Состав БАТЭ в прошедшем межсезонье пополнил бельгийский нападающий Ибрахим Каргбо. За своими плечами легионер "желто-синих" имеет множество интересных поворотов: академия "Кристал Пэлас", выступление в еврокубках, семейная драма с договорными матчами и тяжелая травма, которая и привела игрока сначала в стан могилевского "Днепра", а потом и его нынешнего клуба. Sport5.by пообщался с Каргбо и узнал много интересного о бельгийском футболе и степени развития высшей лиги в сравнении с европейскими лигами.
— Вы сыграли в Молодечно во время снегопада. Насколько сложно было одержать победу в том матче?
— Да, это была действительно сложная встреча.
Тяжело играть в таких условиях, особенно когда вы не можете нормально видеть мяч и своих партнеров по команде. Мы допустили много ошибок, которые, очевидно, при лучших условиях, не произошли бы.
Думаю, что обе команды очень хорошо справились, чтобы продолжать игру в таких плохих условиях. БАТЭ боролся до конца и завоевал три очка, что для нас очень хорошо. Но и игроки "Молодечно" также здорово выступили.
— Не было никаких шуток в раздевался на тему погоды?
— Нет-нет. Иногда такое случается, нам просто нужно было адаптироваться к условиям. Бывает, условия могут все усложнять, но и мы не ехали туда, чтобы обращать внимание на погоду.
Важно было думать о победе, потому что это было нашей целью всю прошлую неделю — поехать туда и набрать три очка. Мы не думали о погоде. Это сложно, но мы прошли через это и одержали важную победу.
— БАТЭ хорошо начал чемпионат и сейчас находится на третьем месте. Как бы вы оценили первые игры чемпионата?
— Я согласен, мы хорошо стартовали. Все это пришло из предсезонки.
Если вы проследите за нашей предсезонной подготовкой, то мы действительно хорошо подготовились и достойно сыграли в товарищеских матчах. Мне кажется, это то, что мотивировало нас. И, очевидно, игра в России против "Зенита" тоже добавила мотивации клубу. Первые три поединка чемпионата были показательными для нашей команды.
— Вы присоединились к БАТЭ в зимнее трансферное окно. Ваш агент сказал, что это трансфер не ради денег, а ради побед на футбольном поле и достижения результатов. Что вы можете сказать о своем переходе в команду? Что вас в этом привлекло?
— Действительно, я не особо сосредоточен на финансовой стороне, потому что сейчас это не моя цель — приехать сюда за зарплатой. Моя главная миссия — помочь клубу, ведь всем очевидно, что БАТЭ — это отличная команда.
Быть тут — это большое достижение для меня. Мы все будем работать над тем, чтобы вернуть команду на те позиции, где они были раньше, и завоевать еще больше трофеев. Ведь также это может помочь и моей карьере.
— Поговорим немного о вашей карьере. Ваш отец также был известным футболистом из Сьерра-Леоне, был капитаном национальной сборной по футболу. Можно ли сказать, что ваша карьера как футболиста была предопределена?
— Может быть, но у меня свой путь. В моей карьере были взлеты и падения, а также достаточно прекрасные моменты. Быть частью юношеских сборных Бельгии и играть за киевское "Динамо" — это действительно здорово. Но травмы немного отбросили меня назад, теперь я возвращаюсь в форму и чувствую себя более счастливым, чем раньше.
Матчи с БАТЭ помогают мне снова повышать свои амбиции. Я счастлив быть здесь. Уже не думаю о прошлом. Теперь нужно просто мыслить позитивно и сосредоточиться на будущем.
— Вашего отца отстранили от футбола в 2019-м году из-за подозрения в организации договорных матчей. Как думаете, насколько это справедливо?
— Эта ситуация была очень тяжелой для моего отца и для всей нашей семьи. Это то, чего он никак не ожидал от своих людей, он был невиновен и ничего не сделал, даже не думал, что с ним такое может случиться.
Знаете, мой отец всегда был профессионалом, всегда боролся за страну. Он сделал много хороших вещей и вне футбола, он всегда был рядом с людьми, и люди в моей стране любят его.
Для него получить это обвинение было душераздирающим событием. А это также ранит и его семью.
— Вы — воспитанник "Кристал Пэласа". Расскажите, как Вы попали в Англию? Как там тренируют молодых футболистов?
— Я начинал свою карьеру в Бельгии, в Беерсхоте. В то время меня считали вундеркиндом, так что появилась возможность перейти в какой-нибудь английский клуб, например, в "Кристал Пэлас".
Там тебе приходится адаптироваться к более техничной среде, где много игры низом, единоборств и длинных передач. Если сейчас ты можешь играть в Беларуси, это значит, что можешь в принципе играть в любом другом чемпионате, поскольку в Англии смог адаптироваться к техническим особенностям.
Футбол также зависит от физической подготовки. Играя в Англии, я привык к технической стороне игры. Я хочу играть в футбол, сейчас я в Беларуси, раньше работал в Украине, и опыт академии "Пэлас" помогает мне иметь два полезных актива — техническая и физическая подготовка. Это то, чему я рад.
В "Кристал Пэлас" я также играл и тренировался с первой командой, но у меня не было возможности сыграть в официальном матче, поскольку нужные бумаги не пришли вовремя. Поэтому мне пришлось продолжить карьеру в Бельгии.
— Во времена "Кристал Пэлас" вы сказали, что хотели бы попробовать сыграть за взрослую сборную Бельгии, а не за Сьерра-Леоне, как ваш отец. Что вы сейчас думаете о выборе национальной сборной? Может быть, вы передумали?
— Да. Я уже поговорил с отцом на эту тему. Во время обвинений в договорных матчах он заявил, что его сын никогда не сыграет за Сьерра-Леоне, и может быть, по этой причине они меня не вызывали ранее. Но теперь все в порядке: мой отец их простил и сказал, что могу сыграть за национальную команду.
Так что теперь просто жду вызова в Сьерра-Леоне или Бельгию. Кто бы ни пришел первым, я приму приглашение, никаких проблем. В Бельгии я выступал за юношеские сборные, но при этом Сьерра-Леоне — это и моя страна тоже.
— Какие впечатления остаются после посещения футбольных матчей в Англии?
— Могу сказать, что между Англией и Беларусью нет особой разницы. Когда ты находишься в профессиональном клубе, то все во многом одно и то же. Разница чувствуется, только если выступаешь за клуб из низших лиг или вроде того.
Отличается только атмосфера. В Англии толпы фанатов и зрителей на играх. Также там поля лучшего качества.
— Кто самый известный футболист из тех, которого вы встречали в Англии?
— Я встречался со многими известными футболистами: Заа, Боласи, Азар, Лукаку, Эссьен. Были и те, кто играют в АПЛ до сих пор: Чалоба, Санчо, Хадсон-Одои и Фоден.
Вне поля мы были друзьями, однако я играл против них и забивал их командам. Так что они знают, на что я способен.
— В Бельгии вы защищали цвета "Льерса", где сейчас играет белорус Максим Киреев. Насколько это хороший клуб для профессионального роста?
— Определенно, это очень хороший вариант для развития. Поле игры там я перебрался в "Динамо".
В этой команде тренерский штаб нацелен на то, чтобы работать с талантливыми игроками. К тому же, когда ты играешь в бельгийском чемпионате, у тебя возникает много возможностей поехать за границу: много скаутов присутствует на матчах. Команда еще в 90-е годы играла в Лиге Европы, так что я бы сказал, что "Льерс" — действительно хороший выбор.
Думаю, что Максим должен продолжать то, что он делает на футбольном поле, а также усердно работать. Тогда он получит свой шанс и сможет сделать шаг вперед.
— После этого сезона Киреев перейдет в "Виллем II" из Эредивизи...
— Я знаю эту команду! Мой отец выступал за них.
— В Украине вы играли за "Динамо Киев" и "Олимпик". Чем запомнился этот период вашей карьеры?
— Можно сказать, что это был один из лучших ее периодов. Играл в одной из лучших команд страны, выступал в еврокубках. В таких условиях можно быстро вырасти как футболист.
Когда я приехал туда, я был совсем молодым парнем. Тогда в команде было много сильных игроков, которые сейчас играют в более высоких соревнованиях, тот же Виктор Цыганков. Для 18-летнего футболиста быть в такой команде — это привилегия. Это было как мечта, ставшая реальностью.
В то время все складывалось позитивно, пока не получил травму. Это немного подавляло меня морально и физически. Пришлось много работать, чтобы вернуться к тому уровню, на котором я сейчас нахожусь.
— После ухода из "Динамо" у вас в карьере было много клубов, однако за большинство из них не удалось сыграть и десяти матчей. Дело исключительно в травме?
— Я бы не сказал, что дело только в травме. Уходы из других команд были не столько моим решением.
Очевидно, когда есть тренер, который верит в тебя, порой приходится посидеть на скамейке запасных. Может быть, когда я переходил в те клубы, это было неподходящее время для меня. Когда команда уже укомплектована, а потом приходит новый игрок, то ему бывает довольно сложно приспособиться к игре партнеров. Мне просто нужно было ждать своего шанса, и всякий раз, когда он появлялся, я старался им воспользоваться.
Иногда одноклубники мне помогали — и я играл хорошо. А затем в следующих играх уже занимаю место на скамейке запасных. Так было всегда в моей карьере. В последних матчах за БАТЭ случалось то же самое. Мне кажется, в игре с "Ислочью" (0:1) я действительно хорошо смотрелся, хоть, к сожалению, и не смог забить. Но чувствовал, что этот момент приближается. Чтобы войти в игровой ритм, мне нужно играть.
Даже я задаю себе тот же вопрос: что происходит? Почему я никогда не играю стабильно? Если первый матч я играю, а следующую сижу в запасе, то постоянство не приходит. Это то, чего мне не хватало в последние несколько лет, и я действительно не знаю, что за этим стоит. Была ли проблема во мне или в чем-нибудь еще — даже не могу сказать.
Как можно увидеть в моем резюме, я не забиваю голы, потому что у меня нет последовательности. Игру нападающего можно оценивать, если он отыграет не меньше 25 матчей, а не пять или шесть, как было в моем случае. Возможно, поэтому во многих клубах меня так строго судили. Они думают: "Этот игрок слабый, потому что он не забивает". Но они не знают, что стоит за этой ситуацией. Почему я не забивал? Потому что, как сказал ранее, я отыграл один матч в основе, а затем следующий выход на поле у меня был только через две или три недели. Другие нападающие проводят по 30 матчей, в которых забивают пять или шесть голов, а у меня всего пять или шесть поединков, и потом говорят, что они лучше меня. Но я так не считаю: дайте мне сыграть столько же, и тогда мы посмотрим, кто из нас лучше.
Мне нужен стабильный сезон, и именно поэтому я решил перейти в БАТЭ. Верю, что смогу помочь команде осуществить ее мечту, а она сможет помочь мне наладить свою карьеру с точки зрения результативности. И у меня, и у клуба есть амбиции. Если это сработает для нас обоих, то это очень сильно поможет.
— Среди команд до перехода в Беларусь был и "Целе" с Иваном Маевским. Что о нем скажете?
— Он отличный парень! Знаю, что он сейчас работает в тренерском штабе команды.
Еще Иван действительно хороший игрок. Он помог мне адаптироваться, когда я только пришел в клуб. Первое время иностранцу без знания языка особенно сложно, но быть с Иваном в одной команде было большим везением для меня. Он опытный футболист, и многие игроки смотрели на него снизу вверх из-за его профессионализма. Все, что он делает, он делает со страстью и на все 100 процентов.
Часто общался с Маевским, если возникали какие-то проблемы, и он всегда был рядом, чтобы помочь мне.
— В прошлом году вы впервые оказались в Беларуси в качестве футболиста могилевского "Днепра". Почему решились на этот трансфер?
— Тогда я мало знал о Могилеве, однако мой агент говорил, что это будет хорошим вариантом для развития карьеры. Мне было нужно восстановиться после долгого отсутствия на поле.
Не задумывался о вопросах с финансами: как молодой игрок знаю, что, если много играть, это все это к тебе придет. Хотел помочь клубу добиться высоких результатов, но у нас не все получилось. "Днепр-Могилев" — отличный клуб, не могу сказать ничего плохого о них. Когда мне пришлось покинуть команду, то все равно продолжал следить за ними. До сих пор смотрю некоторые их игры, ведь они приняли меня как своего, несмотря на то, что я иностранец. Было очень приятно находиться среди таких людей.
Для меня белорусы — очень милые люди. Когда только приехал сюда, то был очень счастлив и чувствовал себя как дома. Во времена матчей за "Днепр" всегда старался выкладываться во время игр и на тренировках.
Даже сейчас, когда тренируюсь с БАТЭ, чувствую то же самое, потому что знаю, что местные очень добры ко мне, и единственное, что я могу им дать — это моя тяжелая работа, ведь они также помогают мне вернуться. Уверен, что белорусский футбол еще увидит Ибрахима Каргбо таким, каким он был раньше.
— Однако "Днепр" занял предпоследнее место и не смог остаться в высшей лиге. Почему так случилось?
— Думаю, это связано с тем, что команда раскололась во втором круге чемпионата.
Если в вашей команде есть определенные ключевые игроки — допустим, это Месси и Роналду, — а затем они покидают клуб, после этого чего-то не хватает. "Днепр" был хорошей командой, у нас были сильные футболисты. Мы давали бой другим командам: тому же "Динамо-Минск", "Неману" или "Гомелю" было сложно действовать против нас. Для клуба, выступавшего год назад во втором дивизионе, мы играли неплохо, просто порой не везло с реализацией, затем через некоторое время у нас начали уходить игроки: тот же трансфер Бони Амиана в "Динамо".
Такая ситуация плохо влияет на команду, на мотивацию игроков. Думаю, что это немного повлияло и на меня в том числе. При таких условиях "Днепру" было тяжело найти тренера и футболистов, которые отдадут за клуб все силы на поле. Если вы вначале строите хорошую команду, то нужно сохранить это и до самого конца сезона.
— Ранее БАТЭ был гегемоном белорусского футбола, играл на групповой стадии Лиги чемпионов. Надеетесь помочь вернуть команде былое величие?
— Конечно! Это не только моя цель, но и цель всех причастных к клубу. С БАТЭ мне хочется подняться выше, сыграть в Лиге чемпионов, Лиге конференций или Лиге Европы, ведь это моя мечта. И быть сейчас здесь — это значит работать над нашей совместной мечтой.
У команды есть все необходимые качества: есть футболисты, которые могут брать игру на себя и добиваться нужного результата. Есть и тренер, который также является хорошим наставником и действительно работает с нами. Когда мы тренируемся, то полностью отдаемся делу, наш тренер такое любит. Все на поле должно двигаться быстро.
Мы все очень любим побеждать и просто ненавидим проигрывать. Когда команда уступает, то порой не разговариваем друг с другом почти два или три часа. Это выражается не только в матчах, даже в мелочах. Когда мы играли с "Зенитом" (0:5), то настраивались на победу, или хотя бы на минимальное поражение. Мы вышли на поле и выложились по полной, но, к сожалению, еще не были готовы к команде такого уровня. Нам нужно больше времени, мы играем новым составом.
Если мы снова сыграем с "Зенитом" в конце сезона, уверен, что этот результат не повторится. Может быть, мы даже сможем победить. Дайте нам несколько месяцев и мы в полной мере начнем работать как команда. Тогда, думаю, всем белорусам понравится, как БАТЭ играет в футбол.
— Какие впечатления остались после посещения "Газпром-Арены"?
— Мы все были поражены: было такое ощущение, что это один из матчей Лиги чемпионов. Ты находишься на стадионе, где тысячи зрителей, играет музыка, хорошее поле, все потрясающе. Просто стать частью этого праздника — большой опыт для игроков.
Мы даже когда ходили по стадиону, то улыбались и фотографировались. БАТЭ ехал в Петербург не только играть, но и учиться. Все увидели, что мы можем сделать, чтобы улучшить результаты. Наша цель — выиграть чемпионат, а не одолеть "Зенит" в спарринге.
Как отреагировали на поражение? Возвращаясь в раздевалку, мы были недовольны, но руководство и тренерский штаб были настроены позитивно. Мы в целом позитивная команда. В коллективе хорошая атмосфера, все улыбаются. На тренировках хорошее настроение. После поражения от "Ислочи" мы сохранили хороший настрой и добыли победу.
— Сейчас главным тренером БАТЭ является Иван Мигаль. Как оцените его методы работы?
— Он действительно хороший тренер, который знает, как работать с молодыми игроками. Но при этом он достаточно требователен к своим подопечным.
Очевидно, что он хочет лучшего для команды. Для Мигаля в игре важно, чтобы все было быстро, красиво и четко. При нем никто не стоит на месте: все должны быть в движении. Даже после тренировок он говорит нам: "Ребята, а сейчас идите в массажный кабинет. Приготовьтесь, завтра будет новый день, и мы снова будем усердно работать". Для тренера важно, чтобы мы и за пределами поля оставались профессионалами.
Иван Геннадьевич детально разбирает видеозаписи с нашими матчами, и в такие моменты может позвать к себе и дать совет, например: "Ибрахим, может быть, в следующей игре тебе нужно будет сделать этот забег или это движение". На общем командном собрании есть что-то похожее: "Ибрахим, что тебе нужно сделать как нападающему, когда мяч у левого защитника или когда мяч у полузащитника?". Он задаст мне этот вопрос, и я должен сказать ему перед всеми игроками, как действовать. Тренер хочет увидеть, понимаем ли мы, что нужно делать на своей позиции прежде, чем выйдем на поле.
В этом плане он уже не просто тренер, а, можно сказать, наш учитель. Иван Геннадьевич — действительно приятный человек, с которым многие игроки любят работать. И он также относится к нам больше, чем к просто футболистам, следит за тем, чтобы на выезде высыпались и хорошо питались. Для меня он настоящий пример для подражания.
— У вас большой футбольный опыт выступлений в европейских лигах. Как на этом фоне оцените белорусский чемпионат?
— С моей точки зрения, чемпионат Беларуси — это лига хорошего уровня. Как я уже говорил, если ты можешь играть здесь в футбол, то потом есть шанс проявить себя в любом европейском чемпионате. После двух или трех сезонов здесь можно переходить в клубы Кипра или Германии, и там играть не будет очень сложно, поскольку в Беларуси ты уже обрел физическую форму и опыт игры в сложных условиях.
Если ты техничный футболист, но слабо развит физически, то в Беларуси будет сложно адаптироваться, нужно владеть обоими компонентами. По этой причине в высшей лиге не так много бразильцев — им нужно больше пространства, чтобы проявить свои навыки. Но в силовой борьбе они часто уступают местным футболистам.
Можно вспомнить и Трофима Мельниченко — он очень быстро адаптировался к португальскому чемпионату, поскольку прошел через хорошую физподготовку. Это уже есть в его системе игры. И плюс, он достаточно техничен. Наличие этих двух активов поможет ему достичь своих целей в "Порту".
— В целом, какова ваша главная цель в карьере?
— Здесь нужно быть реалистами. Моя цель — качественно играть в футбол, и я чувствую, что иду по правильному пути
Если смогу помочь БАТЭ выйти в групповой этап или квалификацию еврокубка, то смогу сказать, что моя цель осуществилась. Когда я мог играть в матчах тех турниров, для меня это был сон наяву, и сейчас после травмы есть шанс снова вернуться в эту мечту. Нужно продолжать работать над собой и быть в числе лучших нападающих, — порассуждал футболист.
Напомним, после четырех матчей "желто-синие" с семью баллами в активе идут на четвертом месте в турнирной таблице высшей лиги.