Белорусский полузащитник Кирилл Зинович еще пару лет назад был на слуху у всех любителей белорусского футбола. Переход молодого футболиста в "Локомотив" не стал большим успехом, но заставил говорит об игроке как о будущем национальной сборной. Со временем Кирилл заматерел и после этапа карьеры в Португалии стал игроком основного состава махачкалинского "Динамо" из РПЛ, даже недавно забил дебютный гол. Sport5.by подробно пообщался с футболистом обо всех этапах карьеры, дебюте за сборную и будущих целях и задачах.
— Недавно махачкалинское "Динамо" не очень удачно сыграло с "Оренбургом": неожиданное поражение 1:2. Почему получился такой результат?
— Мы настраивались, важная игра была, но наша команда сыграла не совсем в свой футбол. Вероятно, сказались и условия: в городе было жарко, плюс непривычное искусственное поле, мы чуть-чуть не попали в игру и, к сожалению, упустили очки. "Оренбург" свои моменты реализовал, "Динамо" сделать это не смогло. Увы, но такое случается.
— Ваша команда идет в середине турнирной таблицы, даже повыше некоторых команд-завсегдатаев РПЛ. Какая сейчас атмосфера царит в раздевалке?
— Атмосфера хорошая, приятная. Нам после каждой игры говорят: мы не смотрим на таблицу. И мы этому правилу следуем. Работаем от игры к игре.
— В нынешнем сезоне вы нередко выходите на поле, но зачастую не проводите все 90 минут целиком. С чем это связано?
— Исключительно с интересами команды. Мы объективно в первый сезон в РПЛ вынуждены играть с оглядкой на свои ворота, действовать в оборонительном ключе, а мой стиль игры – более атакующий. Поэтому, наверное, в одних матчах я подхожу под модель игры, в других используют больше игроков оборонительного плана. Даже в пределах одного матча ситуация может меняться. Где и когда мне быть на поле — решает тренер. Плюс конкуренция за место в составе тоже играет роль. Она у нас приличная.
— Президент "Динамо" Гаджи Гаджиев говорил, что вы пока не играете на 100% своего потенциала. Чего для этого не хватает?
— Мне тяжело рассуждать об этом. Учитывая тот же стиль игры команды, мне, возможно, пока тяжеловато перестраиваться. Я привык играть более атакующего игрока в центре поля, а здесь от меня требуется немало оборонительной работы. Я стараюсь перестраиваться: раньше, когда только пришел в "Динамо", вообще мало играл, сейчас уже получаю больше времени, значит, становлюсь лучше.
— На каких позициях вас чаще всего использует Хасанби Биджиев? Какие он дает вам установки?
— Я чаще всего выхожу на своей позиции в центре полузащиты. Как таковой отдельной функции у меня нет, есть базовые обязанности. У соперника тоже своя игра, и мы должны это учитывать, чтобы быть конкурентоспособными.
Также я могу сыграть нападающего, если нужен навал на ворота соперника или нужно за мяч зацепиться. Я — футболист габаритный, могу это сделать, у нас таких в команде немного, поэтому меня порой используют в этом качестве.
Честно говоря, позиция на поле не имеет значения, главное играть. Где скажут, там и сыграю.
— Давид Волк назвал ваш удар "самым совершенным из всех, что он видел". Однако при этом за свой нынешний клуб вы пока не отличались забитым голом (интервью было записано до гола Зиновича "Краснодару" — прим. ред.), а ведь для большинства болельщиков именно это — главный показатель. Насколько сильно ждете этого момента?
— Да, у меня неплохой удар: тренерский штаб всегда говорит по возможности бить по воротам. Действительно жду этого, в прошлых матчах уже были моменты, где мог забивать. Но при этом больше переживаю за командный результат, чем за какие-то свои личные показатели.
Хочу забить и надеюсь, что это произойдет в скором времени, но об этом сильно не думаю и не напрягаюсь по этому поводу. Будет момент — и я его использую.
— Помимо вас, в РПЛ есть и другие игроки с белорусским паспортом: Андрей Кудравец, Кирилл Печенин, Артем Шуманский и другие. Есть ли у вас с ними какое-либо общение?
— Да, конечно, со всеми общаюсь. С Шуманским и Кудравцом мы играли вместе в молодежной сборной, с Печениным уже в национальной команде познакомились. Но заочно я уже всех знаю — часто перед играми общаемся, узнаем, как у кого дела, с кем-то даже футболками обменялись. Мы друг к другу всегда по-доброму относимся.
— Поговорим немного о вашей карьере. Уже в 18 лет вы перешли в основную команду "Минска" и стали там заметным игроком. Как вспоминаете самое начало своего пути?
— Я воспринимал это спокойно. Работал, тренировался, попал в главную команду, шаг за шагом шел дальше и начал забивать. Тогда в команду пришел Федор Анатольевич Щербаченко, он поверил в меня и дал шанс, у меня все хорошо пошло.
Этот период вспоминаю только с теплотой.
— Назначение Щербаченко вызвало неоднозначную реакцию из-за того, что до этого он тренировал сборную работников аэропорта "Шереметьево". Что скажете о нем как о специалисте?
— С ним я прошел предсезонку и весь первый круг. Он в меня поверил, дал мне возможность играть.
Было видно, что с ним мы неплохо шли: набирали очки, цепляли БАТЭ и "Рух", показывали результат со сложными соперниками. Хороший специалист. Не просто так он сейчас спортивным директором в "Ахмате" работает. Он оставил у меня только положительные впечатления.
— Далее у вас последовал трансфер в московский "Локомотив". Расскажите, как к вам впервые поступило предложение, долго ли его рассматривали?
— Конечно, такое предложение долго не рассматривал. На меня просто вышли агенты, рассказали об интересе команды. Я сначала в это не поверил: тогда еще разные слухи ходили об интересе и из других клубов. На когда уже увидел официальный запрос, сразу дал добро на переход.
— "Локомотив" предложил достаточно долгий контракт – на целых пять лет. Руководство делало на вас определенную ставку?
— Мне ничего такого не говорили, покупали как обычного игрока в команду — просто работай и тренируйся. Да и в той ситуации ничего особенного говорить и не нужно было.
— В составе "Локомотива" у вас было не так много матчей, но один из них пришелся на Лигу Европы. Опишите ваши чувства, когда вы выходили на поле во встрече с "Лацио" (0:3).
— Я был достаточно спокоен, когда выходил на поле, не испытывал какого-либо сильного волнения, может, только чуть-чуть переживал, но так же, как в любой игре.
— Быть может, хотели с кем-то из "Лацио" футболками обменяться?
— А у меня, знаете, нет такого сильного желания просить у кого-то футболки. Хотя там и были именитые игроки — Чиро Иммобиле, Педро, Сергей Милинкович-Савич. Но вот как-то нет у меня такой тяги.
— Далее состоялся переход в "Виторию Гимарайнш". Отмечалось, что переговоры с клубом шли достаточно долго. Что для вас было важным в этом трансфере?
— Переговоры шли долго, потому что нужно было решать проблемы с визой и иными документами. Когда поступило само предложение, не скажу, что над ним мы долго думали, просто процесс получения необходимых бумаг немного затянулся.
— Были ли какие-то другие команды, которые вами интересовались?
— Чтобы не врать, точно сейчас сказать не могу. Но помню, что были варианты остаться в РПЛ.
— А в целом почему решили остановиться на варианте именно с "Виторией"?
— Хотел попробовать съездить в Европу, посмотреть, как там все устроено.
— На каком уровне находится португальский чемпионат?
— Я не скажу, что там что-то сверхъестественное. В "Витории" я больше играл за вторую команду, чтобы получать игровую практику.
Там хороший, достаточно силовой чемпионат, топовый уровень, все игроки технически оснащены, но какого-то восторга или восхищения я там не испытал.
— А что насчет местной инфраструктуры?
— Ничего такого нет, чтобы сильно отличалось от баз в России или Беларуси. У "Витории" была обычная база — все так, как должно быть. Даже у некоторых команд РПЛ есть базы намного лучше.
В Португалии по части инфраструктуры все хорошего качества — база, тренажерный зал, сауна, раздевалки, столовая, все поля отличные. Но по факту там ничего такого сверхъестественного, только тренировочный процесс отличается.
— А чем?
— Там больше ставка на "физику": помимо силовых приемов на поле, очень много еще и занятий в тренажерном зале.
— Много ли вам понадобилось времени на адаптацию в Португалии?
— Да не особо. Понятое дело, сначала многое непривычно, но, слава богу, со мной в команде тогда был Денис Дуарте, он раньше в "Динамо-Брест" играл. Мы жили с ним вместе, он немного знал русский и порой помогал мне первое время. Месяца два-три я привыкал к команде и к партнерам, но тут как и в любой команде.
— Сейчас в Португалии выступают двое белорусов: Трофим Мельниченко и Владислав Морозов. Следите за их успехами?
— Ну, не так чтобы прямо слежу, но за результатами и статистикой поглядываю. Надеюсь, у них все сложится, хотел бы пожелать удачи, они хорошие футболисты.
— Вы рассказывали, что в Португалии за пределами поля вам было трудно. Связаны ли эти трудности только с языковым барьером?
— Да, с этим тоже были сложности. Тогда у меня еще не было возможности видеться с родными и девушкой. Плюс в команде вся коммуникация идет на португальском: нет такого, что под легионеров сильно подстраиваются.
Когда у "Витории" были выходные, дорога домой почти всегда занимала целый день в одну сторону. Из-за этих моментов было тяжеловато.
— Насколько в Португалии и РПЛ велика конкуренция, если сравнивать с той же высшей лигой? Наверное, вы, как легионер, ощущали ее по-другому?
— Да я не скажу, что там по-другому. В Беларуси выступают одни игроки, в чемпионате посильнее – совершенно другие игроки, но если ты ниже их уровнем и работаешь над собой, то все равно тянешься к ним. Везде конкуренция есть — и это хорошо, так и должно быть.
— С махачкалинским "Динамо" вы преодолели путь от первой лиги до РПЛ. Насколько сильный разрыв между первым и вторым дивизионом России?
— Если признаться, то лично мне в ФНЛ играть было труднее, чем сейчас в Премьер-лиге. Там и правда отличается футбол: в первой лиге он более силовой, жесткий, а в Премьер-лиге больше заточен на тактику. Чисто в этом отличие. Но большого разрыва в классе нет: все помнят, как в Кубке России три года назад "Акрон" проходил "Спартак" и "Локомотив". За счет такого турнира как раз-таки и есть, где сравнивать уровень команд.
— Как отмечали выход в Премьер-лигу?
— Достаточно спокойно. Мы понимали, что выйдем в РПЛ, после заключительной игры организовали небольшой банкет, без сумасшедших празднований (улыбается).
— В Дагестане долгое время главным клубом был "Анжи": в свое время они даже подписывали мировых звезд. Как в регионе развита футбольная культура?
— Честно скажу: я еще не встречал, чтобы где-нибудь болели за свою команду так, как это делают в Махачкале. Здесь правда болеют футболом, всегда хорошая поддержка, на улице узнают постоянно. Не только весь город, но и весь регион здорово за команду переживает.
— Глава региона заходит в раздевалку?
— Да, по возможности заходит после игр. На домашних матчах он всегда присутствует, на выезде набирает через кого-то по видеосвязи. В плане вовлеченности у "Динамо" все супер — поддержка чувствуется всегда.
— Многие СМИ облетела забавная история после матча со "Спартаком", как вратаря "Динамо" Тимура Магомедова после матча забыли на "Лукойл-Арене". Можете приоткрыть немного завесу тайны, что на самом деле произошло?
— Даже не знаю, я тогда после матча сразу уехал со стадиона: улетал в Минск на выходные. Обо всем узнал уже из новостей, так что знаю не больше вашего (смеется). Все в команде достаточно быстро забыли этот эпизод, и я тоже не спрашивал, когда вернулся. Но сейчас даже самому интересно стало, обязательно спрошу (улыбается).
— В РПЛ есть и московский "Локомотив" — ваш бывший клуб. Имеют ли матчи с "железнодорожниками" принципиальное значение?
— У меня нет какого-то особого настроя на "Локомотив". Тем более и сама команда уже очень сильно поменялась. Готовлюсь к ним так же, как и ко всем остальным соперникам.
— По ходу сезона вы пересекались и с ЦСКА, который сейчас возглавляет бывший главком "Локомотива" Марко Николич. Беседовали после матчей?
— Да так, немного поговорили перед матчем в Махачкале. Он спросил, как мои дела, как здоровье, все ли хорошо. Потом пожелали друг другу удачи и разошлись.
— Недавно состоялся и ваш долгожданный дебют за сборную Беларуси. Как чувствовали себя в футболке "белакрылых"?
— Эмоции только положительные. Для каждого игрока честь – представлять свою национальную команду.
Как узнал об интересе? Мне позвонил начальник команды и все рассказал. После попадания в окончательный состав уже пригласили в общий чат в мессенджере.
— Как сработались с Карлосом Алосом?
— Все супер! Понравился не только тренировочный процесс, но и сам тренер. Карлос — очень приятный и эмоциональный специалист, он знает, как подбодрить и что сказать в нужный момент. В сборной все понравилось. Надеюсь, еще буду вызываться. Партнеры по сборной приняли хорошо. Все знают друг друга напрямую или заочно — я примерно с половиной состава ранее в "молодежке" играл.
— Следите ли сейчас за высшей лигой?
— Да, конечно. Слежу и смотрю матчи, ведь там много моих знакомых и друзей играют. Всё знаю, что там происходит.
— Кого считаете фаворитом в нынешнем сезоне?
— Одного выделить тяжело, будем смотреть. Даже самому интересно, кто станет чемпионом. За золото точно смогут побороться четыре или пять клубов, но кого-то одного назвать непросто.
— Сейчас "Минск" идет достаточно высоко в таблице. Довольны результатами своей первой команды?
— Конечно, доволен (улыбается). Тем более сейчас там играет Франсиско Кампо — он в прошлом году выступал в Махачкале, хороший парень.
Приятно наблюдать за результатами, все-таки родной клуб. Посмотрим, может, в этом году сотворят сенсацию.
— Чего ожидаете от "Динамо" и от себя лично в нынешнем сезоне?
— Главное — сохранить прописку в Премьер-лиге, постараться сделать это спокойно, не попадая в стыки. Лично для себя — хотел бы больше играть, но главное, чтобы мы с командой выполнили поставленную цель.
Фото: "Динамо-Махачкала", "Чемпионат", "ФК Минск", "Витория", АБФФ