Белорусский квартет в составе Михаила Шеметова, Анны Терех, Таисии Носкович и Евгения Соболя принесли сборной Беларуси "золото" виртуальной велосипедной гонки.
Виртуальная гонка состояла из четырех этапов: индивидуальной гонки на время, гонки на выбывание, скрэтча и критэриума.
— Какие это были эмоции, когда узнали, что выиграли первое золото "Игр Будущего?" Казалось, что долго не могли поверить в такой результат?
— Естественно, все решала последняя гонка, — отмечает Татьяна Шаракова, тренер белорусской команды на "Играх Будущего-2024". — Потому что в ней количество набранных очков добавлялось к общей сумме, как на треке. У нас если были девчонки сильнее, то у некоторых команд были ребята сильные. Эта напряженная борьба в конце заставила нас немного понервничать, но в принципе мы с большим отрывом сохранили свое лидерство.
— Что такое виртуальная гонка? Как проходили соревнования?
— По факту это тот же велотренажер с компьютером, но напрягаться пришлось немножко больше. Потому что гонки были комбинированные и некоторые трековые дисциплины дополнялись шоссейными элементами. К примеру, тот же скретч был с двумя подъемами, что очень необычно для спортсменов и они давали такие утяжеления в ноги. Если на шоссе ты где-то можешь немного расслабиться, то на станке приходилось постоянно подкручивать и держать мощность. Это был такой главный нюанс этих гонок. Было очень интересно, потому что ты совсем по другому видишь картину. Ты видишь гонщика, сидящего на велосипеде перед собой, а на мониторе уже страну и как она перемещается среди лидеров. Если кто-то отстает, то видно насколько метров. И если такое случается, то сократить эту дистанцию на станке практически нереально. Если вживую на шоссе или треке ты ускорился и догнал, то там это очень тяжело давалось.
— А тренеру проще в классическом велоспорте или в виртуальном?
— По моим ощущениям, мне легче в обычном велоспорте. Потому что ты видишь, как они движутся или кто где может сделать атаку, можешь даже где-то что-то подсказать. А здесь это все внезапно, потому что ты идешь на пределе своих возможностей, держишь мощность, а чтобы выиграть у своих соперников тебе нужно добавлять — 2,3,4 ватта, 5. И потом это удерживать нужно еще постоянно. Если они на полотне треке или на дороге расслабляют мышцы, то на станке нет. Получается тренер должен быть все время на пределе, подкрикивать. Все время передавать эти эмоции спортсменам, чтобы тот держал эту мощность и вырвал эту победу.
— То есть по факту в каком положении в гонке находится спортсмен, который рядом, ты не видишь?
— У спортсменов стояли маленькие мониторы. Они видели картину, где находятся: в группе либо в отрыве. Им писалось немного по-другому. А мы уже на большом мониторе вместе с остальными тренерами видели, где кто отстает или догоняет. И не видишь четко своего спортсмена иногда. Но когда смотришь к ним в компьютер, видишь, на какой он позиции, и становится слегка спокойнее.
— Могут ли подобные соревнования в будущем стать альтернативой или даже заменить Олимпийские игры?
— Я думаю, то прямо заменить Олимпиаду — навряд ли. Но внести такой вид вполне реально.
Узнали впечатление у непосредственного участника соревнований.
— Каково это: чувствовать себя первым в истории чемпионом первых "Игр будущего?"
— Ночью сразу после соревнований мало поспали, так как поздно приехали, — делится впечатлениями Михаил Шеметов, чемпион "Игр Будущего-2024" в виртуальной гонке. — Поэтому, наверное, еще полностью не осознали, но очень рады и горды. Рады открыть эту медальную копилку и надеюсь, наша медаль будет не последняя для нашей страны.
— Что больше всего удивило вас в этих соревнованиях?
— Удивила немножко сложность, потому что изначально казалось, что будет попроще. Хотя регламент читали, готовились, понимали, куда едем, но по факту оказалось все намного сложнее, чем представляли. Речь идет и об ответственности. Это соревнования высокого уровня. Многие спортсмены были, которые хорошо знакомы нам уже. Были и новенькие. Поэтому было интересно, сложно, свежо. И таким образом градус поднимался.
— Почему эта виртуальная гонка вызвала интерес у классических и титулованных велосипедистов?
— В принципе велотренажер все используют как этап зимней подготовки к сезону. Все с ним знакомы. Плюс новый формат как никак. Поэтому многие приехали проверить свои силы перед началом сезона, и я думаю, что получилось неплохо.
— Были ли какие-то особенности в проведении соревнований?
— Да. Организаторы попросили, чтобы мы оставили все гаджеты полностью: телефоны, наушники, датчики сердечного ритма, чтобы не было никаких сбоев. Хотя у нас программа все-таки со сбоев и началась — ее перенесли на несколько часов, что немного усложнило задачу. Но в принципе как и на велотреке, что-то похожее, но со своими особенностями, послевкусием.
— Есть ли будущее у виртуальной гонки как на "Играх будущего"? Возможно, они когда-нибудь заменят Олимпиаду?
— Не скажу, что заменят, но, возможно, как новый дополнительный вид будут— почему нет. Вполне. Не сказать, что "Игры Будущего" — это исключительно борьба в кибер-пространстве. Все-таки физические качества там важны тоже. Если ты не готов физически, ты не получишь медали, не заработаешь.
Кто из спортсменов доставил максимальное беспокойство белорусам в погоне за медалью на "Играх Будущего", а также порассуждаем с Анной Терех, Таисией Носкович и Евгением Соболем о перспективах виртуальной реальности в олимпийском движении в программе "Арена" на "Беларусь 1" в понедельник вечером.
Фото: iStock