Олег Шарейко: "Чемпионат Беларуси пойдет на пользу китайскому гандболу"

"Живут в общежитии, едят в ресторане". Шарейко — об "Аисте Китая"

"Всегда стараюсь раскрыть сильные качества молодых"

Одним из самых интересных проектов белорусского спорта является гандбольный "Аист Китая". Команда, основанная под патронажем Китайской гандбольной ассоциации, проводит уже второй год в Беларуси, она успела поучаствовать в SEHA-лиге и подготовить достойный кадровый резерв для национальной сборной Поднебесной. Руководит командой белорусский тренер "новой волны" Олег Шарейко, известный по опыту работы с белорусской молодежкой и системой минского СКА. Под его руководством команда обыграла "Гомель" в серии плей-офф и борется с "Машекой" за 5-е место. К слову, первый матч остался за китайцами — 26:20. Подробнее о приключениях иностранцев в Беларуси, уровне местного и отечественного гандбола Sport5.by пообщался в эксклюзивном интервью с наставником "аистов".

— Команда сумела добиться победы в серии с "Гомелем". За счет чего удалось обыграть не самого простого соперника?

— Рады, что смогли победить. Правильно отметили, что "Гомель" — непростой соперник. На результат повлияло много моментов. В первую очередь, неплохо смотрелись в защите оба матча, и во второй игре отлично справился вратарь.

— "Аист Китая" уже два года выступает в чемпионате Беларуси. Как главный тренер можете проследить прогресс команды?

— Это можно было бы, но у нас за два сезона было два разных состава. В прошлом году можно было увидеть четкую цель: игроки из чемпионата Беларуси участвовали в Азиатских играх и заняли 5-е место. Тогда было понятно, для чего велась работа. А в этом делалась ставка на новичков. Думаю, у них на перспективу создадутся положительные моменты.

— С каким из двух составов было проще работать?

— Это были абсолютно разные игроки: по уровню мастерства и умений. Сейчас, на второй год, стало понятнее, чего ожидать от них и как с ними работать. Да и я стал опытнее.

Несколько человек все равно сюда вернулись обратно из Китая, поэтому не стал бы разделять эти два сезона: где лучше, а где хуже. Мне стало немного проще.

— При назначении Вы отмечали, что это новый опыт, да и китайского не знаете. Как сейчас проходит коммуникация с командой?

— У нас есть переводчик, про него писали. Мы зовем его Юра, хотя на самом деле его зовут Юань. Все через него.

Ассистентом в прошлом году был Ван, он мой напарник, с ним общаемся по-английски.



— Как у китайских игроков проходит адаптация в Беларуси? Помимо чемпионата у них еще и SEHA-лига добавилась.

— Они живут и тренируются в университете физической культуры (БГУФК, — прим. ред.). Питание им предоставляет китайский ресторан.

Здесь им сложновато: проводят много игр, каждая — очень сложная для них, соперники серьезные. Матчи даются непросто, тренировочный процесс здесь другой, нежели тот, к которому они привыкли в Китае. Но думаю, что определенную пользу здесь получают.

— Можете рассказать, какие различия есть в китайской и белорусской системе подготовки гандболистов?

— Так сразу не скажу: видел только, как тренируются некоторые клубы. Могу сказать, что у нас раньше начинают заниматься гандболом. Больше обращаем внимания индивидуальной технике, и нет такого уклона на физическую подготовку, особенно общую, как в китайском гандболе. Из-за этих различий в дальнейшем по-другому растет и развивается игрок.

Отличается не только стиль игры, но и само понимание гандбола. У нас оно разное. Например, если взять соседнюю Корею, то все знают, что там такие резвые и быстрые игроки. Но Китай не взял подготовку у своих соседей. Там своя система, о ней так не расскажешь в два слова.


— Нравится игрокам в Беларуси?

— Им сложно здесь. Но если ставить задачу: улучшать свое мастерство, то им тут полезно. А насчет нравится ли им, тут у всех по-разному.

— Сборная Китая на Азиатских играх показала лучший результат за 29 лет. Как оцените свою работу с коллективом?

— Наша работа началась с Беларуси. Это был определенный проект, который открыли председатель Белорусской федерации гандбола и Китайской гандбольной ассоциации совместно со "СКА-Минск". Очень рад, что после года нашей работы вышел такой результат.

В напряженной борьбе проиграли Кувейту и Японии. Если бы их одолели, то для меня, как для тренера, это было бы гораздо лучше. В тех матчах могли одержать победу. В течение всех 60 минут шли вровень, но в последние уступили.

— Был ли разговор с руководителями Китайской гандбольной ассоциации после Игр?

— Не было — сразу отправились в Катар на чемпионат Азии, потом поехали в Беларусь. Думаю, задача одна: улучшать подготовку, развивать игроков китайской сборной.

— К “Аисту Китая” в свое время присоединился и Игорь Папруга. Какова у него роль? Как вам работалось вместе?

— Сейчас Игорь Папруга уже второй месяц находится в Китае: там он работает с молодежными командами до 18 и 20 лет. До этого с ноября месяца вместе трудились. Все было хорошо, и раньше вместе работали в системе "СКА-Минск".


— В этом сезоне команда также дебютировала в SEHA-лиге. Как восприняли эту новость? Что скажете о выступлении на турнире?

— Там нам было сложно, особенно в первых играх: тогда не было полноценного состава. Для того, чтобы играть в такой сильной лиге, нужно иметь полноценный состав по всем позициям. Когда вернулись из Катара, было тяжело: на спортсменов ложилась слишком большая нагрузка. Потом несколько человек приехало — стало полегче.

Но к таким играм нужно готовиться, понимать, для чего они нужны и для чего соревнуемся в такой лиге. Либо обкатываем молодежь, даем им время — это одна задача, и мы с ней постарались справиться. Если ставить цель побеждать и выходить в следующий раунд, то нам нужны все основные игроки сборной Китая. Пока молодежи трудно конкурировать с лучшими командами России и Беларуси.

— Есть ли у Вас возможность пригласить самых сильных игроков и побороться за плей-офф?

— Основные игроки заняты по своим клубам: один играет в ЦСКА, другой — в "Крононе". Это хорошо, что молодые пробуют себя в SEHA-лиге, но добиваться побед им пока тяжело.

— В целом, что думаете о сотрудничестве Беларуси, России и Китая в спорте? Раньше это выражалось в хоккее, сейчас — и в гандболе.

— Оцениваю это положительно. Во-первых, это еще одна команда в чемпионате Беларуси, которая также старается выигрывать, они создают конкуренцию. Для зрителей и игроков это всегда интересно.

Топовые команды не так уделяют этому значение, но остальные готовятся к соперничеству с "Аистом Китая". Китайскому гандболу будет полезно сыграть с командами из России и Беларуси.


— Насколько активно болельщики приходят посмотреть на команду?

— В этом сезоне наблюдал много фанатов на трибунах. Некоторые матчи проходили в очень яркой атмосфере.

— Вас называют тренером "новой волны". Какие принципы в Вашей работе самые важные?

— До этого времени много работал в БГУФК-СКА, молодежной и юношеской сборной Беларуси, это осталось со мной. Мне всегда интересно раскрыть молодого игрока, сделать упор на его индивидуально сильные стороны, помогать ему развиваться до определенного уровня. И сейчас в "Аисте Китая" если есть юные игроки, то всегда пытаюсь думать о том, как раскрыть его.

— В чемпионате Беларуси делается большой упор на развитие молодежи. К числу участников добавился и РГУОР — команда из игроков 2004-го года рождения. Что скажете о молодом поколении белорусских гандболистов? Они сильнее предшественников?

— Наш чемпионат очень полезен для молодых. В "СКА-Минск" всегда много молодых, в БГУФК-СКА тоже, еще и в РГУОР. Для них наш чемпионат очень интересен.

Сильнее ли они предшественников? У нас каждый раз разная ситуация. Из тех, с кем работал, у нас хороший был 1994-й и 1996-й год — сейчас это костяк национальной сборной. Игроки 1994-го попали на все топ-турниры: два чемпионата Европы и два чемпионата мира по своему возрасту. На последних двух соревнованиях уже было большое число ребят 96-го года: Артем Королек, Артем Кулак, Артур Карвацкий, Александр Подшивалов, Владислав Кулеш, Максим Сончик, — тогда все они были на слуху.

У нас нет такого, что все молодежки попадают на топ-чемпионаты. Все-таки очень зависим от того, какое поколение подрастает. Потом были игроки 1998-го и 2000-го годов, с ними попадали в финальные игры чемпионата Европы, но не сумели одолеть Румынию и Италию, хотя те тоже были вполне нормальными. Но если взять предыдущие, то с ними проделали больше работы, так как они, в первую очередь, были сформированы на базе Суворовского училища и Училища олимпийского резерва: с ними можно было работать с 9-го класса или 1-гго курса университета. С поколениями 1998-го и 2000-го так не получилось: основные игроки не были собраны так, как раньше. Поэтому результат был не очень хороший.

Следующим был 2002-й год: там была очень хорошая команда. Жаль, что уступили сборной Фарерских островов. А дальше 2004-й, но эти ребята из-за санкций не могут играть на международных соревнованиях, однако там тоже есть большое количество интересных спортсменов.

Честно скажу: проработав много лет с юношескими сборными, мне кажется, что в Беларуси есть сильные ребята, и их очень важно продвинуть дальше в большой гандбол.


— Что, с Вашей точки зрения, стоит улучшить в подготовке молодежи?

— Это очень большая тема. Если говорить, то только про нее. Здесь много важных нюансов.

Все тренеры, когда уже что-то сделано, начинают думать: "А что можно было улучшить?". Всегда хочется сделать что-то лучше.

— Сборная Беларуси по гандболу отстранена от международных соревнований, пока играем только с Россией. Что думаете о текущем положении дел?

— Для меня важно, чтобы в это время не забывали про молодую команду. Игроки национальной сборной и так не останутся без практики. Возьмем позицию правого крайнего. Сейчас там Никита Вайлупов. Он играет в "Веспреме" — одном из лучших клубов мира. Постоянно получает практику. Этот игрок растет и находится на самом высоком уровне. Если остальные ребята будут выступать в таких клубах, то у нас тоже будет идти развитие.

На позиции линейного у нас Королек, Бохан — это лучшие спортсмены, играют в еврокубках. Не думаю, что их уровень мастерства падает. Мы же отстранены только сборной, а игроков наших все равно хотят. Вот, взяли Самойло, в этом сезоне хотят Белявского. Если наши игроки востребованы в хороших командах в Европе, то почему нет. Если они будут там на виду, то уровень сборной не упадет. А это время лучше посвятить работе с молодежью.

Они тренируются и играют против самых сильных соперников. Все, кто выступает на высоком уровне, находятся в хороших кондициях.

— Чего ждете в этом и следующем сезоне от своей команды и от себя лично?

— У нас еще борьба за 5–6-е место, будем стараться выиграть у "Машеки". А на следующий сезон ясности пока немного. У меня заканчивается контракт, и достоверной информации пока нет: что будет в следующем году, в каком формате, какие игроки приедут. Так что пока всеми мыслями в борьбе за 5-е место.  

Фото: "Мешков Брест", "Машека", "Гомель", Спортивная панорама

Автор: Илья Миронов

Поделиться