14 мая состоится отчетно-выборная конференция Белорусской федерации гандбола. Вид спорта до сих пор находится под санкциями — наши сборные и клубы вот уже несколько лет не могут проводить международные матчи. Большой разговор с главой БФГ Владимиром Коноплевым о стратегических направлениях развития еще впереди, а пока на финале Кубка Беларуси в Мозыре он рассказал немало любопытных новостей.
— Сегодня завершился турнир, стал известен обладатель трофея. "Мешков-Брест" остается непобеждённым. Минскому СКА совсем немного не хватает для того, чтобы прервать гегемонию Бреста…
— Минская команда прогрессирует из года в год. Мы все это знаем. В этом сезоне представители СКА играют за границей. Девять человек — в "Зените", три — в ЦСКА. Ряд ребят уехал за рубеж в Европу. И все это игроки сборной, поэтому радует то, что минский СКА – это единственный клуб у нас, который находится на европейском уровне, здесь все игроки белорусы. И смотрите, целый состав уехал, даже полтора.
И вот как эта молодая подрастающая смена достойно сыграла против мастеровитых игроков, которые собраны из балкан, из России и из Беларуси. Поэтому, поздравляя брестский клуб, я, тем не менее, хочу отдать должное СКА, потому что это наша команда, родная, и она достойно держит тот уровень, который ей достался от тех олимпийских чемпионов, чемпионов мира, победителей Кубка, Суперкубка.
Фамилии, которые вы слышали, и половина этих чемпионов присутствовали сегодня на игре. Вместе со знаменитым Сергеем Рутенко, который является шестикратным обладателем Лиги чемпионов.
— Кто-то может говорить о том, что с годами "класико" теряет свою актуальность. Вот по сегодняшнему финалу можно говорить о том, что оно все еще живет, интрига в нем есть?
— Если бы вы регулярно ходили на гандбол, как ходите на хоккей, вы бы увидели, что у нас игры между командами, которые борются за 5-6 места, не менее интересны, чем те, которые идут за топ-3.
Да, в Мозыре не было гандбола, поэтому есть еще несколько нюансов. Но сюда приехали на финальный день болельщики из Могилева, Гродно, болельщики СКА, Бреста. И радует еще то, что мы уже договорились с руководством города: сделаем детское отделение гандбола. Вот для этого стоит жить и работать: чтобы детки наши использовали прекрасные залы, которые строит государство.
— В чем заключается сила "Мешков Брест"?
— Сила Бреста во многих качествах. Это частный клуб, он спонсируется Газпромом. Денежный фактор не самый последний. Если бы у минского СКА и всех наших команд были такие зарплаты, то те, кто играет в других странах, вернулись бы сюда.
— Два белорусских гранда — это "Мешков-Брест" и "СКА-Минск". Брест — команда на классе и опыте, с большим количеством легионеров. Минский СКА — это клуб, составленный из молодых ребят. Вот для белорусского гандбола какой из этих двух путей сейчас более перспективный?
— Кстати, о международной арене. Состоялся такой хороший, добрый разговор с Хассаном Мустафой, это президент Международной федерации гандбола. Он сам мне позвонил, мы побеседовали, и есть ряд моментов, о которых, думаю, интересно будет знать и зрителям, и читателям. Я спросил, когда мы будем уже играть на европейской или мировой арене. Он сказал, что подготовил письмо, чтобы отправить в МОК.
Я его также попросил, чтобы он разрешил командам Африки, Ближнего Востока играть с нами. А это те клубы, которые входят также в элиту мирового гандбола, и нам будет интересно. Не хочет Европа? Мы будем играть с этими командами.
Он также мне пообещал, что даст соответствующее поручение, напишет соответствующее письмо. Потом спросил, что мне надо? Я говорю, что ничего не надо. Сказал, что мы играем в новой, открывшейся арене, буквально недалеко от границы с Украиной, в прекрасном городе Мозырь. И он отвечает: "Владимир, а вам покрытие напольное нужно?" Согласился, что нужно, но не мне лично, для арены, для молодых руководителей, которые здесь меня об этом тоже просили. Он сказал писать письма. Поэтому я думаю, что этот разговор у нас состоялся от больших глобальных вопросов до частных, он будет позитивно решен в самое ближайшее время.
И, отвечая на вторую часть вашего вопроса, какой путь перспективнее: легионеры или собственные гандболисты, то я вам хочу сказать, что и тот, и тот хорош. Когда приходят неплохие, сильные легионеры, нашим молодым ребятам есть против кого бороться и есть у кого учиться. Мы ведь не зря единственные среди игровых видов спорта, с кем уже вот третий сезон соревнуется китайская команда. Раньше она была такой солидной сборной, сейчас молодежная. Но это восточный стиль игры, хотя и с нашими тренерами, это свой характер, это свое отношение к гандболу.
И хорошо, когда ребята могут играть не только с представителями Европы, но и с представителями Азии, которые могут в скором будущем, я думаю, достичь больших результатов. И развитие чисто национальных команд — это классно, потому что мы подтягиваем и одновременно то, что у нас есть хорошая команда из Бреста, которая может себе позволить закупить легионеров, и не совсем простых. Я вот с Рутенко беседовал, он говорит, что под 11-м номером играет парень, с которым мы в Катаре сражались, он классный. И он сегодня показал это: несколько таких красивых мячей забросил. Так что и то, и то хорошо.
— То, что белорусские молодые игроки выезжают в клубы России, Европы. Это плюс или потеря для белорусского гандбола? Потому что вчера только общались с Юрием Шевцовым, и он сказал, что игрок, особенно молодой, должен почувствовать этот опыт, поиграть за границей.
— Поддерживаю Шевцова. Если мы видим, что есть звездочка вот такая, как тот же Королек, как Вайлупов, как Кулеш, как тот же самый Солдатенко наш, который в Швейцарии играет, и они переросли внутренний чемпионат… Жалко, но мы их отпускаем, потому что эти игроки должны бороться и играть для сборной.
С другой стороны, нельзя их отпускать, потому что белорусский чемпионат на определенный момент теряет вот, допустим, таких шикарных игроков. И я не скажу, что он бедный. Мы стараемся выращивать новых. Если бы у нас было достаточное финансирование, то мы бы увеличили количество клубов до 12-14.
О чем говорил Мустафа, когда приезжал к нам в Беларусь. Что если будет 12 клубов, то у нас получится полноценный чемпионат. Но у нас пока 8, поэтому стараемся. Вот уже работаем по регионам. У нас есть планы и на другие города, население которых в пределах 100 тысяч, чтобы там можно было открывать школы. Плотненько работаем с органами местной власти, практически везде имеем поддержку. Так что гандбол не стоит на месте.
— Понятно, что главная наша цель — это белорусская сборная и её успехи на международном уровне. А как ей в таких условиях развиваться и прогрессировать?
— Стараемся использовать все возможности. Недавно вернулись из турнира в Иране. Да, мы там один матч россиянам проиграли, и я сильно не расстраиваюсь, что мы им уступили, потому что предыдущие все выигрывали, и Россия на нас настроилась очень хорошо. Это гандбол: можно настроиться и выиграть. Тем более у нас не было Королька, Вайлупова, ведущих игроков. Я на это ссылку не делаю. Все равно у нас сейчас такая команда, когда на каждую позицию есть по три, а то и четыре человека. Но за то мы потом аккуратненько обыграли хозяев — Иран. Это настолько дерзкая команда, что вы просто не представляете, а тем более дома.
Сегодня вы слышали, как наши болельщики поддерживают. А там в десять раз сильнее при меньшем количестве посадочных мест. Иранцы выиграли у России, и мы стали снова вторыми. Китайцы там тоже присутствовали, они дерзкие ребята. Игры без боя не отдавали и заняли четвертое место. Но это и для них хорошая школа, потому что они поедут на чемпионат мира, и для всех нас.