Белорусские спортсмены завоевали 16 медалей чемпионата России по лёгкой атлетике в Казани. По сути это был главный старт сезона, потому что на сентябрьский чемпионат мира наши атлеты не поедут из-за всем известных обстоятельств. Александр Шиманович победил в метании молота (73,89 м), на 110 м с барьерами с результатом 13,63 сек. первым финишировал Виталий Парахонько. Ранее чемпионами стали Алена Дубицкая (толкание ядра), Юлия Котковец (метание копья) и Максим Андралойть (десятиборье). Команду представляли 35 спортсменов. Sport5.by спросил у председателя Белорусской федерации легкой атлетики Ивана Тихона, как он воспринимает нынешние результаты в период фактически полной международной изоляции.
— Иван Григорьевич, после участия наших атлетов в чемпионате России можно сказать, что они завершили сезон. К сожалению, в отличие от многих других индивидуальных видов наших спортсменов вообще не допускают к международным соревнованиям. Да, у нас много медалей На чемпионате России. Но давайте сравним результаты наших атлетов на фоне прошедших международных соревнований.
— Для основного состава национальной команды и переменного состава сезон окончен, но у нас продолжаются еще соревнования, потому что один из главных стартов для наших топовых спортсменов будет сейчас в Екатеринбурге. Это финал “Королевы спорта”. Соответственно, там выступят наши, другие ребята будут участвовать в Открытом чемпионате Республики Беларусь по полумарафону, который пройдет в рамках Минского полумарафона. Также для самых выносливых — Могилевский марафон. Поэтому ребята некоторые продолжают тренироваться, готовиться, да и вообще для профессионального спортсмена переходный период — это время, когда можно доработать то, что не смог до этого. Из Казани мы привезли 16 медалей, результаты разные: есть за кого порадоваться, кто-то подтвердил свой статус, а кто-то не реализовал потенциал.
— Интересно знаете что? К примеру, Алена Дубицкая. Результат 18.21 — это здорово, но если сравниваем с итогами международных соревнований, то до возможной олимпийской медали ей нужен еще как минимум метр.
— Что касается Алены, то она, во-первых, призерка чемпионата Европы 2018, финалистка Олимпийских игр, чемпионатов мира. Соответственно, 18.21 она показала на чемпионате России, 18.43 — на Кубке сильнейших, 18.61 — на Кубке страны. Это говорит о стабильности. Личный результат у нее 19.65, еще раньше толкала его. Она выполнила норматив в прошлом году, у нее есть он на чемпионат мира в данном случае. Возможно, что, как вы сказали, для медальных результатов еще метра не хватает, нужно толкать 20.
На сегодняшний день, может быть, даже интуитивно, когда спортсмен понимает, что ему достаточно быть первым, срабатывает инстинкт самосохранения. Зачем прилагать максимум усилий, если есть возможность выиграть и так? Хотя каждый спортсмен, который уже стал профессионалом, хочет реализовать свой потенциал, наработанный за целый год. Но у нее есть стабильный результат, также мы знаем и о ее физическом состоянии, потому что были проблемы со здоровьем. В этом году вышла примерно на 18.5 — это позволяет быть первой. Она нацелена дальше тренироваться и показывать результаты.
— Олег Томашевич — второй на чемпионате России, но до этого было много побед. Почему так получилось? У него не хватает мотивации или накопленная усталость сказывается?
— Олег еще, можно сказать, молодой для толкателей, метателей. Возраст созревания у него. Да, действительно в прошлом году он запускал снаряд за 21.5, в этом идет на снижение, но, опять же, он стабилен. Были какие-то вопросы по здоровью, травмы — решает это, но во всех соревнованиях он участвует. И то, что он стал вторым на чемпионате России… До этого соперник, который обошел его, россиянин, был на метр ближе. И буквально за месяц смог преодолеть это, то есть он нестабилен, а Олег думал, что этого результата вполне может хватить.
Основным стартом для него, он сам говорил, был Кубок сильнейших. По планам индивидуальным— результат 21, но парень еще только начинает созревать, набирать мужскую силу, которая позволит ему дальше выступать. Плюс амбиции и его желание всегда быть первым помогут. Уверен, что у спортсмена будущее хорошее.
— Алексей Котковец, Матвей Волков… Почему им не удалось показать свои лучшие метры в финале?
— Леша стабилен в этом сезоне: дважды выполнял норматив на Олимпийские игры, на чемпионате Республики Беларусь он 18 см "недометнул" до норматива: 85.32, а у нас норматив 85.5. Соответственно, он стабильно показывает, просто есть такие соревнования, на которых он не может реализовать весь потенциал. Даже сейчас на чемпионате России в пробных бросках (два броска дается спортсмену, чтобы подготовиться к соревнованию) он запустил на 83.5, этого было бы достаточно, чтобы быть первым. Но, как только начались соревнования, что-то не получилось. Видимо, большое желание его переполняло, и не удалось реализовать, хотя по уровню физической подготовки и по тестированию, которое проводилось, можно сказать, что он готов опять обновить рекорд Республики Беларусь. Соответственно, потенциал хороший, возраст шикарный для спортсмена.
А Матвей Волков… Еще возраст молодежный, амбициозный, парень активно ведет себя. И, когда мы еще выезжали на мировые первенства, он там завоевывал медали. Сейчас зимой, как мы наблюдали, 5.85, летом у него не пошло. Много экспериментирует, много делает. Шест — это достаточно специфический вид, их много разных: мягкость отличная и так далее. И он, по крайней мере, активен в этом, борется всегда за результат. Строит стратегию выступления, чтобы показать что-то максимальное, и очень много рискует. Наблюдаем, что он может 5.7, 5.8 прыгать, но он как-то переносит высоты. Это стратегия, которая пока не позволяет раскрыться полностью. Но по тому, что видим на тренировках, уверены, что это будет замечательный спортсмен.
— Но можно сказать, что наши фавориты реально не показывают свои лучшие результаты в период санкций? А зачем сильно напрягаться? В любом случае это травмы и так далее. Может, нужно дождаться, когда что-то изменится, и потом показывать?
— Нет, в спорте невозможно такое, что вот сейчас я буду отдыхать, а потом что-то сделаю. Ребята просто понимают, что они не выступают, и где-то на сегодняшний день много экспериментируют. Ищут пути для того, чтобы показывать более высокие результаты. Плюс, если мы говорим о Матвее, он еще молодой, только-только начинает созревать. У таких тоже есть амбиции, свое виденье. Когда созреет, тогда он будет четко выполнять и появится стабильный результат. Хотя видим, что у него есть успешные старты: 5.85 — это рекорд Республики Беларусь и норматив на чемпионат мира. Он уже это делает, пробует.
— Понятно, что это хорошие результаты для Беларуси, но если мы, опять же, посмотрим на международные соревнования, то наши ребята немного недотягивают.
— Сравнивать эти вещи не стал бы так категорично, потому что сравнения заочны. Когда человек выходит в сектор, там совсем другие эмоции, все иначе. И наши спортсмены могут проявиться, и те. Не то, чтобы недотягивают, конкуренция все равно мобилизирует, открывает внутренние резервы, чтобы реализовать тот потенциал. По тестам, по их тренировочным объемам видим, что ребята готовы гораздо больше. Они на некоторых соревнованиях, которые проходят в сезоне, не только зимнем, но и летнем, демонстрируют высокие результаты. Все наши топы показывают метры мирового уровня. Единственное, что на сегодняшний день есть какой-то главный старт — чемпионат России — там где-то провал был, но перед этим Кубок сильнейших — там было лучше. Эти модели они отрабатывают.
— Еще хочу спросить на счет Максима Недосекова, Эльвиры Граборенко, Ирины Жук. Когда они вернутся и смогут ли вернуться в свои лучшие результаты?
— Мы точно так же живем надеждой, они, скорее всего, вернутся. Максим после Олимпийских игр выступал сезон, потом у него травма, вторая травма, операция. И в этом году зимой он уже показывал высокий результат — 2.24, и прыгал с четырех, можно сказать, шагов, практически без полного разбега. Плюс он прыгает в кроссовках — это не специальная обувь на шиповке для прыжков в высоту. Это говорит о том, что уровень его физических возможностей очень высокий, но эта травма еще не дает реализовать потенциал. Он регулярно тренируется, смотрит на это с позитивом.
Эльвира Граборенко демонстрировала зимой хорошие результаты, немного травмировалась — пропустила только летний сезон и сейчас готовится. Как вы сказали, в спорте высших достижений из-за того, что постоянно по грани идешь, есть травматизм. Ирина Жук тоже боец, она финалистка Олимпийских игр 2021, зимой 4.5 зафиксировала, искала пути реализации, привлекали специалистов из Российской Федерации. Главное, чтобы она не сломалась психологически, а так всегда готова стремиться, реализовываться. С позитивом смотрю на эти вещи, ведь когда человек что-то ищет, делает, значит, будет результат. Соответственно, когда говорят, что для достижения высокого уровня нужны специалист либо восстановление, какие-то сборы, мы всегда помогаем.
— Задам вопрос, который вам уже надоел. Когда же у нас будет допуск на международные старты? Есть какие-то сигналы?
— Уже много раз говорил, что у нас есть зимний и летний сезон, соответственно, чемпионаты мира и Европы проходят весной и летом либо в начале осени. В этом году у нас был зимой. После того, как Себастьян Коу не избрался, он сразу нам дал ответ. Писали с предложениями по нашему восстановлению, рассматривали все возраста, не только взрослых спортсменов. Ответ мы получили быстро. Сейчас ждем, конечно же, чемпионат мира, чтобы посмотреть результаты, и на заседании легкой атлетики будет рассматриваться наш вопрос.
Всегда надеемся на лучшее, но никогда не ждем, а дальше продолжаем работать, тренироваться и показывать результаты. У нас никто не забрал ни установление мировых рекордов, ни личных рекордов. Материальная база соответствует, поддержка государства есть, все получают зарплату. Сравниваем результаты нашего чемпионата с результатами на мировой арене, по этому показателю наши спортсмены, которые демонстрируют высокие показатели, получают стипендии. Конечно, нет предела совершенству, всегда можно дальше развиваться.
— Если реально оценивать, то следующий большой реальный старт — это Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Понятно, что туда уже поедет другое поколение спортсменов. И, если берем нашу молодежь, наших юниоров и сравниваем со сверстниками на чемпионатах мира и Европы, мы конкурентоспособные?
— В этом году основным стартом для этой группы были матчевые встречи Союзного государства, которые проходили в Бресте, и молодежная группа участвовала в Кубке сильнейших. Соответственно, по молодежной группе Евгений Бриги показал шикарный результат. Первый в европейском рейтинге — 20.37 в ядре. Тот же Матвей Волков, это молодежный возраст, тот же Жигар, который обновил рекорд Республики на 0.23, пробежав 20.40. Это говорит о том, что ребята тренируются, растут, обновляют рекорды, что немаловажно. Это ориентиры для будущего поколения. У нас из молодежи шесть ребят, которые могли бы быть с медалями первенства Европы.
Делали сравнительный анализ, могу немного ошибиться, но шесть медалей точно привезли бы. По юниорам еще больше могло бы быть. Классические такие направления у нас — это метание и прыжки. Тот же Тимур Северов, который показывал высокие результаты в этом сезоне, мог завоевать первое место. Пинчук в тройном прыжке мог взять призовое. В общей сложности 13 человек попали бы в восьмерку.
— Результаты классные, но нет ли сейчас такой проблемы, как раньше? Когда форсированные по юниорам ребята переходили во взрослый спорт, они были физически "пустые", без ресурсов.
— Такая проблема есть всегда. Не сказал бы, что они "пустые", просто многие спортсмены в этом возрасте начинают выбирать: либо будут со спортом связаны, либо пойдут учиться. Совмещать тяжело. Поэтому кто-то выбирает учебу, кто-то идет зарабатывать, кто-то семью создает. Проблема существует, но не скажу, что несем большие потери. Это всегда будет, ведь есть и военная служба. По нормативным документам ребята, которые заканчивают училище олимпийского резерва, не могут дальше поступать, потому что сначала необходимо отслужить. Девочки же уходят на отработку. Но это тоже решаемо, и для тех ребят, которые хотят свою жизнь связать со спортом высших достижений, все возможно.
— Подытожу. Мы много говорили про сравнение наших результатов с результатами международных соревнований, но есть критики, которые постоянно говорят о том, что мы на фоне других стран статисты, будто вообще ничего не показываем. Имеют ли они право так громко об этом заявлять?
— Критики для того и существуют. Заявлять они тоже имеют право, замечательно, что они наблюдают за легкой атлетикой, говорят о ней. Это тоже какая-то реклама. Сравнивать это некорректно, потому что человек не имеет возможности туда приехать и выступать со всеми сильнейшими. Если они говорят, что в нашей легкой атлетике все совсем плохо, я не соглашусь. Нельзя так говорить, потому что люди обновляют рекорды, это говорит о том, что рост есть. Они обновляют и личные рекорды, показывают результаты. Есть материальная база, поддержка государства, соревнования.
Очень много сейчас работаем с Российской Федерацией, и есть возможности для наших спортсменов реализовать потенциал. Мы примерно в том же ключе работаем, но где-то больше, где-то лучше. Видим, сколько тренерских кадров у нас есть, которые имеют опыт подготовки спортсменов, поднимавшихся на пьедестал чемпионатов Европы, Олимпийских игр. Эта ниточка не порвется, мы ее просто поддерживаем и развиваем.
— Очень важно, чтобы наши спортсмены не теряли мотивацию. Понятное дело, мы тренируемся, в России выступаем, но очень важно реализовываться на международной арене. Не замечали, что, может быть, недотягиваем где-то секунды или метры именно из-за того, что немного не хватает мотивации?
— Я бы сказал так: будучи спортсменом, многие знакомые ребята, даже когда выигрывали, были недовольны: “Можно было лучше”. Соответственно, как у руководителя, у меня тоже есть желание еще больше расти, я вижу громаднейший потенциал, есть талантливые ребята. Видим, Илья Карнаухов бегает, хотя человек получил травму, точно так же вернулся в спорт и боролся сейчас на чемпионате России. Вот такие люди вселяют веру, надежду. Да, отсутствие международных стартов влияет, но делаем все, чтобы минимизировать эти потери и чтобы ребята чувствовали поддержку, мотивацию. Не думаю, что есть какая-то пропасть, потому что я в свое время семь лет не выступал, а потом вернулся и доказал.
Есть примеры, когда можно длительное время не участвовать — выходить и побеждать. Ребята сильные, спорт ведь слабых не терпит. Если кто-то начинает мыслить в таком ключе, он завершает свою карьеру, потому что это движение в никуда. Когда ребята начали высказывать свои мысли о том, что с отсутствием международных стартов мы потеряем, тут нужно думать не об этом. Необходимо использовать это время продуктивно, чтобы мы были готовы.