Александр Каршакевич сказал, что если заново родиться, сделал бы то же самое

Александр Каршакевич: "Если заново родиться, сделал бы то же самое"

Легендарный Каршак вспомнил молодость
Белорусский гандбол остаётся и в 21 веке грозной силой среди игровых видов спорта на международной арене. Жаль, проявить себя нашим клубам вот уже больше года не дают политически-мотивированные санкции. Будем надеяться, что недавние рекомендации МОК всё же возымеют действие и ситуация нормализуется — нашему спортивному комьюнити не придётся жить лишь воспоминаниями. Да, вспомнить есть что. История учит, что подобная дискриминация в спорте до добра не доводит. Кстати, гандбольная легенда, причём планетарного масштаба, Александр Каршакевич в своё время на себе ощутил, что такое бойкот Олимпиады и что значит побеждать в Кубке Европейских чемпионов! Sport5.by пообщался с Александром Владимировичем на эти темы, а поводом для связи стал день рождения легендарного гандболиста — на минувшей неделе ему исполнилось 64 года! Перед прочтением интервью можно посмотреть, как ярко играл Каршак.

— Александр Владимирович, время бесценно. Спасибо, что нашли час для нашего интервью!

— Ради такого дела не жалко (смеется).

— Отлично, тогда сразу к делу. В 80-х годах прошлого столетия СКА шесть раз становился чемпионом, ЦСКА — три: задумывались ли сами, за счёт чего относительно небольшой Минск долгое время обыгрывал главный клуб Москвы и СССР?

— Думал, да. У них никогда не было полусреднего левши, а у нас появился Александр Тучкин, что, наверное, бывает раз в сто лет. Команда собралась уникальная. Тогда и в Запорожье, и в Каунасе, и Тбилиси собрали сильные команды, в принципе высшая лига была мощная. Обыграем ЦСКА или ЗТР, а в матче против Львова споткнёмся…. Перелёты были регулярные, если это Астрахань или Челябинск, а если Москва, то вообще поездом добирались. Раньше не было чартеров. Билеты покупались заранее. Нашу команду всегда узнавали, особенно в Минске. Автографы до сих пор берут. Но при этом у нас не было баснословных заплат: 150-200 рублей. Я, как игрок сборной, получал чуть больше: 250 сначала, потом 300. Но всё равно это не сравнится с зарплатами футболистов: в минском Динамо имели по 800, 900, 1000 рублей.

photo_2023-04-07_16-13-33.jpg

— А за золотые медали Олимпиады в Сеуле большие призовые получили?

— Да, тогда начали выплаты давать в долларах и прямо там: в олимпийской деревне 3000$, по-моему, начислили. Что купил, не помню. Деньги расходились сами по себе.

— Интересно, а как в вашей жизни появился гандбол ?

— В школе начал заниматься гандболом, с 4-го класса, тогда в Беларуси внедряли новый вид спорта, поэтому просматривали многих, секция открылась в 93-й школе. Туда пришёл первый мой тренер: Брицко Аркадий Александрович. На первой тренировке было 40 человек, осталось двое: я и Леня Гусько. Футболом до этого занимался год у Михаила Мустыгина, но всё же больше мне понравился гандбол.

— Говорят, вы первым придумали и активно использовали бросок "с подкруткой". Это правда?
«
— Я её где-то увидел, не помню где, но этот элемент я модернизировал. Поэтому будем считать, что подкрутка моя. Технически этот момент зависит от безымянного пальца: в какую сторону подкрутить. Конечно, ещё и природа мне здесь помогла. Не могу назвать себя лучшим игроком тех времён, но в газетах, отзывах так писали, значит, был. А вообще скромность украшает человека. Была как-то звёздная болезнь: играли Кубок Союза у нас дома — это было после золотого чемпионата мира 1982 года — и Спартак Миронович посадил меня на трибуну … Выиграли без меня, и после этого табу на звёздную болезнь. Спартак Петрович — хороший педагог.

5.jpg

 Каким был распад Советского союза? Это стало катастрофой лично для вас?

— Это момент политический, политика — это политика, мы там ничего не решали. А когда распад произошёл, я был уже в Германии, играл за клуб "Хюрт", поэтому видел всё по телевизору. Было тяжело, что мы уже не сможем выступать вместе: не будет противостояния с ЦСКА, Запорожьем, Литвой, Грузией — вот в этом плане был осадок, тяжеловато воспринималось.

— Вы выигрывали золото чемпионата мира в ФРГ. Увидев, как жили тогда там немцы, впечатлились и решили, что из СКА перейдёте в клуб именно из этой страны?

— Нет, тут нет связи. Это стечение обстоятельств. Был такой гандбольный функционер, Герд Буцек, он и нашёл варианты в Германии и для меня, и для Тучкина и для Юрия Шевцова. Там, конечно, зарплата в разы больше была. Но оставаться за границей лично мне после завершения карьеры вообще не хотелось. Я очень люблю Беларусь, Минск, поэтому вернулся домой. Я бы там, наверное, не смог...

— А была ли возможность ещё в СССР переехать в Москву, например?

— В Москву мне предлагали переехать, да. Предоставляли там трёхкомнатную квартиру и "Волгу", но я отказался. Хотя тогда Москва доминировала: она забирала любого игрока, которого захотела. И, как говорится, если выбор пал на тебя, то в течение 24 часов ты должен прибыть туда. Но, по слухам, руководство наше договорилось, чтобы ЦСКА игрока СКА-Минск не трогало. Только если сами гандболисты из Минска захотят переехать... В этом случае мог случиться переход в стан армейцев Москвы.

— Наверное, боялись игровую "химию" нарушить?

— Может. Но, по моему мнению, забирать лучших — это просто некрасиво….

— Что касается отдыха... Как можно было переключиться с гандбола, с той тяжёлой физической работы на тренировках?

— Да, мы были не святые, где-то после соревнований могли нарушить режим. Но чтобы во время... Никогда такого не было. Спартак Петрович, кстати, с нами в баню всегда ходил, парил игроков. Это неотъемлемая часть работы Мироновича. Отпусков тогда не давали долгих: две недели, максимум 20 дней. Но в конце уже тянуло на площадку. На сборах в "Стайках" тренировки вообще трёхразовые! Миронович как-то возил нас на южные сборы, на песок. Так там история весёлая получилась: шли мы с тренировки и не видели, что сзади Спартак Петрович … Говорим, что так надоели эти тренировки, а там их вообще было четыре. Миронович издалека: "Я бы пять вам дал, да вы же есть не будете успевать…"

3.jpg

 А правда, что вы были любимчиком у Мироновича?

— Так говорят, но, чтобы он гладил меня по голове, такого, понятно, не было. Но, признаюсь, где-то на тренировке сачковал порой, как без этого? (смеётся)

— Сколько в Каршакевиче-гандболисте таланта, а сколько "пахоты", уж извините за сленг?

— Я бы сказал 50 на 50. Да, талант у меня был, но только на нём на таком уровне не выедешь, "пахали" мы очень прилично. Да, здоровья много ушло, и некоторые игроки мне сейчас говорят: "Вот вы, Александр Владимирович, олимпийский чемпион, но сейчас ходите, хромаете … Стоило ли это того?!" Я отвечаю, что стоило! И если бы заново родился, то сделал бы то же самое.

— Знаю, что не так часто вы встречаетесь с золотым поколением минского СКА. Устали друг от друга?

— Почему устали? Да, разъехались все, но на юбилей какой-нибудь стараемся собраться. Здесь всё просто.

2.jpg

— Вопрос об отстранении нашего гандбола от международной арены: насколько переживаете за свою любимую игру, откатится ли сборная Беларуси в своих результатах?

«
— Конечно, переживаю за парней, тренеров. Ведь век атлета не долгий, а вершина карьеры — всё же это Олимпийские игры. Туда отобраться надо, а из-за отстранения у сборной Беларуси уже не получилось… Цикл пропущен. Мы были в подобной ситуации, когда в ответ на бойкот Олимпиады в Москве, наша сборная не поехала на Игры в Лос-Анджелес. И для ряда гандболистов тогда закончилась спортивная жизнь. Слёз тогда, понятно, не было, пошли дальше тренироваться. Но неприятно. Сегодня мы играем против россиян — это здорово, но нужны другие команды, чтобы видели прогресс….Верю, что скоро нормализуется ситуация.

— К делам внутренней арены. Сегодня СКА — победитель "регулярки" в нынешнем сезоне. За счёт чего удалось обойти Брест?

— За счёт того, что нет в команде легионеров (смеётся). Это шутка. На самом деле за счёт того, что те парни, которые три-четыре года назад пришли в главную команду, возмужали, выросли. Конечно, для минчан нововведение с плей-офф — минус, потому что плей-офф — это совсем другие соревнования….Это можно сравнить с играми первенства страны и Кубка Беларуси: два разных турнира. Так и здесь. Но всё же повторюсь, наши юные звёздочки уже набрались опыта и настраивать их на игры против "Бреста" так же, как и против ЦСКА в СЕХА-лиге, не нужно уже. Они всё сами понимают. Я, кстати, не удивлён, что наши парни вышли в "финал четырёх" этого турнира.

— Кто сегодня самая яркая звезда белорусского гандбола?

— Назову три фамилии: Артём Королек, Никита Вайлупов, Владислав Кулеш.

— За счёт чего СКА удаётся выпускать таких ярких игроков?

— Работают хорошо тренеры. Не бывает такого: пришёл, заиграл, уехал. Тренировки, тренировки и, конечно, талант от природы.

4.jpg

— И в завершении… Наверняка слышали о рекомендациях МОК по допуску белорусов и россиян на международную арену, что думаете?

— Без гимна, без флага ехать? Это что получается: мы какая-то нейтральная страна что ли, а не суверенная Беларусь?! Но решать будут люди, которые стоят выше. Безусловно, когда ты на пьедестале почёта и не слышишь свой гимн — это, разумеется, нехорошо. Если допускают, моё мнение, надо ехать по-любому, участвовать просто необходимо.
Автор: Станислав Липский

Поделиться