Белорусский десятиборец Максим Андралойть специально для программы "Спорт-Кадр" подвёл итоги сезона, рассказал о конкуренции с легкоатлетами из России, популяризации лёгкой атлетики, рождении ребёнка и многом другом.
Обстоятельный разговор с атлетом.
Итоги...
— Подведем итоги сезона. Насколько он удался, учитывая, что есть успех на чемпионате России и победа на Кубке сильнейших спортсменов у нас в Бресте?
— Сезон получился неплохой, можно было где-то добавить. По результату не все сложилось так, как планировали. Но есть еще шанс: в России будет старт 3-5 сентября. Думаю, там получится показать результаты лучше.
— Сентябрьский старт — "Королева спорта"?
— Да. В Екатеринбурге по чистым видам, но у нас отдельный этап "Многоборец" в Санкт-Петербурге. В лиге распределяются места по трем стартам: суммируются очки и определяется итоговый победитель.
— Вы сказали, что надеетесь улучшить результат, но, если взять Кубок сильнейших спортсменов, Вы набрали 8219. Это же был хороший результат, правильно?
— Да, правильно. Но в прошлом году на Играх стран БРИКС я показал результат — 8279. Потому стремимся выше. Цифра в принципе неплохая, но всегда хочется лучше.
Допуск...
— Знаете ли Вы, какому месту в мировом рейтинге соответствует результат? Следите?
— 17-м был. Конечно, смотрим, как спортсмены из разных стран выступают. Стремимся показать результат намного лучше, чем они. Тренируемся, чтобы, когда нас допустят к международным стартам, мы смотрелись на уровне с ними.
— Насколько устали от ситуации, которая происходит? Ведь другие виды спорта выезжают и соревнуются в нейтральном статусе.
— Ничего не можем сделать и адаптируемся к тем условиям, которые есть. Жаль, что легкая атлетика страдает из-за того, что нет международных стартов.
— Насколько хватает соревнований с Россией? Тяжело ли мотивировать себя работать каждый день?
— Стартов хватает. Но когда выезжаешь на международную арену, мотивация совсем другая. Другое соперничество, условия, заводишься иначе, подготовка в том числе.
— Конкуренции хватает с Россией?
— Да.
— А внутренней?
— Тоже. Восьмитысячников в стране двое: я и Жук. Но подрастает молодежь. На пятки пока не наступает, но результаты есть.
— Перспективные ребята растут?
— Мне кажется, да. Мирончик выиграл в многоборье матчевую встречу с Россией до 20 лет. Показал что-то около 7600. Для данной возрастной категории неплохо.
— Вы сказали, что для международных стартов готовились бы по-другому. Но Вы же все равно приходите на стадион каждый день, работаете. А в чем было бы отличие?
— Менялся бы календарь соревнований. Подстраивали бы подготовку к определенному самому главному старту. Конкуренция дает лучшие результаты, а у нас пока в соперниках только Россия. Наивысшие результаты среди многоборцев у норвежцев, немцев. Хотелось бы с ними побороться.
Выбор дисциплины...
— Все удивляются триатлонистам с тремя дисциплинами, а по факту бессмертные люди это вы, десятиборцы. Нужно тренировать сразу 10-ть разных дисциплин легкой атлетики. Зачем это всё нужно?
— С детства много видов получалось, выбрать не смогли и решили собрать всё в одно. Очень нравится десятиборье из-за разнообразия. Но просто раньше я не знал, насколько это тяжело. Ничего, выбрали эту дорожку и будем ее пробивать.
— Как пришли в легкую атлетику?
— Я родом из Островца. Там первый тренер по легкой атлетике заметил меня. Решили попробовать с толкания ядра, метания диска. Потом бегал спринт, прыгал в длину, высоту. Все по чуть-чуть получалось. Выехали на областные соревнования, потом на Республику. Выигрывал, становился призером в отдельных видах. После этого заметил меня тренер из Гродно, взял в Училище олимпийского резерва. По-моему, в 2011-м году я уже начал заниматься многоборьем.
— Все получилось из-за того, что вы были хороши везде?
— Получалось быстро бегать, толкать, метать, прыгать. Многоборец готов.
— А как вас заметил первый тренер?
— Я отличался антропометрией. Сложен неплохо, надеюсь (смеется). Участвовал в школьных соревнованиях: баскетбол, волейбол. Там и заметил, пригласил на пару тренировок. Мне понравилось, и начали заниматься более серьезно.
— Как отнеслись родители к тому, что вы сказали, что поступаете в Училище олимпийского резерва?
— Родители сами не занимались профессиональным спортом, но всячески поддерживали мои начинания. Отнеслись позитивно, сказали: "Максик, поезжай и завоевывай медали".
Популяризация...
— Как обычные люди реагируют на то, что вы десятиборец? Они представляют, что это вообще за дисциплина?
— Многие думают, что это отдельный вид борьбы. Но я объясняю, что в эту дисциплину входит десять видов легкой атлетики. И потом уже отвечаю на дополнительные вопросы.
— Из всех дисциплин, которые входят в данный вид программы, что нравится больше и что самое нелюбимое?
— Тяжело выбрать отдельный вид. Нравятся, наверное, те, за которые зарабатываешь больше очков: барьерный бег, спринт, прыжки. А не нравится последний вид — 1500 м. Приходишь уже уставший, а нужно еще пробежать и сделать это хорошо. Кажется, что дистанция небольшая, но накопленная усталость дает о себе знать. Я не отличаюсь быстрым бегом на 1500 м. Стараемся улучшить этот показатель и набрать как можно больше очков.
— Как вы тренируетесь, если нужно делать сразу всё?
— Комбинируем несколько видов в рамках одной тренировки. Каждый раз их меняем. Одна тренировка длится 2-2,5 часа, за которые успеваем отработать два-три вида. Иногда одна в день тренировка, иногда две. Некоторым видам надо уделить больше времени, и их мы выносим отдельно. Бег на выносливость занимает больше всего времени для подготовки.
— Насколько у нас люди понимают легкую атлетику? Что нужно делать, чтобы популяризировать этот вид спорта?
— У нас она не очень популярна. Думаю, это связано с большой конкуренцией в разных видах спорта. Не только в Беларуси такая проблема, она во всем мире. Много игровых видов, единоборств. А каждому человеку не угодишь. Есть фанаты легкой атлетики, но тяжело человека заставить прийти поболеть за легкоатлетов, пропустив свой любимый матч. Дело вкусов. А как развить… Вот вы нам помогаете — берете интервью. Возможно, так мы сможем достучаться до людей, что есть такой вид спорта, как легкая атлетика, и он тоже интересен.
— В этом году 10 лет Минскому полумарафону. Сейчас больше людей погрузилось в бег.
— Каждый год наблюдаю. Очень приятно, что каждый год людей все больше. Один раз планировал пробежать, но из-за травмы не получилось. И так как сезон ещё продолжается, то и в этом году пробежать не удастся.
— Немного о личном. Мы знаем, что Вы недавно стали молодым отцом. Девчонки-спортсменки, становясь мамами, говорят, что мир меняется полностью. Как происходит у отцов?
— Теперь не я хозяин своей жизни, а есть маленькая девочка, которая управляет мной (смеется). Пытаемся с женой свыкнуться с новым миром: у нас есть дочь, мы зависим от нее.
— Тренировки проходят по-другому?
— В графике ничего не поменялось, как работал, так и работаю. Из-за срочных дел время, конечно, может подкорректироваться.
— Ребенок у Вас родился сразу же после старта в Бресте, так?
— 13 июля закончился Кубок Сильнейших. Получил медаль, прошла церемония награждения. Приехал в Минск около 12. Жена набирает в 4 утра и объявляет: "Я рожаю, приезжай".
— Дочку в спорт отдадите?
— Конечно, отдам.
— В легкую атлетику?
— Это будет ее выбор. Конечно, приведу и покажу, чем занимается отец. Легкая атлетика — хорошая база, которая в любом виде спорта пригодится.
— А в десятиборье во сколько лет нужно приходить?
— Думаю, с 6-7 лет можно начинать базовую подготовку, чтобы овладевать разными видами, а дальше повышать объемы. Все постепенно.
— Видите ли в детях заинтересованность спортом? Как отрывать молодежь от гаджетов и прививать желание заниматься спортом?
— Все зависит от родителей. Дети, как губки, все впитывают. Насильно ребенка тащить не стоит, но можно прививать постепенно: водить на тренировки, матчи.
— Следите за какими-то еще видами спорта?
— Я не фанат игровых видов спорта. Больше времени уделяю своему любимому делу.