"Не хватает "инстинкта убийцы". Откровенное интервью Дмитрия Никуленкова

"Не хватает "инстинкта убийцы". Откровенное интервью Дмитрия Никуленкова

Человек с ярко выраженным качеством лидера

Новый главный тренер гандбольного СКА Дмитрий Никуленков в эксклюзивном интервью sport5.by отметил, что верит в своих парней и в то, что минская команда будет меняться. В прошлом разыгрывающий национальной сборной Беларуси раскрывается в новой ипостаси.

— Вы возглавили легендарный СКА без большого опыта самостоятельной работы. Некоторым может показаться, что рано. Но во всех командах, в которых играли, были капитаном. Это у вас природная склонность возглавить любое "безобразие" или партнеры всегда выбирали?

— Трудный вопрос. Все-таки капитан в каком-то клубе и тренер — это совершенно разные вещи. Да, есть и общие моменты. В принципе, я к этому шел, этого хотел, очень много работал. Возможно, быстро, возможно, нет. Время покажет. Надо сказать огромное спасибо Андрею Викторовичу Крайнову, который в это поверил. И, по большому счету, был сам инициатором. Сразу, конечно, будет трудно. Вроде бы и можно поздравлять, но это огромная ответственность. С большего в этот процесс уже влились, уже хорошее самочувствие. Прекрасно понимаем, чего хотим.

6.jpg

— А как это было? Звонок? Устная беседа?

— Был индивидуальный разговор с Андреем Викторовичем. Конечно, уже после окончания сезона. На протяжении сезона этого не было. Спросил, хочу ли я? Были сутки на раздумья.

— Не было ли косых взглядов Игоря Папруги? Он ведь долго работал с командой. Какие с ним сейчас отношения?

— Конечно, есть какие-то обиды у Игоря Николаевича. Но, в принципе, часто ему говорю, что тренерская работа неблагодарная. Всегда нужно быть готовым к тому, что кто-то может тебя подвинуть. Никогда не говорил, что всю жизнь хочу быть "вторым", наоборот, давал понять, что всегда хочу быть "первым".

— Наверное, до сих пор болельщиков волнует вопрос последних секунд третьего матча финала с "Мешков-Брестом". Со стороны все видели эту замену вратаря. А как это выглядело со скамейки? Момент на самом деле эксклюзивный!

— Наверное, этот вопрос больше не ко мне, а к Игорю Николаевичу. Сейчас видим, что это какая-то ошибка, но не заметили бы, если бы седьмым игроком забили мяч. Все очень легко и смешно, когда смотришь со стороны, и особенно, когда обсуждаешь это после игры. Во время матча тяжело принимать какие-либо решения. В этом контексте мне очень понравилось интервью Таланта Дуйшебаева, который сказал: "В финале четырех должен был поставить шесть на семь. Вот я дурак, что не поставил!" Это к тому, что слишком хорошо обсуждать и быть экспертом после матча.

— У вас одна серьезная потеря: Кирилл Самойло. И то он из-за травмы в конце сезона не помогал. Насколько этот состав позволит бороться с Брестом в чемпионате, и особенно в Сеха-лиге, которая стала еще крепче?

— Это для вас у нас одна потеря: Самойло. Но у нас новых пять человек в команде. Это Артем Сельвесюк и четыре молодых парня 2004-го года. Им по 18-19 лет. Но у меня требования к ним такие же, как и ко взрослым ребятам. Знаю, что они могут и чего они стоят. Проработал с ними уже два с половиной года. Им легко. Они пришли сразу к нам: к Сергею Владимировичу (прим.,— Шиловичу) и ко мне. Мы с ними очень долго работаем. Теперь это совершенно новая команда. У нее будет другая философия, ведь она у каждого тренера своя. Не хочу раскрывать все карты. У нас большие планы на эту команду. Не говорю, что мы все будем выигрывать, но хочу вырастить из них максималистов.

4.jpg

— А можно спроецировать сегодняшний момент: подписание опытного Сельвесюка в компанию к такому же опытному Камышику на тот момент, когда вокруг таких же опытных на то время Никуленкова и Шиловича строилась та команда?

— Ни одна хорошая команда не строится только на молодых ребятах. Всегда должны быть какие-то такие "деды", которые ведут за собой. Они видят и жизнь по-другому, они могут "гаркнуть" на поляне, могут поговорить и в раздевалке. Если хотим, чтобы у нас был интересный чемпионат, думаю, это необходимо.

Потому что очень много разговоров и домыслов, дескать, почему надо молодого?!  Ребята, вы все хотите, чтобы мы выигрывали у Бреста, но хотите также, чтобы у нас были игроки, которым по 18-19 лет. Ну, это же смешно! Правда? То, что вижу сейчас я, меня устраивает: отличный коллектив, отлично подобранная команда именно под нас. Еще раз хочу сказать огромное спасибо Андрею Викторовичу Крайнову, который  решился на то, чтобы оставить многих игроков, потому что предложения по ним были. Большинство из них, конечно же, из России. Но я хотел бы, чтобы эти ребята поиграли в Европе.

Dmitrij-Nikulenkov-4.jpg

— Вы сами поиграли за все белорусские топ-клубы: "Динамо", БГК и СКА. Можете сказать, как перейти, к примеру, из БГК в СКА и не нарваться на "хейт"?

— Спокойно к этому относился. Все эти комментарии читал, наверное, лет 15 назад.

— То есть они были?

— Конечно. Их было много, но потом полностью абстрагировался от всех комментариев, потому что знаю, что их пишут какие-то неудачники. Некоторые говорят, что до 40 лет мы волнуемся, что там о нас скажут на стороне. Так вот я сейчас совершенно не волнуюсь по этому поводу, потому что знаю, чего я хочу.

— Со стороны казалось, что где бы вы ни были, проявляли лидерские способности. С детства склонность к лидерству?

— Трудный вопрос. У каждого спортсмена: футболиста, хоккеиста, гандболиста — есть какой-то отбор. По сути, когда создается какая-либо команда, считается, что каждый из этих спортсменов прошел огромный путь: кто-то из ста человек, кто-то из тысячи. И остался один на тысячу. Считаю, что в принципе в такой команде все лидеры собраны. Как он проявляется дальше в коллективе, как это происходит? В моем случае, наверное, потому что я был разыгрывающим. Мне верили и доверяли. Тут, наверное, этот вопрос даже не ко мне, а к тем моим товарищам по команде, с которыми играл.

1.jpg

— Вы "громко" уходили из БГК. Сейчас можно пролить свет на тот уход, ведь уже много времени прошло?

— Там даже не столько вопрос был в непродлении контракта. Они предлагали остаться четвертым номером, хотя прекрасно понимали, что никогда на это не пойду. Даже не хочется поднимать эту тему, уже давно забыл. Скандала никакого не было. Скорее всего, надо обратиться к Башкину. Он много чего обещал, но эти обещания не исполнил. У меня была травма в начале сезона, он придумал какой-то контракт. Сначала пытался очень сильно подцепить какими-то минимальными контрактами. Я сказал: "Паша, наверное, ты шутишь, если мне такие вещи предлагаешь?!". Или это была его позиция. Не могу понять. Вообще с Башкиным у меня было трудное общение. Я всегда был "правдорубом": никогда не боялся сказать что-то лишнее. Кому-то это, наверное, не нравилось. Со скандалом не уходил — это точно. Скандал этот придумали, болельщики что-то там зацепились. Мне всегда приятно было играть в Бресте, у меня там достаточно много друзей. Но после этой ситуации — а ведь там я отдал много здоровья, отдавал сердце в каждой игре, никто не скажет, что было не так — был чуть обижен на тех же болельщиков, функционеров. Хотя, наверное, основные проблемы были с Башкиным.

— Мешков сильно вкладывается в команду. А как с требовательностью: попадали под разносы в раздевалке?

— Нет. Наверное, Мешкова видел пару раз в раздевалке после важных игр. Более плотное общение у нас случилось в Москве, когда выиграли. Это был лучший сезон еще до того, когда мы в 1/4 Лиги чемпионов вышли. Такое неформальное общение. Разносов? Нет, разносов от Мешкова не было.

2.jpg

— Долгие годы "Мешков Брест" — лидер белгандбола. Пресса подогревает постоянно, что СКА может его подвинуть. Если объективно за эти 15 лет можно было Брест сместить? Когда он был самым слабым?

— Давайте сделаем так. То, что пресса подогревает, это прекрасно. Считаю, что если бы не было БГК, или не было бы СКА — это была бы проблема нашего белорусского гандбола. Считаю, что Брест — каждый год фаворит нашего чемпионата. Как ни крути, но там играют легионеры, они зарабатывают приличные деньги. Мы же пытаемся создавать команду из более молодых игроков.
Но мы никогда не стесняемся говорить о том, что хотим выиграть. Считаю, что от этого наш гандбол будет расти. Если пропадет какая-либо из этих команд, это будет проблема всего белорусского гандбола.

— У вас были три топ-клуба страны в карьере плюс непродолжительный этап в Польше. Можно ли заработать в белорусском гандболе на жизнь?

— Можно. В те времена, в которые играли, это было можно. У нас была достаточно хорошая команда в "Динамо" (Минск), где мы, тогда еще молодые игроки, себя неплохо показали. Пришел момент, когда "Динамо" обанкротилось, правильно? И получилась такая ситуация, что были молоды, и талантливы, и из Европы было достаточно много предложений. Но Брест очень хотел получить нас в свои ряды. Для того чтобы у них это получилось, они давали нам больше, чем предлагали в Европе.

— Вы сейчас возглавляете СКА — клуб сугубо из белорусов. Все понятно: один менталитет. А в Бресте было много легионеров. На площадке те же "юги" — неприятные соперники. А как в жизни? Какие с ними отношения были?

— Никаких проблем. У меня всегда были отличные отношения с любым легионером. Знаете, это, наверное, больше для журналистов, для болельщиков — вау, это легионер. А когда с этими людьми находишься в команде, ты этого не чувствуешь. Прекрасно себя ощущаешь и пытаешься найти взаимосвязь, чтобы улучшить какие-то взаимодействия на площадке, улучшить игру. Они тоже себя совершенно адекватно ведут.

2r7I07n1hx8.jpg

— Ваша супруга была одной из лучших гандболисток страны, пока замуж за вас не вышла. И всё: семья, дети. А наш женский гандбол до сих пор в упадке. Шутите с ней по этому поводу?

— Понимаю, что если она хочет пойти туда, то мне придется заниматься еще и женским гандболом (смеется, — прим. автора). В последние три года очень плотно занимался тем, что происходило в нашем гандболе. Старался всем помочь. Нарвался даже на какую-то критику, что не туда лезу. Это было неожиданно, конечно. Но в принципе, прошло три года, и мы выстроили какую-то цепочку: связи в детском гандболе и с тренерами. И этому очень рад. Много разговоров, дескать, вот вы закончили и сразу стали тренерами. Но я никогда не стеснялся говорить, что этого всегда хотел, учился: на одних курсах два с половиной года, на других столько же. Ездил на "мастер-коуч" в Москву. Всегда к этому шел. Мне это нравится и никогда не скрывал, что гандбол — это моя жизнь.

— В какой период игровой карьеры пришло полное осознание того, что хотите после завершения карьеры быть тренером?

— Наверное, не было прямо такого понимания. Хотелось взять каких-то детей в какой-то момент, когда пришел в СКА. Но Андрей Викторович меня отговорил, сказал, что пока сам тренируйся, а уже потом будешь тренировать.

— У вас много молодежи. Мы видели примеры Королька и Кулеша. Кто-то из них может повторить их путь?

— Каждый из них может достичь много чего, но все зависит от их работоспособности. Мы уже два месяца тренируемся. То, что вижу, мне нравится. Вот даже сейчас мы с вами сидим, разговариваем, а кто-то остался после тренировки побросать. И это меня очень радует. Смотрю на мелкие детали и по их желанию, вижу, что они многого хотят. Конечно, по физическим кондициям у нас нет таких, как Королёк. Может быть, разве что Дима Хмельков. У него есть все, но ему не хватает самой малости, чуть-чуть. Я в него верю. Верю в любого спортсмена, который у нас сейчас в команде. Считаю, что это лучшие спортсмены. И они будут для меня лучшими на протяжении всего сезона — не сомневаюсь в этом. Как бы ни сложились игры, надо сделать так, чтобы они играли в лучшей команде.

— В чем сложность работы с молодёжью?

— В понимании гандбола. Пример. Пришел Сельвесюк. Почему мы не можем "расти" молодежью без таких, как Камышик и Сельвесюк? Потому что они знают ситуацию наперед: на три-четыре-пять ходов. Молодые пока этого не знают. Когда они начинают их обманывать, играя в защите и зная, что произойдет  дальше, молодые растут. Они могут их толкнуть там, где молодой этого сделать не может. А в игре будет точно такой же толчок. Вот такие маленькие детали.

5.jpg

— Вы с молодыми на одном языке разговариваете? В тренде всех этих моментов, новинок?

— Уже понимаю, что не до конца (смеется, — прим. автора). Пытаюсь, конечно, на их языке. Но уже нет.

— Вы работали и работаете до сих пор помощником Юрия Шевцова в сборной. Работали помощником Игоря Папруги в клубе, принимали участие в китайском проекте, работали с юношами. Это теперь плюс? Ведь ныне у вас узкая специальность — главный тренер?

— Да, это огромный плюс. Благодарен всем за все эти три года. Я и с Максимовым разговаривал. Даже больше скажу, пытался сюда вызвать Максимова. Он приезжал. И меня удивило, что на семинар к нему пришло десять человек. Мне странно, что у нас люди не хотят сами развиваться. И Зайцева приглашал сюда — российского профессора гандбола. Стремился к тому, чтобы наши тренеры постепенно тоже росли. Тот опыт, который я получил в Китае, просто неоценим. Мы много с Шарейко разговаривали, много пытались сделать интересного, смотрели менталитет этих людей. Очень много, конечно, получил от Шевцова. Первый такой опыт. Тот же Игорь Папруга многое дал. В принципе, брал от всех что-то свое и то, что мне нравилось. Философия у каждого тренера своя.

— Поражение в суперкубке от "Мешков Брест" и ничья в первой игре нового сезона Сеха-лиги с "Виктором", в которой долго вели. Насколько эти матчи добавили положительных эмоций оттого, что можете играть на равных. Или же есть разочарование: там не взяли трофей, там упустили победу?

— Любой трофей хочется взять. Суперкубок очень жалко. Считаю, что игра была превосходная. Честно, не ожидал, что многое получится из того, что мы придумали. Очень рад, что почти вся команда была в игре. Но нам не хватает "инстинкта убийцы". Вот есть какой-то страх маленький в каком-то моменте. Дома анализировал четыре наших матча: Чехов, ЦСКА, Суперкубок и последняя игра с "Виктором". И думал: чем они похожи? Все четыре поединка, если бы это была опытная команда, должны были быть выиграны. Но везде есть трехминутка, четырехминутка, где начинается просто град ошибок, град незабитых моментов. И они идут подряд, друг за другом. И это именно тот максимализм, который хочу им привить. Это очень тяжело, потому что они все молодые, горячие. Вот столько не хватает (показывает, —прим. автора).

— Пожелать осталось лишь одного: быстрее выработать этот "инстинкт убийцы".

434.jpg

Фото: СКА-МИНСК, "Быстрый центр", БФГ

Автор: Александр Цвечковский

Поделиться