Вадим Сашурин: "Раньше мы занимались спортом в основном в качестве хобби. А сейчас многие понимают, что спортивная карьера может стать делом всей жизни и позволит обеспечивать семью"

Вадим Сашурин: "Раньше мы занимались спортом в качестве хобби"

Тренер по физподготовке СКА  о процессе обучения, особенностях работы и яркой карьере чемпиона мира

Бывший биатлонист, трехкратный чемпион мира, а ныне тренер по физической подготовке гандбольного клуба "СКА-Минск" дал большое интервью корреспонденту нашего сайта, в котором рассказал о насущных вопросах.

— Вы знаменитый спортсмен. В ваше время не было тренеров по физподготовке. Грубо говоря, нагрузки на всех распределялись одинаково. Кто выжил, тот выжил. Вы справились. Но в СССР было много народу — можно было позволить себе такой естественный отбор. Правильно ли я представляю систему подготовки в ваше время?

— У меня на этот счет другая точка зрения: бытует такое мнение, что это была селекция. Единственное, считаю, что много хороших атлетов появлялось из-за того, что отношение к спорту было другое. Тогда деньги не фигурировали, просто хотелось стать лучшим. Это сейчас я вспоминаю свою молодость, когда гонял еще на лыжах. Спорт поменялся, но стал более умным. Информация стала доступнее, легче найти правильные алгоритмы работы. Вот мы ждем, когда появится гиперсильный спортсмен с уникальными качествами и победит. Таких примеров достаточно, но в большинстве случаев результат достигается за счет своей головы и правильно выстроенного тренировочного процесса. Без интеллекта профессионалом не стать.

XpX5Pq0oSGw.jpg

Q_971tVeDhQ.jpg

— Более трепетное отношение к сегодняшним атлетам — это следствие того, что нынешнее поколение слабее и в принципе людей в спорт идет меньше?

— У нынешнего поколения больше проблем со здоровьем, и, может быть, это из-за того, что их чаще обследуют. Нас никогда так дотошно не обследовали. А сейчас и сетчатку глаза проверят, и шумы клапанов сердца, и МРТ позвоночника. На своем примере скажу: у меня до сих пор диагностируют разрывы, протрузии, кисты, с которыми я провел всю профессиональную карьеру, даже не зная об этом. У нас был один критерий: можешь тренироваться или нет. И если не можешь, просто давали другое задание.

«
"Сейчас все думают, что спортсмены такие больные… У нас в детстве всего два канала было на телевизоре, свободное время проводили на улице. Было другое психологическое состояние, да и раньше мы занимались спортом в основном в качестве хобби, лишь бы дома не сидеть. А сейчас многие понимают, что спортивная карьера может стать делом всей жизни и позволит обеспечивать семью. Деньги — одна из главных мотиваций. Появилось больше залов, да и у родителей стало больше финансовых возможностей. Раньше, если ты хороший спортсмен, то получал талоны на еду, а сейчас все на машинах. Я тоже, может, хотел в детстве попробовать заниматься теннисом, но у нас в городе не было кортов, тренажерных залов, не хватало бассейнов, крытых площадок. Выбор был ограниченный. Снег, например, выпал — бежишь кататься на лыжах. Озеро замерзло – на коньках. С винтовками тогда проблем не было, поэтому можно было научиться стрелять. Все занимались тем, что находится рядом. И очень здорово, что сейчас спорт поменялся в лучшую сторону: есть площадки и залы, чтобы заниматься, чем хочешь. Государство делает все, но желания в эпоху телефонов и интернета у детей, к сожалению, мало. Что-то прогрессирует, а что-то меняется не в лучшую сторону. У каждого времени свои чемпионы и свои интересы"

— Какое самое ненужное упражнение, на ваш взгляд, давали вам в молодости? Может, жим штанги больше 100 кг или приседания с ней?

Если выбирать из двух предложенных, то я категорически против приседаний со штангой до определенного времени, потому что это большая нагрузка на позвоночник: когда человек растет, такое противопоказано. Я старался никогда не делать эти приседания, есть хорошие заменители таких упражнений, например, "пистолетик". Жим — это безопасное упражнение, как показала практика. Грубо говоря, хорошая замена обычным отжиманиям. Если думать насчет бестолковых упражнений, то скажу: каждому возрасту свое, но в идеале всю силовую нагрузку можно выполнять только со своим весом.

— Как вы учились на тренера по физподготовке? Методом проб и ошибок или же пришлось штудировать зарубежную литературу?

— У меня по факту не было каких-то заметных ошибок. Просто я всю жизнь в спорте, даже гимнастикой занимался. По советским меркам, я проделал огромную работу, поэтому мне не составляет труда выполнить какое-то упражнение. Я разрабатывал свою систему, и, как выявилось позже, она давала результат. Когда объяснял другим людям какие-то упражнения, то сам глубже погружался в свои методы, а после появлялись некоторые вопросы, и я выходил с ними в Интернет. Так и приходит понимание работы. Все увлечены, разумеется, скоростью, выносливостью, силой, но начинать надо все-таки с изучение реакции организма на предложенный объем работы посредством биохимии крови, кардиограммы и дополнительного тестирования.

photo_5206278667116857892_y.jpg

— Все чаще в нашей стране появляются тренеры по физподготовке. Это дань моде или же эти специалисты действительно имеют необходимую квалификацию?

— Я давно заметил такую не очень хорошую вещь, что спортсмены в силу разных обстоятельств после завершения карьеры меняют вид деятельности и начинают изучать общую физическую подготовку. Например, штангист. Понятное дело, что он хорошо разбирается в весах и подходах со штангой, но в функциональной составляющей он чуть послабее будет. У борцов немного больше диапазон, но им сложно разобраться с моторикой и скоростью бега. У велосипедистов явно не под корпус заточены упражнения, понятно, что они больший упор делают на ноги и функцию. Поэтому, если человек будет в одной сфере около десяти лет, он полностью в нее погрузится. Хотелось бы, чтобы все были в своей тарелке, например, тренеров-гимнастов по физподготовке почти нет. Нужно во всех сферах понемногу побыть, чтобы полностью разбираться в этом. Тут зависит от человека: если он захочет, то все получится. Очень хорошие тренеры по физической подготовке получились бы из медицинских работников, если бы они имели за плечами спортивное прошлое. Тут все сложно и многогранно, но встречаются дилетанты, которые совсем не понимают функционалку.

photo_5206278667116857893_y.jpg

— В этом сезоне вы работали с "Аистом Китая". Какие китайцы в плане физподготовки?

Физически они очень сильны, но сами и постарше будут, чем ребята из "СКА-Минск". У них идет основной упор именно на силу. Есть специальные упражнения и нормы, которые ускоряют этот процесс. Я с некоторыми вещами там не совсем согласен, может, что-то бы изменил, но они приехали со своей системой, пусть и идут по ней. Гандбольного понимания немного. У них понятие силы определяется в другом, например, в поднятии штанги. Мы пытаемся где-то помочь и подсказать, но это все так быстро не меняется, особенно когда ты этим занимаешься всю жизнь. Поэтому отвечаю на ваш вопрос: они сильнее физически, но в игровом плане послабее. Думаю, что это издержки селекции.

photo_5206278667116857896_y.jpg

— Сейчас много говорят о том, что детям не хватает двигательной активности в целом. У вас есть готовые советы родителям, Министерству спорта, Министерству образования, что нужно делать для ее повышения?

— Родителям я бы посоветовал те самые вещи, которые являются базовыми. Чтобы, если ребенок не занимается плаванием, он мог хотя бы держаться на воде. Или на лыжах ездить, на том же велосипеде кататься и так далее. Смотря чем он увлекается. Родители должны быть заинтересованы не только интеллектуальным развитием ребенка, но и физическим. Государство уже предоставило все, чтобы дети занимались спортом. Упомяну старые нормы ГТО. Если у тебя золотой значок, то ты красавчик, и все знают, что такой человек и пробежит, и подтянется, и проплыть сможет. Если идет с серебряным, то можно понять, что человек неплох, но на золотой не тянет. Без значка — слабак… И вот такие вещи придумали в СССР, и когда ты идешь с серебряным, то это уже немного стыдно. А вот ребятам, которые помогали мне проводить семинар, я бы и бронзового не дал, хоть его и не существовало. Преподаватель должен обучить за два урока в неделю 40 человек, но это невозможно. Даже обычным азам. Просто сейчас тренируют так: кинули мяч и играйте. У половины учеников освобождение от физкультуры. Я считаю, что его вообще не должно быть, если ты не слабовидящий, но для этого есть специальные интернаты и школы. Без движения нельзя оставаться, потому что ради него природа и создала человека. Родители должны обязательно показать и доказать ребенку, что это важно, чтобы через несколько лет он ждал тренировку и бежал на нее первым. Все вышеперечисленное — это глобальная проблема. Государство построило залы, трассы, но теперь очередь школ и родителей. Возьмем институт физической культуры (сейчас — Белорусский государственный университет физической культуры, - прим. ред.): каждый год выпускают 30 тренеров по биатлону, а где они? Или тренеры по лыжным гонкам? Хотя, похоже, у нас даже нет такого вида спорта. А биатлона без лыж не существует. И как тренировать ребят? Проще готового россиянина взять.

photo_5206278667116857895_x.jpg

— Если в ваше время спорт был социальным лифтом, то не кажется ли вам, что сейчас дети предпочитают ездить на других "лифтах"?

Однозначно отношения к спорту изменилось. У меня просто в детстве и в юношестве были другие планы: хотел создать себе имя, чтобы выживать в социуме. Было много наград, но я никогда не гнался за деньгами. Стремился стать лучшим в мире, и мне было плевать на здоровье и траты. Это, наверное, индивидуально. Я много спортсменов знаю, которые на тренировках и не очень серьезных соревнованиях не сильно старались, а когда надо было себя проявить, раскрывались. Самый простой стимул — финансы. Но кому-то важна похвала родителей, кому-то — тренера, девушки. Для кого-то это будет рычаг, который заставит поднять "пятую точку" и начать заниматься более усердно. Всегда человек должен находить какой-то стимул, чтобы понимать, для чего он это делает. Может, кто-то хочет заполучить признание от топовой команды. У меня просто был переизбыток сил, поэтому всегда надо было выплескивать энергию. Если брать хороших спортсменов, то у каждого будет какой-то индивидуальный момент.

— Оцените уровень работоспособности современных спортсменов?

— Я не могу назвать среднюю температуру по больнице. Понятное дело, что есть очень работоспособные ребята, и не будем далеко ходить — это, например, Арина Соболенко, Александра Саснович. Есть спортсмены, которым нужен волшебный пендаль. Первого типа не много, а вот второго хватает. Если говорить про командные виды спорта, то тут тоже все изначально понятно. Например, Артема Королька, Вадима Гайдученко видно было сразу. Я бы опирался на естественный отбор, ведь атлетов, которые ленятся, очень много. Мы пытаемся с тренерами объяснять, что спорт — это их единственный хлеб на данный момент. Мое видение: если ты пришел на тренировку и понимаешь, что будешь им заниматься более 10 лет, занимайся! Не надо искать причины, чтобы недобежать, недобросить. В спорте надо быть требовательным к себе. Если не можешь найти стимул заниматься, то не стоит уделять этому время вообще. Лучше найти себя где-то в другом.

— Можно ли сказать, что биатлонисты, теннисисты более работоспособные, чем игровики: гандболисты, футболисты?

— Я считаю, что лыжные гонки — это целеустремленность, где ты получаешь то, на что натренировался, но большой опыт идет из таланта. В теннисе огромная финансовая проблема, поэтому не всем удается посетить турниры. Во всех видах спорта своя специфика. В гандболе на первое место я бы поставил физические данные, целеустремленность, а также интеллект. Игроки в большинстве случаев ленивые, как я успел заметить, поэтому надо волевыми усилиями самому себе помогать развиваться. Индивидуальный вид спорта на то и индивидуальный, что ты идешь сам по себе, но при помощи тренеров, понятное дело.

photo_5206278667116857894_y.jpg

— Арина Соболенко отчасти и ваша ученица. Она подбирается к вершине. Какие у нее качества на высоком уровне, а над какими стоит много работать? Сколько в ней природного таланта, а сколько самоотдачи?

— Первое — характер Арины, потому что она была самой дисциплинированной спортсменкой в моей карьере. Она выполняла абсолютно все. Сначала думал, что это обычный случай, но, когда встретился с другими ребятами, понял, что нет. Сложно найти такого спортсмена. В гандболе такой разве что Королек. По Артему видно, что он готов. Арина под влиянием своего характера быстро исправляла все свои ошибки и понимала систему. Она была слабовата физически, но благодаря характеру быстро поднималась в уровне. Сейчас просто выходит на корт и доказывает свое. В нее ничего добавлять уже не надо. Характер ей позволил стать тем, кем она сейчас и является.

— Вы упомянули, что в гандболе эталоном работоспособности считается Артем Королек. Есть ли сегодня сопоставимые с ним по таланту и работоспособности?

— У него напористый характер, и он действительно соответствует игре в гандбол. Его амплуа — линейный, а он занимался брейк-дансом. Когда мы первый год тренировались, я видел эти движения и вытекающие финты. Основные плюсы — характер и целеустремленность. Он понимал, что станет топовым спортсменом, и просто шел к этому. Ничего исключительного нет.

photo_5206278667116857891_y.jpg

— Как вы оцениваете физическую форму игроков "СКА-Минск"? Какие основные аспекты при подготовке гандбольного клуба вы считаете наиболее важными?

— У нас достаточно хорошая слаженность в команде. Она идет от первого и второго тренера. Мы занимаемся общим делом, хотя иногда мне кажется, что не все идет так, как надо. Но такого и не должно быть. Один человек ведет команду, а остальные предлагают что-то. На тренировках я могу придумать схему, и мы по ней двигаемся, а когда игровой процесс идет, отхожу на второй план. "СКА-Минск" — это своеобразная ситуация, потому что игроки каждый год меняются, лидеры уходят. Кто хотел, тот впитал информацию. Поэтому желаю всем становиться лучше, не хочется, конечно, чтобы совсем сильными стали и ушли. Но такая специфика данного вида спорта.

Автор: Иван Пранович

Поделиться