Совсем недавно гандбольный клуб "СКА-Минск" в напряженной борьбе уступил "Мешков Бресту" в матчах финальной серии чемпионата Беларуси. Несмотря на разгромный счет — 3:0, минчан никак нельзя обвинить в неприметной игре. "Армейцы" продемонстрировали вполне конкурентоспособный гандбол, уступая сопернику лишь в концовке. В связи с этим главный тренер СКА Дмитрий Никуленков эксклюзивно для sport5.by поделился эмоциями от финальной серии, рассказал о проблемных реалиях команды, а также объяснил, почему дорога в топ-клубы лежит через СКА.
— Финальная серия для СКА выдалась крайне напряженной. Команда по ходу трех игр демонстрировала качественный гандбол, но на последних минутах встречи "Мешков Брест" все-таки вырывал победу. С чем связан спад в концовке? Возможно, соперник включался на максимум и ваших игрокам не хватает сил?
— Не могу сказать, что соперник в концовке включался на максимум. Все три игры для меня практически одинаковые. Не видел, что в ключевых моментах мы слабее или они намного сильнее нас. Возможно, где-то подвела реализация, где-то индивидуальное мастерство. На заключительных этапах срабатывал фактор вратаря Заболотина. Не сказал бы, что он провел выдающиеся матчи, но, к сожалению, все концовки остались за ним.
— В финальной серии было очень много вопросов к судейству…
— У кого? У меня?
— С обеих сторон.
— Наверное, надо обратиться к нашему главному судье — Коту Сергею Владимировичу. Да, есть некоторые спорные моменты. Могу сказать, что три игры отсудили на хорошем уровне. А недовольства с одной или другой стороны будут всегда. Конечно, надо анализировать игры, но не сказал бы, что этот фактор стал определяющим.
— Насколько серьезно руководство с Вас спрашивает за поражение от "Бреста"?
— По этому вопросу нужно обратиться к Андрею Викторовичу (прим. Крайнов А. В. — председатель ГК "СКА-Минск"). Все мы хотим выигрывать. Но также прекрасно понимаем реалии, и они таковы: у "Бреста" на каждой позиции по два-три взаимозаменяемых игрока. Каждый, кто выходит на площадку, не опускает планку качества. У нас же ситуация иная. Мы работали целый год, и хотелось, чтобы в обойме было 16 гандболистов. К сожалению, к этому не пришли. По первому и второму поединку скажу, что наша молодежь сыграла хорошо. В последней встрече, видимо, сказалось давление: что Баранчик, что Ермаков, что Рабчинский не показали то, на что способны. Но в этих ребят верю. В любом случае, в следующем году они в составе СКА выйдут на первый план.
— Специалисты часто жалуются на нехватку леворуких игроков. В частности, в первом матче травмировался Шабельников и на позиции правого полусреднего вынуждены были выступать правши. Насколько эта проблема актуальна для СКА, для сборной?
— Это очень острый момент для всего белорусского гандбола. Даже не говорю про СКА. И меня очень удивляет, что многие критиковали и высмеивали инициативу о введении "правила левши" (прим. "правило левши" — правило, действующее в Д2, согласно которому на позиции правового полусреднего обязательно должен играть высокорослый игрок-левша). Поймите, что левша в спорте высоких достижений — это основа. Ведь без него у тренера пропадает много тактических решений. И тут все-таки надо начинать с детских школ. Знаю, что Андрей Викторович Крайнов сейчас довольно остро поставил эту тему в нашей ДЮСШ имени Мироновича, чтобы в каждой группе был левша. Работаем над этим. Конечно, тяжело найти хороших гандболистов. Их не так много оказалось за последние 15-20 лет. На моей памяти Шилович, Астрашапкин, Курчев… Левши есть, но не такого качества, как хотелось бы.
— Уже известно, что ключевые игроки — Белявский, Хмельков — по окончании сезона покинут клуб. Уже думали о том, кем их можно заменить?
— А зачем мне думать, кем их заменить? У нас достаточно большой ростер игроков. Сейчас с вами сидим на игре БГУФК (прим. БГУФК-СКА — фарм-клуб "СКА-Минск"). Почти все ребята перейдут в первую команду. Конечно, в качестве что-то поменяется, но это все работа. Причем довольно трудная. Сразу предупреждаю всех: начнется совершенно другая игра. Нам придется поменять стиль. Но, знаете, все голы распишутся. Незаменимых нет — есть неповторимые. Будем дальше растить ребят, потенциал у них виден.
— Складывается ситуация, что клуб только начинает набирать обороты, как ключевые игроки принимают решение о переходе. Нужно заново работать с молодежью, учить их. Насколько это выматывает?
— Это реалии нашего клуба "СКА-Минск". Прекрасно понимаем, что не можем их удержать. В каком-то смысле для нас это приоритет, потому что все, кто меняет клуб, — это игроки сборной Беларуси. Не будем скрывать, что чемпионаты, в которые они переходят, намного сильнее. Нам важно, чтобы парни росли и совершенствовались. Конечно же, влияет и финансовая составляющая. Скажу честно, это изматывает… Но таковы реалии СКА.
— Возможно ли изменить уже сложившийся статус СКА как переходного звена между юниорским гандболом и топ-клубами?
— К сожалению, пока мы не можем этого изменить. Спортивный век короток, и мы тоже понимаем, что ребятам надо заработать, да и просто показать себя в Европе. Это ведь тоже результат работы, причем не моей, а детских тренеров, которые трудятся в спортивных школах. В который раз говорю, что снимаю шляпу перед каждым из них. Без них не будет ничего, это основа. У нас в той же школе Мироновича есть достаточно много перспективных детишек, где-то высматриваем ребят из регионов Беларуси. Ведь есть все для качественного тренировочного процесса, все условия для их роста. Никого не заставляем сюда приходить, но все прекрасно понимают, что дорога в ведущие европейские и российские гандбольные клубы идет через СКА.
— В полуфинале SEHA-лиги СКА вновь предстоит сразиться с "Мешков Брестом". При этом нельзя однозначно сказать, что полуфинальные пары — результат жеребьевки. Неужели организаторы побоялись повторения прошлогоднего финала, что уже в 1/2 столкнули белорусские клубы друг с другом?
— Вот видите, это вы сказали, не я. Наверное, да. В том году получился белорусский финал. Сейчас, возможно, организаторы где-то сработали на том, чтобы за первое место получилось белорусско-российское противостояние. Не мне судить, я тоже жеребьевки не видел.
— Если не секрет, зависит ли ваше будущее как тренера от ближайших матчей с "Брестом" или кредит доверия есть и на следующий сезон?
— Мне трудно обсуждать это, давайте позовем Андрея Викторовича и спросим.
— Это ваш первый сезон в качестве главного тренера. Какие эмоции? Какую оценку себе дадите?
— Тренерская работа очень трудна. Она мне нравится, вижу результаты, но, к сожалению, тренера оценивают победами. Да, мы были близко. Почему не выиграли? Честно, давно анализирую эти матчи, но пока не могу найти ответ. Можно сказать, опыт, молодость… Но не хочу на это ссылаться, не хочу стелить себе какую-то соломку. Вижу, что нам всего хватает, но в решающих моментах упускаем.
— Со стороны вас можно охарактеризовать, как импульсивного человека. Не мешает ли это качество в тренерской работе?
— Знаете, зря вы характеризуете меня, как импульсивного человека. Я такой только в тех случаях, когда надо добиться какого-то решения от судей или поднять дух команде. Импульс дают игроки и тренировки. Все, что вы видите, это обертка.
— Вы из "Бреста", будучи игроком, уезжали с шумом. Возможно, до сих пор осталось предвзятое отношение?
— Знаете, все разговоры про то, что ушел с шумом, для меня какая-то глупость. Работаю в СКА на благо клуба. Хочу выигрывать с ним каждый матч. А вот эта предвзятость меня, честно, смешит. Забудьте об этом. У меня нет никакого необъективного отношения ни к "Бресту", ни к руководителям, ни к болельщикам.
— В заключении хотелось бы поговорить о мировом гандболе. Следите ли вы за Лигой чемпионов и поддерживаете ли связь с белорусами, играющими в Европе?
— Конечно, слежу. У нас очень хорошие дружеские отношения с Корольком, частенько общаемся. Буквально час назад созванивались. Артем поделился, что главный тренер "Кельце" — Талант Дуйшебаев — сказал игрокам: "Мы должны быть, как СКА: весь матч идти вничью, а в концовке делать +5". В принципе, нас в Европе знают, помнят, и это здорово.
Стоит отметить, что гандбольный клуб СКА под руководством Спартака Мироновича в период с 1976-го по 1992-й годы три раза выигрывал Кубок европейских чемпионов, два раза — Кубок обладателей кубков, а также становился победителем Суперкубка и Кубка вызова ЕГФ. В суверенный период СКА является сильнейшей гандбольной школой в Беларуси по подготовке игроков топ-уровня. Уже традиционно воспитанники "СКА-Минск" являются постоянными участниками европейских клубных турниров в составе ведущих команд мирового гандбола.