Андрей Барбашинский о санкциях и не только

Андрей Барбашинский о санкциях: "Бывают полубеременные женщины?! Нет"

Олимпийский чемпион рассуждает о "текущем моменте"
Судьба олимпийского чемпиона Андрея Барбашинского богата на события. Благодаря характеру и трудолюбию богатырь из Ошмян смог пробиться в сборную Советского Союза и выиграть золото на самых престижных соревнованиях в спорте. После завершения карьеры в "лихие" 90-е он смог начать свою жизнь сначала: создал производственное предприятие, ориентированное на экспорт. И вот новые испытания — санкции, общественная деятельность, проблемы со здоровьем… Но даже в эти непростые времена он находит средства, чтобы поддерживать ошмянский детский гандбольный турнир. Там-то корреспондент sport5.by и расспросил Андрея Станиславовича о хлопотах.


— Вот уже который год проводятся детские соревнования на ваши призы... Как вам кажется, интерес ребят на протяжении десяти лет к гандболу падает или увеличивается? Что говорят по этому поводу тренеры? Легко ли им отбор производить?

— Сейчас вообще большая конкуренция среди всех видов спорта. Мы девятый год проводим турнир в Ошмянах. Команды подбираем очень скрупулезно. Все клубы Беларуси и России, присутствует молодежь. Идет консультация между тренерами. Мы обзваниваем и спрашиваем, какой год хороший, какого соперничества бы вы хотели и так далее.. Многие спортсмены прошли через этот турнир. И сегодня они не только в юниорских сборных играют, но и в национальных. Следующий будет юбилейным. Надо сделать ярче, чем в предыдущие годы. Главное — это подросткам удовольствие гарантировать. Кстати, и для девочек также проводим турнир уже на призы председателя Ошмянского райисполкома

d9ca9b5eb4a2272f76e74740af67ab25.jpg

— Больше года прошло с тех пор, как Беларусь отстранили от международных соревнований, на настроении детей это отражается? Нет такого, что они больше не видят перспектив из-за санкций? Ведь разговоры подобного толка у родителей есть, и они на детях тоже отражаются…

— Мы видим перспективы. И спасибо родителям, что приводят ребят. Радует ,что их все же не становится меньше. Вот вам и ответ на вопрос. Разные приходят. Перспективные, но закрепощенные. Есть худенькие, у которых "мясо" не наросло еще, как говорится … Будем надеяться, что вырастут. Тренеры смотрят, варьируют нагрузку. Кто-то будет просто здоров благодаря гандболу, а кого-то можно рассматривать и для профессионального спорта. Мне самому даже хочется выйти поиграть, в душе-то мы все молодые. Однако возраст все же берет свое. Хотя заниматься собой надо… Наш Президент — вот хороший пример в этом отношении. Идите и побегайте на лыжах. Это не так просто … Поэтому спорт в моей жизни присутствует.

— Какой?

— Когда удается, то зарядка, гимнастика… Гири таскаю периодически. Когда-то фитнесс был, когда-то велосипед…. Пытаюсь поддерживать форму прогулками. Да, это физкультура, но я стараюсь. Членов семьи не беру с собой. Им хватает. Сыновья занимаются баскетболом и гандболом. У них по две тренировки в день. Мама — вокруг детей и собаки — ей тоже хватает…

— Сын олимпийского чемпиона по гандболу баскетболистом хочет стать?

— Это его выбор. Хотя мы с друзьями уговаривали в гандбол. не хочет.

— Надо ли заставлять детей заниматься спортом, если у них нет особого желания?

-— У меня такой проблемы нет. Для других скажу, что по-любому спорт должен быть в жизни каждого ребенка. Поэтому водите на платные и бесплатные занятия. Не будет спортсменом — будет здоровым гражданином.

— Как известно, у вас есть свой бизнес по производству матрасов. Фирму санкции затронули?

«
Многих затронули, и нас в том числе… Когда ты предприятие выстраиваешь и 90 процентов продукции на экспорт отправляешь, а потом в одночасье закрывается калитка к твоему дому… С таким поворотом событий сложно перестраиваться. Да, у нас сложности. Но, как я раньше говорил, чтобы бизнесом заниматься, надо быть по-хорошему сумасшедшим. И я надеюсь, что это сумасшествие нас вытащит.

— Как все же пытаетесь перестраиваться?

— Нужно поменять рынок. Нас нигде никто не ждет. Потому что на самом деле 10 процентов, которые присутствовали на российском и белорусском рынке, — это очень мало, чтобы содержать такое предприятие. У нас квалифицированные работники, и жалко их потерять… Но надеемся... Деремся до последнего, чтобы сохранить рабочие места и предприятие.

— Как обстановка в коллективе сейчас?

— Мы потеряли большое количество сотрудников. Никого не осуждаю. Кормить семьи надо. Но, если возобновим производство в прежнем режиме, хотя бы как год назад, многие вернутся.

— Посоветуйте как специалист обывателям: как матрас и подушку правильно выбрать?

— Каждый человек под себя должен подбирать, индивидуально. Одно дело — консультация. Многие обижаются: нам рассказывали одно, а получилось по-другому. Человек должен понять, что подходит именно ему. Тут же не просто матрас или подушка. Есть же еще решетка и сама кровать. Зависит и от того, как она произведена. Многие приходят в магазин, а на подиуме лежит матрас. Подиум жесткий, а дома решетка ортопедическая. И потом люди расстраиваются после покупки. Не учитывая, что решетка мягче сама по себе и ощущение другие. А кто виноват? Сам покупатель! Поэтому изучаем и слушаем внимательно…

ed3e4a8152e4fa1b3aedf6b4ebe1d0af.jpg

— Раньше спорт был социальным лифтом, и ваш пример — лучшее тому подтверждение. Мальчик из провинциальных Ошмян выбился в люди, стал олимпийским чемпионом. Мне кажется, сейчас молодежь желает "зайти" в другие лифты: там, где не нужно здоровьем жертвовать…

— Дети, которые сегодня занимаются, например, на нашем ошмянском турнире, все понимают правильно об этой профессии. Возможно, родители не осознают, мол, что там эти спортсмены, такие-сякие… Запомните: и в мое время, и сегодня, и завтра очень сложно стать профессиональным атлетом. Большинство наших олимпийских чемпионов, процентов 70-80, из небольших городов. Они сражались за место под солнцем. Сегодня созданы все условия для развития спорта. Но ведь и мир движется вперед. И все равно нужно доказывать и бороться за успех.

— Но ведь дети сегодня более нежные, разбалованные?

— Золотые медали же не из золота. Они из разочарования, боли, пота и крови... И кто готов пожертвовать собой ради цели, тот и получает успех. Когда ты достигаешь результата, тогда к тебе приходит все остальное, материальные блага. А на сегодняшний день (я согласен полностью!), что дети или подростки, девочки, мальчики должны получать качественное питание, медобслуживание, у них должны быть условия для тренировок. А все остальное может приходить позже! У нас не было другого шанса. Мы приехали в Минск и очень хотели пробиться наверх. Из 15 человек попадал один! Потому что Советский Союз большой. Сегодня шансов закрепиться в национальной команде у ребят больше, но талантов не меньше. Единственное, что не хватает клубов, где бы вот эта золотая молодежь, которая сегодня, быть может, не попадает в нацкоманду, могла бы тренироваться и развиваться. Должна быть практика. А так как ты ограничен в количестве команд, получается, что теряются эти ребятки...

— Оглядываясь на имеющиеся проблемы со здоровьем, а в частности со спиной и коленями, нет ли у вас мысли, что, может быть, и не стоило идти в этот профессиональный спорт?

— Отвечу коротко. Если бы мне довелось, я бы прошел весь свой путь со взлетами и падениями, ничего не меняя...

6b8bdd40-16f3-455c-b989-d62c7e8b2eb6_w650_r0_s-1-1280x720.jpg

— Мы все знаем решение исполкома МОК по допуску наших спортсменов к международным соревнованиям и дискриминирующие критерии, по которым он будет осуществляться. Что вы думаете на этот счет?

— У меня с собой в рюкзаке есть Олимпийская хартия. Бывают полубеременные женщины? Нет! У меня такое ощущение, что МОК нужно определяться. А лучше всего смотреть, что прописано.

— По вашим внутренним ощущениям, поедут ли белорусы на олимпиаду в Париж?

— Я могу сказать только свое мнение. Понятно, что тех спортсменов, которые есть у нас в стране, мы знаем, любим, ценим и уважаем. Примут решение — они поедут. Но когда ты приезжаешь и нет твоего гимна и флага, а в конечном итоге говорят, что ты должен еще подписать какие-то анкеты, то идет очевидное нарушение всех прав человека. Они налицо! Кто от этого пострадает? Наша страна? Возможно. Но мы сегодня пытаемся объединиться с Россией, с Китаем и сделать совестные турниры. Например, гандбол. Китайская команда играет в нашем чемпионате. Придет время и азиатские команды будут намного сильнее. Так, может, это и есть причина, почему европейская федерация не пускает на чемпионат мира и не хочет расширять географию команд? Там, на юге играют совершенно по-другому. Есть Египет, Кувейт в гандболе. И они показывают шикарные результаты. Я уверен, что мы ничего не потеряли. У нас есть время переосмыслить. Мы заполняем возникшие паузы международными соревнованиями, матчами сборных Беларуси и России. Лучших спортсменов как просматривали, так и просматривают. Поступают предложения, и ребята могут поехать в топовые европейские клубы, чтобы повышать свое спортивное мастерство. И если они с радостью возвращаются и играют за сборную своей страны, это же чудесно. Без нас этот спорт будет неполноценным, грустным.

— На бытовом уровне как изменилась ваша жизнь в последние годы после известных событий? Много ли людей из привычного круга общения перестали выходить на связь?

— Я никогда не прятался и всегда говорил то, что думаю. Меня когда-то спрашивали: "Не боишься ли ты ходить по улицам?" Нет! Не боюсь. Хожу, наслаждаюсь, улыбаюсь, общаюсь. Тот, кто хотел со мной общаться, продолжает. А те, кто написал в разных телеграмм-каналах, что из-за политики не воспринимает больше меня ни как спортсмена, ни как человека, ну что же сделаешь. Переживу. Не поздоровается он со мной, так ничего страшного...

99fba19bcfa1ba40f1b52adb33cfbf09.jpg

— 2020 год изменил Беларусь. И люди из спорта тоже оказались по разные стороны баррикад. Как думаете, что будет с теми, кто уехал? Два с половиной года прошло... Можно ли сказать, что карьерами, как минимум, они поплатились за то свое решение?

— Как-то один из журналистов спросил мое мнение по поводу сбежавшей с Олимпийских игр спортсменки. Единственное, что я тогда сказал, поздравил ее с окончанием спортивной карьеры. Для людей, которые покидают нашу республику, спорт закончен.

— Насколько близко сегодня вы общаетесь со своими партнерами по сборной?

— У нас очень хорошие отношения. Мы периодически созваниваемся. Обсуждаем гандбол, продвижение нашей сборной, что происходит на международной арене, у кого какие игроки появились...

— В 22 года вы стали олимпийским чемпионом. Представьте, что эта ситуация произошла сейчас, когда требуют, чтобы были лидерами мнений, высказывались не только по спорту, но и по общественно-политической жизни…. И мы видим, что высказываются и не только чемпионы, а все подряд… О том, в чем не разбираются… Что с этим делать?

— Спорт должен быть вне политики. Спорт объединяет. И вмешивать в политику атлетов неправильно. Кто-то пиарится, кто-то вкладывает в эти молодые головы разные мнения. Если спортсмен в 22 года готов выразить именно свое мнение, он может это сделать. Но не надо призывать к чему-то. Ведь за каждое свое действие нужно отвечать.

— Есть предубеждение, что спортсмены плохо учатся в школе, поэтому после карьеры их ничего хорошего не ждет. Как относитесь к этому стереотипу, и насколько вам в жизни помогало звание олимпийского чемпиона?

«
 Учиться нужно не для учителей или родителей, а для себя. Потому что в жизни бывает всякое. Спортивная карьера короткая, и мы быстро ее проживаем. А что дальше? Поэтому в 22 года ты должен думать, что будешь делать в 32. Я бы посоветовал учиться, учиться и еще раз учиться. Однозначно нужно заниматься спортом. Не будет большого спортсмена, будет здоровье. Физкультура останется. Человек будет подготовлен, с характером. Я никогда не пользовался званием олимпийского чемпиона. Никогда ничего не требовал. Куда бы я ни приходил, представлялся, что просто гражданин, обычный человек.

 Насколько нынешняя СЕХА-Лига интересна? Какова там конкуренция?

— Этот турнир очень важен для двух стран. На уровне федераций мы приложили очень много усилий, чтобы его перезапустить. Ему нужно дать продолжение. Это важно для команд: для СКА, Бреста, Могилева, Гомеля. Это колоссальный опыт, который они приобретают.

— Оцените уровень современного гандбола. Почему нашей сборной пока не удается попасть на Олимпиаду?

— На Олимпийские игры попадает 12 команд. Одна из них — хозяйка, то есть остается 11 мест. Даже если мы сегодня находимся в десятке лучших, попасть туда очень сложно. Каждый раз на площадке происходит борьба. Проходят сильнейшие. К сожалению, мы проигрываем ту или иную игру, а один матч не показывает функциональной готовности или всего того, что мы делаем для гандбола. У нас очень хорошая команда, и рано или поздно добьемся результата.

— Переносите ли вы какие-то спортивные принципы на работу в коллективе?

— Спорт мне помог стать таким, какой я есть сегодня. Потому что, когда сложно, нужно иметь характер, выдержку и терпение, чтобы что-то сохранить. Иногда паника излишняя. За счет характера сегодня выживаю.
Автор: Елена Горельчик

Поделиться