на своей территории?

— Нет. Ни мы, ни россияне пока не имеем на это права. За два месяца перед ассамблеей мы получили предложение о повестке дня: то, что будет обсуждаться наш вопрос, и приложение — перечень санкций, которые будут налагаться, если ребята будут допущены в нейтральном статусе. И одной из санкций также был запрет на проведение международных соревнований. Мы подошли вместе с Рожковым Павлом Алексеевичем (прим. Глава паралимпийского комитета России) к руководителям МПК и поинтересовались, если ли возможность проводить совместные белорусско-российские старты. Они пока затруднились ответить на этот вопрос. Но другие, как прописано, паралимпийские комитеты или нацкоманды мы приглашать не можем. Это мы будем стараться соблюдать. Но между собой надо как-то поддерживать форму ребятам. Надеюсь, что белорусско-российские старты нам разрешат.

— Какие еще ограничения наложены?

— Что касается Паралимпийского комитета, мы потеряли право голоса. Не можем выносить какие-то деловые предложения для обсуждения на всех собраниях, ассамблеях. Основное — это перечень, какие наступят последствия в случае нарушений. Одна единственная надпись на форме "Беларусь" или цвет ногтей в цветах государственного флага — это нарушение. И если оно будет замечено, то перенесется на коллективную ответственность. Одного заметили — все будут дисквалифицированы.



— Как сами спортсмены отнеслись к такому решению?

— С воодушевлением, что появилась возможность опять вернуться в паралимпийскую семью и на международную арену. Все сейчас готовы включится еще активнее в подготовку. Конечно, для них это большая радость, что разрешили участвовать. Опять можно будет демонстрировать свое мастерство, соревноваться с лучшими спортсменами. Стимул есть.

— А как обстоят дела с зимними видами спорта?

— Самая страшная проблема, если эти шесть видов спорта пока остались под управлением Международного паралимпийского комитета, то зимние виды спорта с этого сезона переданы FIS. (Прим. Международный лыжный союз). Пока прошедший сезон был скомканный. Не получается пока никакого сотрудничества, никакого нормального календаря. Потому что у нас своя специфика. У нас лыжи и биатлон. А IBU и FIS не проводят никаких совместных соревнований. Буквально на этой ассамблее IBU приняли в члены МПК, без права голоса, но как партнера. Поэтому надеюсь, что что-то наладится. Уже есть проект календаря на будущий год. Но опять же FIS отстранил и олимпийцев, и паралимпийцев. Поэтому это проблема.

Поделиться