Вячеслав Грецкий, экс-нападающий ХК "Динамо-Минск", а ныне нападающий ХК "Амур-Хабаровск" рассказал, как развивается белорусский хоккей, что нужно игроку, чтобы попасть в КХЛ и какова ситуация с легионерами в сборной.
— Вячеслав, с возвращением в Беларусь. С какими чувствами вы садились в самолёт из Нижнекамска в Минск?
— Если быть откровенным, даже я хотел немножко заплакать потому, что давно не был в Беларуси. Уехав туда, понимаешь, насколько у нас прекрасная страна, и как сюда хочется вернуться, насколько сильно ты скучаешь, ждёшь. Всё, конечно, за один день не успеешь, надышаться Минском не успеваешь.
— Понятно, что Беларусь и Россия – страны-соседки, но тем не менее между Минском и Хабаровском 9000 км, поэтому должна быть какая-то разница. Какие отличия бросились вам в глаза?
— Движение, организация движения, праворульные машины. Иногда бывало страшновато ездить. Самое интересное – всегда солнце светит, всегда, наверное, 365 дней в году. Летом было очень жарко, зимой у нас сейчас очень холодно: -30 или -20. Для Хабаровска это очень тепло. Это не как у нас, что в осенней куртке можно зиму отходить. Там нужно очень хорошо утепляться: термобелье, теплые куртки, ботинки, перчатки. Я даже перчатки горнолыжные купил, с которым никогда не ходил зимой.
Что касается 7-ми часовых поясов, ближайшее – это Владивосток, т.е. мы находимся в одном часовом поясе, и со следующей командой там 3 часа разницы. Всегда живем по местному времени. Если правильно подготавливаться к этому, ложиться спать, отдыхать в самолете, то ничего проблематичного в этом вообще нет. Прилетаем часа в 3 ночи по хабаровскому времени, здесь это 5 вечера, и нам нужно еще терпеть до 10-ти хотя бы, чтобы лечь спать. Но так же ты все равно утром встаешь в 6 утра, в 5 утра – и перестройка происходит быстро, если правильно все сделать. Если честно, может, даже где-то на выездах легче играть.
— Насколько важна дисциплина для итогового результата?
— Дисциплина – это определяющая успеха. Для того чтобы добиваться результата, нужно чем-то пожертвовать, где-то лечь раньше спать, от чего-то отказаться. У нас в стране появились кэмпы, как Дмитрия Остапенко, к которому я с удовольствием съездил и поеду еще. Я думаю, что у нас с этим проблем нет в плане подготовки. Если ты чего-то хочешь, ты должен работать. Лично по себе, я вот две недели отдыхаю – и все, приступаю к тренировкам после сезона, это тренажерный зал, и в Гродно мы катаемся. Потом я еду на кэмп, чтобы быть готовым к сезону, чтобы не было тяжело на предсезонке. Было такое, что мне говорили: "Ты что, дурак? Зачем тебе это? Отдохни лучше". Если ты правильно поставишь себе свой план тренировок, правильное восстановление, бассейн, баня, просто прогулки, отдых с семьей, активный отдых, то я думаю, что никакой перетренированности не будет. Я очень много работал с психологом, и сейчас поддерживаю связь. Это нужно в спорте, это нужно в жизни. Без этого никак.
— У каждого хоккеиста есть определенные ожидания, когда он заходит в новый сезон, в новую команду. Ваши ожидания совпали с той реальностью, которую мы имеем?
— Попал из белорусской Экстралиги через предсезонку, просмотр. Да, это было тяжело, но я был полностью готов. Я готовился к этому. Ожидания на сезон были, конечно же, одни, но немножко получилось другое, потому что сейчас не совсем много играю. Прошлый год был тяжёлый в плане возвращения в КХЛ. Я очень ждал этого момента. Я надеялся и верил, что буду много и часто играть, но пока, к сожалению, получается немножко по-другому. Нужно максимально использовать шанс. Тренеры говорят о том, чтобы я дальше продолжал работать, терпеть. Шанс будет, поэтому так и делаю. КХЛ, на самом деле, очень близко, важно стремление, желание.
Раньше я не понимал эту фразу: работать, работать и ещё раз работать, потому что, что работать, как работать, когда работать. А с возрастом ты понимаешь, что только через работу что-то приходит. Игроку очень важно попасть к своему тренеру. У меня в том году была такая возможность. Не только Андрей коршунов, весь тренерский штаб: Сергей Колосов, Евгений Лобанов. Я получил колоссальнейший опыт, время, доверие. Это одна из таких составляющих, которая помогла вернуться. Лига стала гораздо интереснее, потому что больше борьбы, больше плотности в таблице. Мне кажется, за этим чемпионатом в этом году очень интересно следить.
— Выбрать какую-то другую стезю, не хоккей, поменяли ли бы вы что-нибудь в своей жизни?
— Точно не жалею. Почему? Потому, что это жизнь. Она вот со всех таких моментов и складывается. Да, были очень трудные моменты, когда я думал, может, закончить. Когда в Лиду попал и не играл, мне казалось, что это конец, при всем уважении к Лиде. Мы тогда были на последнем месте. Мне казалось, если я здесь не играю, то что я тогда вообще делаю в этом хоккее. Помогала преодолевать эту ситуацию поддержка семьи, жены, друзей. Это всё давало какую-то мотивацию, стремление.
— Вам было бы грех не пойти в профессиональный хоккей с такой фамилией, поэтому раздражают ли постоянные отсылки к Уэйну Гретцки (канадский хоккеист, один из самых известных спортсменов XX века)?
— Я хотел быть вратарём. Мне папа сказал, что с такой фамилией вратарём быть нельзя. Может быть, я бы сейчас и был вратарём. Фамилия оказала влияние на карьеру. Конечно, она привлекает внимание, потому что все знают, кто такой Гретцки. Вопросы постоянно: "Кто ты? Сын? Племянник? Кто-то ещё?" Конечно, со временем к этому привыкаешь и не обращаешь на это внимание. До определённого момента, когда попал в "Динамо", вся эта история имеет две стороны. Положительная - это то, что я съездил на матч звёзд. Классный опыт. Я очень благодарен нашим болельщикам, которые помогли поучаствовать в этом. С другой стороны, очень много внимания. Может, где-то оно было лишним. Я хотел, чтобы во мне видели меня, потому что я не хочу быть кем-то или похожим на кого-то. Я хочу быть собой. Я это я. Я другой.
— Насколько изменилась наша Экстралига, насколько она стала зрелищнее, интереснее? Стала ли вообще?
— Все эти лимиты, Экстралига А, Экстралига Б, это делалось для того, чтобы сделать наш чемпионат лучше, привлекательнее. Через вот этот опыт мы пришли к тому, что есть сейчас. Лига стала максимально интересной. Все максимально плотно. Сегодня ты выиграл, поднялся на первое – второе место, завтра ты проиграл, ты уже на 8-ом.
Чемпионат настолько сильно развился в плане медийности: нет никаких проблем найти любой матч и включить, посмотреть в записи, в прямой трансляции, обзор матча какой-то. У нас детский хоккей показывают. В наше время такого даже близко не было. Родители звонили после игры и спрашивали, как сыграли. Сейчас даже у родителей маленьких детей есть возможность посмотреть, как его ребенок играет в другом городе. Мне кажется, это очень круто.
С каждым годом болельщиков в хоккее становится все больше. Нашу страну захватывает интерес. Мой личный прогноз на финал – "Неман". Это, наверное, очевидно. Вторая команда – "Шахтер". Нельзя, также, скидывать со счетов «Юность», которая имеет колоссальнейший опыт выступлений в плей-офф, чемпионский опыт, опыт темной лошадки, которая может «выстрелить» в любой момент. "Гомель" идет сейчас очень ровно. Никто не ожидал, что "Витебск", сможет в этом году выиграть Кубок Беларуси (речь идет о сезоне 2022/2023).
— Раз уж мы затронули тему развития, то насколько изменился сам белорусский хоккей? Как вы думаете, что стало отправной точкой?
— Все началось с прихода Дмитрия Юрьевича Баскова в «Динамо». Он пришел с какими-то своими идеями, со своим желанием изменить хоккей к лучшему. Он сам играл в хоккей, и он точно понимает и знает, что нужно изнутри. Он запустил очень интересный механизм: в "Динамо" случился ребрендинг. Он очень зашел, потому что это что-то новое, что-то "вау", что-то свежее. Начали подтягивать молодых хоккеистов, давать им шансы в "Динамо". Те же институты сборных. Да, они были уже, но появились U15, U16, почти по каждому году у нас появилась сборная. Это дало кучу возможностей как для самой нашей сборной, таки и для игроков. По "Динамо-Шиннику" можно сказать, как развился детский хоккей, потому что как "Динамо-Шинник" хорошо выступает. Сейчас женский хоккей получил внимание. Я думаю, что и хорошее развитие получит.
— Ранее белорусский хоккей был вынужден прибегать к такому процессу, как натурализация, потому что не хватало сильных игроков на определенных позициях...
— Этот процесс точно был необходим. Но сейчас, мне кажется, хватает игроков и в лиге, и в КХЛ, и в НХЛ у нас есть игроки, и в АХЛ, поэтому, я думаю, что сейчас он вообще не нужен. С детства ты ждешь возможность сыграть за свою страну, за сборную. Кажется, она вот-вот у тебя есть, а на твое место берут канадца, американца. Мне кажется, человек, прошедший вот эту школу белорусского хоккея, смотря на "Динамо", на игроков, как я в свое время смотрел на Грабовского, Костицына, Салея, то ты тоже мечтаешь сыграть за сборную. Что касается Михаила Юрьевича Грабовского, то он человек, который горит хоккеем, горит за сборную, горит за результат. Поэтому, я думаю, что это хорошо, что у него появился выбор, огромный выбор. Сейчас игроков в КХЛ у нас, действительно, много, как и в МХЛ. Если собрать всех белорусов в нашем "Динамо", то это будет боеспособная, работоспособная команда с огромным желанием, по сути – это и будет сборная, — рассказал Вячеслав программе "Спорт-Кадр" телеканала "Беларусь-5".