Главный хоккейный ньюсмейкер последних дней главный тренер солигорского "Шахтeра" Ярослав Чуприс о самом важном на данный момент в большом интервью sport5.by

Ярослав Чуприс: "Нас почти уволили, но все же дали шанс"

Большое интервью главного тренера солигорского "Шахтёра"

Главный хоккейный ньюсмейкер последних дней главный тренер солигорского "Шахтeра" Ярослав Чуприс о самом важном на данный момент в большом интервью sport5.by.

— Самый актуальный вопрос на сегодня. Что было после Кубка Руслана Салея?

— Была встреча с руководителем, получили нагоняй. Можно сказать, что практически были уволены всем тренерским штабом. Но, видимо, поразмыслив, подумав, он пришел к мнению, что работаем дальше. Вот так. Иван Иваныч пришел к нам еще раз, встретился с командой, с тренерским штабом, немного пожурил и команду. Дал нам еще шанс.

— Что это за шанс?

— Это не совсем шанс, просто сказал: "Тренерский штаб продолжает работу". Было сказано работать дальше. Посмотрели друг другу в глаза. За это уважаю людей, сам всегда стараюсь говорить и смотреть в глаза.

— После финального матча, минут через 20, подходил к раздевалке, там никого не было. Понятно, что на эмоциях что-то говорить не было смысла. Следующий день утром была тренировка. Что было в команде, о чем говорили?

— Было опустошение. Разговора как такового не было. До этого много общался с хоккеистами, пытался донести до них, что это финал. Буду говорить за него, потому что на групповой стадии и в полуфинале было все хорошо. А вот в финале — уже не та команда. В первом матче чемпионата с "Юностью" был коллектив, который спокойно забрал бы кубок. Что не получилось? Прямо сейчас не могу сказать. Где-то не сыграли лидеры, где-то еще какие-то факторы сработали. Да, на следующий день состоялась тренировка, хотя должен был быть выходной. Подумав, поразмыслив, принял решение тренироваться. Ребята пришли такие же опустошенные, как и я. Но это наша работа, за которую платят деньги. Должны отрабатывать свои контракты. Хотя, как по мне, не всегда деньги решают. Есть и немного другие понятия в хоккее. Как это ни звучало бы романтично, но он не терпит обманщиков. Какие бы деньги ни зарабатывались, хоккеем надо жить и надо, чтобы он был в сердце. Кто-то скажет, что я романтик, но вот так считаю. Если вышел на лед, должен "умирать". И неважно, в каком матче. По-разному могут складываться игры: в твою пользу и не в твою. Болельщик всегда видит, когда обманываешь, у тебя не горят глаза. Это все на поверхности.



— В пятницу 1 сентября появилась официальная информация, что Котеловский и Туник покинули команду. Я так понимаю, это тренерское решение. На чем оно основано?

— Да, это наше решение. У нас много легионеров. Место надо было освобождать — приняли такое решение. Влад — отличный хоккеист, он имеет неплохую статистику с нами. Но он довольно возрастной и, скажем так, "не бегущий". Современный хоккей диктует такие условия, что игроки должны быть мобильные, крепкие. В нем этого не было. Лёхе Котеловскому надо чуть-чуть повзрослеть, он должен превратиться в "мужика". Мы уже с ним работаем четвертый или пятый год, условно говоря, еще с U-20 ведем, но он топчется на месте. Ему это сказал лично, глядя в глаза. Поедет в другую команду, или просто на контракт, или в аренду, это уже не так важно. Он должен попасть в "состояние стресса", потому что в этой команде, в этом городе он был в зоне комфорта.

— Михаил Стефанович покинул команду. Еще в прошлом плей-офф были недовольны его игрой, но решили летом оставить. Сейчас все же расставание.

— По Мишке решение тяжелейшее. Этот человек был лидером на протяжении двух лет. Прошлый сезон — лучшая "регулярка", голы, все четко. Плей-офф — по нулям. Наверное, немного грубо. Но в плей-офф что-то не получилось у него. Естественно, не получилось и у нас. Одно другое за собой тянет.

При этом переподписали с ним контракт на более выгодных условиях, выполнили все, что он просил, во всем пошли навстречу. Естественно, Миша — это Миша. Его уважаю, как хоккеиста. Тем тяжелее было принимать такое решение мне, тренерскому штабу, директору клуба. Многие зададут вопрос: "Почему сделаны выводы по итогам Кубка?" Но они сделаны не по ним. Просто видно, что что-то у Миши перестало получаться, может быть, что-то в психологии, что-то в голове. Недопонимания у нас точно не было. Возможно, ему нужна какая-то перезагрузка.

— В общем, Михаил Стефанович в "Металлурге". Он усилил вашего конкурента?

— Михаил Стефанович в "Металлурге". Мы усилили конкурента. Но могу только пожелать ему удачи в хорошем смысле слова, пускай у него все получится.

— В первом матче чемпионата не играл и Желдаков. Его тоже журналисты начали отправлять "на выход". Что с ним?

— Ничего. Это настоящий, как говорят, фейк. Он в клубе, работает. Не поставили его на игру, и понеслась такая вот катавасия. Знаю, кто эту информацию вбрасывает: наши специалисты или журналисты, не буду называть конкретные имена.



— В пятницу на сайте belarushockey.com появилась информация по количеству легионеров в официальных заявках команд на сезон и сумм, обязательных к уплате за них. "Шахтёр" — девять полевых и один вратарь, 216 600 белорусских рублей плата за легионеров. 2-е место у "Гомеля" — семь игроков и 96 900. Разница существенная. Это же какая ответственность за результат? Будут спрашивать серьезно.

— С меня, со всего тренерского штаба, с директора клуба будут спрашивать серьезно всегда. И это нормально. Всегда готов. Понимаю, за что несу ответственность. А какая разница, сколько легионеров или возрастных игроков? Ситуация простая. У меня есть один принцип: спортсмен должен хотеть играть в хоккей. Неважно, какого он возраста и какой он национальности: белорус или русский. Русские — это наши братья. Такое мое убеждение. Но если посмотрите возраст этих легионеров (потом еще объясню ситуацию с тем же Мосалёвым), выбрали сейчас модный вектор развития клуба. Смотрим на "старшего брата" — на минское "Динамо". Там всегда очень много легионеров. Это с большего они среднего возраста, злые, которые хотят играть, хотят доказывать. При этом видим, что с ними растет и наша белорусская молодежь. Ведущие клубы КХЛ забрали сейчас молодых лидеров минского "Динамо", многих игроков задрафтовали команды НХЛ. Легионеры не то, чтобы учат наших ребят, они своим примером показывают, как нужно профессионально относиться к хоккею. Они приезжают, может, где-то позже летом, но приезжают сюда готовые, в той физической форме, которая всегда должна быть у хоккеиста. И наши молодые "растут" с ними. При этом "Шахтер" входит в тройку самых молодых команд лиги. Возвращаемся к Мосалёву. Сейчас ко мне будет, возможно, много агрессии. Будет вопрос: "Зачем подписывать "старого" хоккеиста?" Вы бы видели, в какой он сейчас форме! Перед тем, как его подписывать, общался со многими хоккейными людьми из России, из Беларуси, общался с минским "Динамо". Спрашивал: "Каков он, Денис, на самом деле?" Мне был дан однозначный ответ. Денис Мосалев — это лидер во всех компонентах. В раздевалке, по общению с молодежью, по работе. Он должен вести эту команду — и будет это делать. Нам нужен вожак, который своим примером в быту, в раздевалке и на льду покажет, как должен действовать хоккеист.

— Можно сказать по этой сумме чуть более 200 тысяч рублей. Это не только денежный вклад в успехи клуба в этом сезоне, но еще, с учетом ваших слов про 3-е место в лиге по молодежи, в этих самых молодых игроков?

— Да! При этом взносы, которые идут в федерацию, идут не в воздух, правильно? Они уходят на развитие детского и молодежного хоккея в стране. У нас, у Солигорска, сейчас такой вектор, но считаю, что на данном этапе он правильный.

— Была информация, что ищете еще одного легионера.

— Да, ищем. Но сейчас "не подсвечу", кто это. Обещаю, как только будет все оформлено, сайт sport5.by узнает первым. Легионер сильный. Он один из лидеров команды ВХЛ по статистике, по всем показателям. И в этой лиге на него много желающих. Повторить большой контракт довольно тяжело, но в силу определенных обстоятельств его хотят обменять. Переговоры уже длятся больше недели. По финансам вроде пришли к какому-то консенсусу. Но пока приоритет у его нынешнего клуба, за которым закреплены права. А они всеми путями пытаются его либо продать, либо обменять. Понятно, что у нас может и не получиться. Но при этом не останавливаемся, всегда в поиске, чтобы не было зоны комфорта у игроков. Чтобы знали, что надо каждый день доказывать и каждый день работать.

— После поражения в финале Кубка в соцсетях клуба практически не было гневных тирад в ваш адрес. То есть была поддержка.

— Это очень приятно. Наш тренерский штаб честно выполняет свою работу. Может быть всякое. Понятно, что когда-то нас все равно уволят. Я довольно эмоциональный человек, тяжело переживаю определенные моменты. Но мы честно делаем свою работу и хотим, чтобы каждый хоккеист также относился к своему делу. А болельщикам, каждому из них, могу выразить благодарность за поддержку. Это дорогого стоит, когда болельщик поддерживает тренера. Значит, сейчас делаю все правильно.

— После неудачи в плей-офф прошлого сезона был разговор с руководством. Сейчас неудача в финале Кубка. Есть понимание, что если не выиграешь чемпионат, то с работой в Солигорске распрощаешься?

— Понимал уже после окончания прошлого сезона, что этот будет определяющим. Надо выиграть. Хотелось взять Кубок. Не буду кривить душой.



— Проигрыш в Кубке пошел же в минус лично вам, особенно после неудачи в прошлогоднем плей-офф.

— Конечно. Но при этом давлении и после того, как меня могли уволить и весь наш тренерский штаб. Сюда отлично подходит выражение: "Что нас не убивает, то делает сильнее!" Общался с сестрой, говорил, что так хотелось выиграть, подарить городу трофей какой-то за последние годы, потому что ничего не было. Да, это первый финал. Все равно этого мало. Нужны достижения, кубки. Но если бы мы его выиграли, порадовались бы, а потом, может быть, наступило бы успокоение. А нужен был стресс мне и команде.

— Стресс-то вы получили. Но для тренера важно же выигрывать такие матчи! Это был бы первый трофей в тренерской карьере Ярослава Чуприса. Было бы проще дальше работать. Нет?

— Но трофея нет. Работаем и живем дальше. Нужно двигаться шаг за шагом.

— Про тренерский штаб. Чем была вызвана замена Сергея Заделёнова на Ивана Усенко?

— На самом деле, тяжелое решение. Все уперлось в результат. Был бы он, все бы остались на своих местах. А так руководители вместе со мной приняли решение. Тяжелое. Серый сегодня приходил в "тренерскую", он сейчас главный тренер "юниорки" в Солигорске. Каждый день видимся, у нас хорошее общение, нет никакого недопонимания. Мы друзья. Серый все отлично понимает. Его же не выбросили. Он хотел быть главным в "юниорке" — получил эту работу. У нас он свой человек.



— У вас есть Дурнов и Усенко. Оба в игровую карьеру защитники. Усенко отвечает за нападающих. В этом нет противоречия?

— А когда главный тренер — вратарь? Первоначально, когда пришел с Юрием Санычем Файковым в клуб, работал с защитниками. Два года. Это неплохо для развития. Вообще не проблема. Главное — игровое мышление, понимание. В современном хоккее нет сейчас разделения защитник-нападающий. Все очень мобильно, очень быстро, любой защитник должен уметь подключаться в атаку, любой нападающий должен уметь играть в обороне. Ваня Усенко всегда был защитником атакующего плана. Он много забивал, много отдавал, играл в большинстве. Плюс к этому в Орше работал с нападающими. Любит игру, много времени посвящает тренировкам с центральными нападающими.

У него постоянно видео, постоянно анализ. Это тот специалист, который реально помогает. Также, как и Константин Дурнов, как и Максим Трубицын, Андрюха Колдыбаев. Каждый на своем месте. Макс Трубицын — это тренажерный зал, грамотный подход, видео, аналитика. На данном этапе у нас идеальный тренерский штаб, в котором каждый знает, чем он занимается. Когда стал исполняющим обязанности главного тренера, мне хотелось сделать все самому. Я один должен сделать все! Это же утопия.

— Дмитрий Квартальнов сказал, что у него нет кроссов. У вас как?

— И у нас их нет.

— Ваша работа в межсезонье?

— Мы, хоккеисты, бегаем по льду. Игрок должен быть сильным, мощным. Для этого должны использовать тренажерный зал, железо. Опять же, разное! Коротко, мощно! Не так, как раньше: 30-40 станций, восемь кругов, чтобы просто умереть. Нет! На льду опять же. Есть баллоны. Но коротко, быстро и интенсивно. У каждого тренера будет свой подход: у Дмитрия Кравченко, у Сергея Стася, у Виктора Костюченка. Горка. Да, она тоже есть. Но снова намного проще. Хоккеист должен быть крепким. Игра диктует такие условия. Не можем заложить летом "базу". Уже давным-давно все наставники обладают всевозможной информацией. Смотрим, изучаем тренеров КХЛ, НХЛ. Не просто так с головы кто-то что-то берет. Давай-ка сегодня так! Что-то там придумаем!

— Сыграли Кубок, сыграли первые матчи чемпионата. Рано делать выводы. Но есть уже представление, насколько сложно будет в этом сезоне?

— Будет еще сложнее, чем в прошлом году. Мы играли, к примеру, с "Лидой", с "Брестом". Везде шайба в шайбу. Все привыкли: "Шахтёр, "бабки” там, условия!" Все в одинаковых положениях сейчас. Есть "потолок" зарплат, есть премиальные системы. Но чтобы кого-то не злить, не буду что-то еще говорить. Все равно скажут: "Ну, ты же в "Шахтере". Там этот денежный клондайк!" Поверьте мне, что это не так. Не так легко на самом деле позвать хоккеиста в Солигорск. Он может выбрать Минск, Гродно, большие города. Тот же Брест, например. Как бы это удивительно ни звучало. Это так и есть. Надо поработать, подумать, как его завлечь сюда. Финансовые условия в нынешнее время абсолютно у всех одинаковые.



— Что за финт был с Анаркуловым? Просмотр в минском "Динамо" — это возможность сохранить игрока в Солигорске при определенных обстоятельствах?

— Этот просмотр устроил ему я. При этом верил, что он там подпишет контракт, что там останется. При этом у него двусторонний контракт. А вторая сторона кто? "Шахтер". Жора — большой вратарь! Он спокойно мог собрать вещи и уехать в ВХЛ. Ему предлагали два контракта на такие условия, что даже в КХЛ в "пол" платят такие деньги. Он захотел просмотр в КХЛ в какой-то из команд. Всеми путями постарался ему помочь и сделать так, чтобы он остался в Беларуси. Ему 25 лет, он еще молодой. Считаю, такие хоккеисты должны у нас играть, потому что они поднимают уровень наших молодых игроков. Лёха Снытко в этом сезоне отыграл весь Кубок. Это уже совсем другой вратарь. Но он в том году побыл в "Динамо", посмотрел, как там работают. Он провел предсезонку с Жорой. Считаю, что должен был остаться, но получилось так. И мы рады, что он вернулся в родной дом.

— В прошлом сезоне Анаркулов отыграл процентов 90 матчей. Многие задают вопрос, почему нет ротации вратарей в Солигорске? Чем обоснован такой подход?

— Это было больше мое решение, потому что Лёха Снытко был в "Динамо" и играл, когда приходил. Второй вратарь был Саня Осипков. Ничего личного, но у него не получалось. Шесть игр сыграл — и пять поражений.

— Получается, это была вынужденная мера?

— Это была вынужденная мера, потому что команда не играла уверенно, когда был другой вратарь. С Жорой было все спокойно, все понимали, что он здесь. Знаете, это было как в сборной с Мезиным: "Меза! Ай, он то поймает!"

— В этом сезоне что-то поменяется?

— Мы постараемся. У нас будет чуть другой подход, не игра через игру. Будем стараться делать так, чтобы не было такой глобальной пропорции.

— Удается ли смотреть хоккей? К примеру, КХЛ.

— Смотрю постоянно. Телевизор в "тренерской", телевизор в номере. Сравниваю с нашим чемпионатом. Для меня есть два разных хоккея в КХЛ: хоккей ЦСКА и хоккей "Торпедо". Все наслаждаются, и всем нравится "Торпедо". Тоже кайфую. Но кайфую и с хоккея ЦСКА. Это просто солидная организация, игроки все не ниже 185 см. Каждый знает, что он должен делать, знает, если он сыграет 30 секунд и не поменяется, то на следующий матч не выйдет. Все говорят: "Вот, этот вертикальный хоккей!" Два года они обладатели Кубка Гагарина. Неважно, какой там хоккей. Игра, которая приносит результат, нравится болельщикам. И игра, которую проповедует Ларионов, также нравится. Но это два разных хоккея. Мне нравятся оба. Они два года чемпионы.

— Минское "Динамо". Какие ожидания от Квартальнова, команды?

— Смотрел предсезонные игры. Мне очень нравится. Каждый знает, что он хочет. К примеру, Смит. Он закрывает все меньшинство, при этом забивает голы, может в "тыкву" дать. Квартальнов — тренер, который является самым побеждающим в лиге. Этим все сказано. Да, не было кубка. Но были финалы. Знает, чего хочет, плюс он русскоговорящий и при этом знает английский. Знает наш менталитет и понимает иностранцев. Тренерский штаб остался весь белорусский. Отлично, что так получилось. Есть в нем авторитетные тренеры — Андриевский, Мезин. С Перепехиным всегда растет молодежь. Каждый тренер знает, чем он занимается. Считаю, что результат будет.

— Все матчи предсезонные видели. Видны уже существенные различия между системами Вудкрофта и Квартальнова?

— Могло поменяться что-то в плане системы. К примеру, как там 1-2-2 или 1-3-1? Но маленькие площадки в основном диктуют быстро, агрессивно. Так было у Вудкрофта, то же самое вижу и у Квартальнова. За счет игры один в один, за счет работоспособности. Каждый хоккеист понимает, что от него требует главный тренер.



— У вас была легендарная кераминовская тройка во время игровой карьеры. Поддерживаете сейчас отношения?

— Шикарная тройка. Лёха Крутиков и Димка Мелешко. Димка живет сейчас, к сожалению, не в Беларуси. У него там свое горе произошло. С Лёхой видимся регулярно: в команде Президента играет. Поддерживаем отношения. Потом была тройка Михалёв — Чуприс — Мелешко. С Михой постоянно на связи. Общаемся. Наверное, не так много, как когда-то.

— С Михалевым вы начинали работать в тренерском штабе. А играли против его команды?

— В том году играли товарищеский матч с "Динамо-Шинником". Но это же товарищеский матч. Мы с Михой дружим, мне очень импонирует то, что он прививает молодым. Такой, знаете, по-хорошему "сумасшедший" тренер. В том году отправляли к нему хоккеистов. И им всегда говорил, чтобы ехали и радовались, что едете к нему. Потому что это именно тот человек, который вас научит. Ему не просто нужен результат, а необходимо и развитие игроков, для него это очень важно. Мы стараемся также здесь работать: молодежи достаточно.

— Почему 68-й номер?

— В далеком 2002-м году в "Керамине" мне дали вроде 6-й номер. А пацаны — Лёха Титовец, Андрей Михалёв, Андрюха Царегородцев, Димка Мелешко, Лёха Крутиков, Лёня Гришукевич — говорят: "Ты чего? Совсем с ума сошёл? Возьми хоть какой-то номер более-менее нормальный". Отвечаю: "Мне Ягр нравится". Ну, и они: "Бери 68-й". Думал, засмеют. Был же совсем молодым. С тех времен как-то и катался под ним. Был с парнями разговор. Все просто.


Автор: Александр Цвечковский

Поделиться