Что делать с детско-юношеским спортом в одной из самых конкурентоспособных игровых дисциплин в отечественном спорте? Как раз этим вопросом и задались собравшиеся на исполкоме Белорусской федерации гандбола, который на днях проходил в столице (уж простите) женского гандбола страны — городе Гомеле. Развития мужского гандбола касались в меньшей мере. Оно и понятно: в случае с мужским гандболом в стране критики заметно поубавилось: наша национальная сборная конкурентоспособна. Получи хоть шанс зацепиться за попадание на любое (континентальное-ли, мировое-ли) первенство, она за него зацепится. А на самом Мундиале может надавать тумаков любой сборной. Не футбол, господа...
Сила нынешней сборной — в хорошо взращённых кадрах. В мужской команде есть Вайлупов, Кулеш, Королёк — громкие фамилии в европейском гандболе. Есть ещё и нестареющие Пуховский, Баранов, молодые и горячие Гирик, Самойло. Кандидатов в сборную — хоть отбавляй. Положительную динамику в выпуске молодых кадров даёт школа СКА.
Но живём мы, как говорилось выше, в условиях недопуска всех (кроме футбольных) сборных до серьёзных международных турниров. Да и, в принципе, — до серьёзных соревнований. Приходится думать, как прогрессировать и, более, — как развивать этот спорт в отсутствие бесконкурентной среды. И растить новых Вайлуповых. А здесь, если абстрагироваться от школы минских "армейцев" и взглянуть по регионам, всё не так однозначно. Некоторые из проблем в детско-юношеском гандболе и озвучивали функционеры:
— Мы привыкли измерять показатели работы на местах выпуском условного Кулеша, — открыл исполком отрезвляющим докладом директор гандбольного клуба "Гомель" Александр Подосинов. — Но всё немного сложнее: хочется подтянуть общий средний уровень подготовки всех спортсменов. А он ниже, чем хотелось бы.
Александр Подосинов
Обратило руководство федерации внимание и на недостаточную вовлечённость детей к занятиям гандболом в Гомельской области.
Владимир Коноплёв
— В регионе гандбол культивируют только в областном центре, Рогачёве и Жлобине. А как же такие большие города, как Мозырь, Калинковичи, Светлогорск? Вот вам непаханое поле. Да и в самом Гомеле всего в 12 школах из 75-ти есть гандбольные секции. Ставлю задачу, чтобы в конце 2024-го года таких школ было не 12, а 25. Шилович будет приезжать, помогать учителям наладить работу. Ну а, в целом, вам спасибо за работу. Исходя из тех возможностей, которые имеются, вы делаете много, учитывая то, что женская команда становится регулярно чемпионом, — резюмировал положение дел в гомельском гандболе руководитель БФГ Владимир Коноплёв.
Коснулись на исполкоме и злободневного вопроса уровня стимулирования тренерского состава. Особенно это касалось молодых специалистов, работающих в системе гандбольных школ. Но это внутренние дела белорусской гандбольной "кухни". На постой она должна выдавать результат в виде "вкусных" побед, медалей, громких имён. Особенно в женском гандболе, вопросу развития которого и было уделено всё оставшееся время исполкома.
Как раз в работе с девушками и видится большой пробел, который не позволяет именно качеством хотя бы приблизиться к результатам наших мужчин. Для исправления ситуации недавно был поставлен новый рулевой женской националки Валерий Певницкий.
— Очень явно прослеживается, что в последнее время мы снизили уровень женского гандбола, — скупо начал свой доклад Валерий Петрович. — Продукт, который мы должны производить — это зрелище, а зрелища мы, к сожалению, не производим.
Новому наставнику сразу возразил председатель федерации: "Не согласен. Противостояния Гомеля и БНТУ — это всегда зрелище. Вопли, крики, нерв", — парировал Владимир Коноплёв. "Именно. Кроме воплей, там ничего не производят", — как отрезал Певницкий.
Валерий Певницкий обратил внимание на, пожалуй, главную проблему женского белорусского гандбола.
— Почему нет качества у женской сборной? У нас в стране прослеживается недостаток гандболисток в возрасте 15-16 лет. Именно после окончания обучения в специализированных классах по гандболу (9 класс) нашим девочкам некуда попросту идти. Фарм-клубы забрать к себе всех не могут. Таким образом, мы получаем 47-50 "живых" гандболисток в возрасте 15-16 лет на всю страну.
По мнению тренера женской сборной, чтобы сохранить гандболисток, спортивные школы должны организовывать специализированные классы по гандболу в школах на базе 10-11 классов. А многие участники дискуссии отметили, что решение о расформировании училищ олимпийского резерва, было ошибочным.
Валерий Певницкий предложил стратегию развития женской национальной команды, которая состоит из двух этапов. В итоге, по словам специалиста, белорусский гандбол должен получить боеспособную сборную, способную бороться за выход на самые представительные турниры.