Защитник "МЛ Витебск" Захар Волков дал обстоятельное интервью sport5.by, в котором рассказал о возвращении на Родину, вспомнил период в БАТЭ и собственную дисквалификацию, порассуждал о перспективах Гончаренко и Шпилевского.
Обстоятельный разговор с игроком "букмекеров".
Вернулись домой и я счастлив
— Захар, для начала скажи, пожалуйста, почему ты вернулся домой?
— Был в России в клубах, в которых все было не очень стабильно, в плане зарплаты, да и не только. Да и в принципе, по дому соскучился, поэтому и вернулся, за стабильностью.
— Неужели не было предложений из России?
— Предложения были, но все они поверхностные, а конкретно вышел только "МЛ Витебск". Сидели с женой, долго думали, и решили, что все складывается так, как и должно. Наконец-то вернулись домой и я счастлив быть в этой команде!
— Захар, ты один из лучших защитников в нашем чемпионате, почему на последнем УТС сборной тебя не было?
— Вопрос немного провокационный… Но, это надо вам у главного тренера сборной спросить. Я тренируюсь, работаю, стараюсь… Всё, что от меняя зависит, я делаю. Возможно, есть какие-то обстоятельства… Но я эту ситуацию комментировать не буду…
— У тебя по этому поводу было какое-то общение с Карлосом Алосом или представителями его тренерского штаба?
— Нет, личных контактов у нас не было.
— Ты стабильно хорошо выступаешь в составе лидера чемпионата, самому не обидно?
— Скажем так, это часть нашей работы… Говорю же, все что зависит от меня, я делаю. Может у людей другая какая-то информация или другие задачи. Я не могу принимать решения и говорить за другого человека. Буду доказывать действиями на поле, что могу приносить пользу сборной, а играть за нее я конечно хочу!
— То есть, выступать за главную команду страны у тебя желание есть?
— Конечно!
Анатолий Капский был человеком другого уровня
— Давай про БАТЭ поговорим, все же для многих ты именно с этим клубом ассоциируешься. С какими мыслями покидал Борисов два года назад?
— Уезжал с хорошими эмоциями, свое лучшее время я провел именно в БАТЭ — были чемпионами, завоевывали кубок, стабильно играли в еврокубках. Уважаю, ценю и люблю этот клуб. А уходил я на повышение, поэтому и эмоции были положительными, плюс клуб на этом заработал, все довольны!
— В БАТЭ не предлагали вернуться?
— (смеется)… Нет, такого точно не было.
— Грустно от того, что с командой происходит?
— Сейчас, конечно, грустно… Когда в Витебске играли против БАТЭ, по стадиону объявляли, кто за эту команду раньше выступал, вспомнили количество матчей, кубки, еврокубки… Даже дрожь по телу пошла…
Это был мой первый матч против БАТЭ после ухода. Жаль, конечно, что все именно так происходит, но я надеюсь, что время поменяется, люди поменяются и обязательно будут улучшения. Такое бывает, и не только с БАТЭ, но и с другими клубами. Главное правильно на это реагировать и все делать для исправления.
— А ты сейчас общаешься с Андреем Анатольевичем?
— Такого близкого общения нет. Но если увидимся, конечно, поговорим. Раньше поздравляли друг друга с победами, какими-то праздниками. Сейчас общения нет, но если надо и он мне может написать и я ему без проблем.
— Сильно он отличается от своего отца? Ты ведь застал Анатолия Анатольевича.
— Да, немного, но застал… Когда Анатолий Анатольевич звонил, ты подносил телефон к уху с дрожащей рукой, не знал, как правильно ответить.
Помню, травму получил, он сразу же набрал, сказал очень много приятных слов, пожелал скорейшего возвращения. После такого у тебя сразу крылья вырастают, ты берешь эту резинку и работаешь, забыв про любую боль! Он был человеком другого уровня, наверное, у Андрея Анатольевича пока нет такого статуса, его нужно заработать. Поэтому, к нему немного проще относятся, чем к отцу.
— Многие говорят, что одна из главных особенностей Капского-старшего — невероятное умение разбираться в людях, он ведь крайне редко допускал промахи в своих решениях. Как ты думаешь, увольнение Алексея Баги — это ключевая ошибка?
— Тяжело рассуждать спустя годы, но я бы, конечно, не увольнял. Да, мы заняли тогда второе место, но надо отдать должное Бресту, ребята очень хорошо выступили.
У них было всего одно поражение в чемпионате, а мы потеряли с "Гомелем", "Ислочью" очки, то есть там, где должны были набирать… Но я бы точно не убирал Алексея Анатольевича.
— Я думаю, это готов признать и сам Андрей Капский, но он ведь продолжает наступать на те же грабли. Это ведь влияет на команду, все эти частые тренерские перестановки?
— Конечно, все это влияет — сегодня один, завтра другой. У нас в "Химках" был период, когда за короткое время поменялись четыре тренера. Ты только начинаешь привыкать к требованиям одного, а уже следующий просит что-то другое. У каждого ведь свое виденье и понимание футбола.
Раньше в БАТЭ тренировали люди, которые играли за этот клуб и в нем же росли, сейчас все несколько иначе. Не знаю, очень сложно говорить, могу только и клубу, и Андрею Анатольевичу пожелать удачи и выйти из этой ситуации с высоко поднятой головой.
ФНЛ посильнее белорусской высшей лиги будет...
— Каким тебя вообще встретил наш чемпионат? Ты ведь помнишь другие времена, слабее он стал?
— Однозначно слабее стал. Раньше была намного выше конкуренция, сейчас все же больше молодых ребят. Тогда претендентов было больше: Брест, "Динамо-Минск", Жодино, БАТЭ.
Во всех командах играли мужики, которые делали разницу. Было больше хороших легионеров. Они есть и сейчас, но хочется большего. Соответственно и уровень сопротивления очень низкий. Да, когда играешь с верхушкой таблицы, настрой другой. Но что касается нижней части, тут нужно быть объективным — тяжеловато им…
— Про РПЛ даже спрашивать не буду, ФНЛ сильнее нашего чемпионата?
— Да, могу точно сказать, что ФНЛ посильнее будет. Эта лига отличается от РПЛ, там все же больше силовой борьбы, каких-то единоборств. РПЛ куда более техничная лига, там больше приходится работать головой.
В ФНЛ самоотдача и желание выходят на первый план, там тяжело со всеми командами. Эта лига сильнее нашего чемпионата.
— Не закрыл ты для себя еще эту дверь?
— Нет, конечно! Стараюсь, работаю, хочу достичь как можно лучшего результата, результата командного, мы хотим занять место как можно выше, а в конце сезона, может, и будут какие-то варианты.
— В РПЛ хочется или ФНЛ тоже как вариант?
— Конечно, хочется в РПЛ, но я же не знаю, как будут складываться обстоятельства и никто не знает. Сейчас сосредоточен на МЛ, а в конце сезона, если будут варианты, будем рассматривать и разговаривать с руководством. Тут ведь не только от меня все зависит.
— А условия финансовые там сильно отличаются?
— (улыбается) Конечно! В значительной степени, особенно с нашими лимитами… Это небо и земля, в ФНЛ премиальные больше, чем у нас зарплата.
— Еще один вопрос, который мы часто задаем. Белорусский клуб в РПЛ: надо это им и нам, или нет?
— Если честно, я никогда не погружался в эту тему, но думаю, что надо все оставить так, как есть сейчас (у них свой чемпионат, у нас- свой)…
— Развивать свой чемпионат?
— Конечно! Для команды в РПЛ нужен бюджет, условия. Мне кажется, мы должны вкладываться в свой чемпионат, подниматься как можно выше, чтобы показывать хорошие результаты в еврокубках.
Но, вообще, на эту тему можно рассуждать долго и ни к чему не прийти.
— Тем более, у нас ведь были и другие времена, когда две команды играли в группе…
— Да, и я думаю, тогда, десять лет назад, было сильно сложнее выйти в группу, чем сейчас, когда появился третий турнир.
В Витебске сейчас две команды, город реально проснулся, все бушует!
— Давай теперь про "МЛ Витебск"! Отлично у вас все складывается, чемпионство маячит на горизонте, но неужели изначально не было опасений?
— Если честно, вообще нет. Мы долго разговаривали перед подписанием контракта, в том числе с руководителем, и я ни разу не поймал себя на мысли, что это новичок высшей лиги.
Да, я прекрасно понимал куда я еду, понимал, что клуб строится, но меня это не смущало. Сейчас я очень рад, что мы двигаемся в правильном направлении.
— Условия на уровне?
— Условия отличные для нас созданы, тренировочный процесс очень хороший.
— Я понимаю, что после России тебя ничем не смутить, но игры "с колес" для тебя не проблема? Есть мнение от болельщиков, что "Молодечно" в том числе поэтому не обыграли.
— Мы и в Брест ездили в день матча! И ничего, обыграли. Это все идет от головы. Да, я люблю заезды, ты спокойно приезжаешь, отдыхаешь, получаешь возможность побыть наедине со своими мыслями. Дома у меня семья, дочка.
Я же ей не скажу — не трогай меня, папа к игре готовится. С дочкой поиграл, жене время уделил, с собачками погулял, в любом случае дома все по-другому. На заезде ты спокойно поужинал, сделал массаж и получаешь возможность настраиваться так, как ты хочешь. Но у всех свои методы.
— Есть мнение, что такое уверенное лидерство "МЛ Витебск" в нашем чемпионате, это чуть ли не приговор белорусскому футболу… Команду собрали полгода назад, а она идет к золоту. Что по этому поводу скажешь?
— Я наоборот, только за! Пусть люди приходят и вкладывают в футбол, чем выше конкуренция, тем интереснее всем. В Витебске сейчас две команды, город реально проснулся, все бушует! Мне друзья звонят, кто-то за МЛ, кто-то за "Витебск"!
У нас когда игра была, напряжение чувствовалось на протяжении всей недели! Я вышел на стадион родной… Смотришь, людей столько, атмосфера, настоящий праздник! Чем больше таких матчей, тем интереснее чемпионат.
— Я с тобой на сто процентов согласен, но имел ввиду несколько другое. Это ведь подчеркивает уровень лиги, Зайцеву понадобилось четыре года с бюджетом в десять миллионов.
— Сравнил! Тогда был БАТЭ! (смеется) Об этом не стоит забывать! Анатолий Анатольевич был жив! Там артиллерия была очень тяжелая, поэтому Брест и шел к успеху так долго. Сейчас все поменялось, да, есть "Динамо-Минск", но с тем БАТЭ я бы его не сравнивал. Борисов было очень тяжело отодвинуть.
Лисовский слишком добрый
— Кстати, раз уж мы вернулись к БАТЭ! Возможно Альшевского зря уволили?
— Вот по поводу Альшевского я сразу сказал, что это была большая ошибка! Да, мы тогда вылетели из еврокубков, но такое случается! Но у тебя еще есть чемпионат, можно выиграть его и стартовать в отборе Лиги Чемпионов!
Мне кажется Андрей Анатольевич погорячился, где-то опыта не хватило, эмоции сыграли. По моему мнению это ошибка была. Потому что, я думаю, мы бы довели тот чемпионат… И если возвращаться к игре против ЦСКА, тогда у нас не было из-за коронавируса Драгуна и Стасевича, двух ключевых игроков!
— Ну и, очевидно, плана Б не было, ведь тот сезон дорабатывал Лисовский…
— Мне кажется, Лисовский слишком добрый. Как второй тренер он идеально подходил. Главный может где-то вспылить, наговорить, а он наоборот, всегда все как бы тушил.
Он даже кричать, мне кажется, не умеет. А если даже он и будет кричать, ты не будешь это воспринимать всерьез. Думаю, этих качеств ему и не хватает для должности главного тренера.
Дисквалификация...
— Как тебе сегодня отзывается история с твоей дисквалификацией?
— Сейчас никак, но тогда она сыграла свою роль. Было много различных вариантов, но…
— То есть, где-то она твою карьеру притормозила?
— Да, выходили многие клубы, разговаривали. Я думаю, если бы не та история, я мог бы попробовать свои силы где-нибудь повыше.
— Еще и возраст был практически идеальный…
— Да, ошибка молодости, что тут сказать. Через это, значит, мне надо было пройти.
— А чем ты вообще занимал то время, которое находился вне футбола?
— У меня в то время как раз дочка родилась, поэтому тренировался, старался.
Отдаю должное жене, она все это видела, очень помогала, потому что часто просто впадал в депрессию. Очень тяжелое время, если бы не дочка, было бы еще тяжелее, а так дома хотя бы переключался.
Это самое страшное, когда ты лишаешься любимого дела из-за своих ошибок.
— У тебя в этот момент не было контракта с БАТЭ?
— Нет, почему, у меня был контракт, просто БАТЭ мне урезал зарплату на тридцать процентов и я продолжал тренироваться.
— Ага, то есть они тебя не бросили в этой ситуации?
— Нет, не бросили, они сказали, что мы в любом случае с тобой. Зарплату немного урезали, и я продолжал тренироваться.
— Андрей Анатольевич поступил благородно в этой ситуации…
— Да, однозначно, это был хороший поступок с его стороны! Но, может, если бы я был какой-нибудь ноунейм, мне бы сказали спасибо и до свидания! (смеется).
Я же ведь тоже, своей работой доказал, что нужен БАТЭ. И уже затем, когда отбыл дисквалификацию, отыграл пять матчей и уехал за деньги в другой клуб.
— То есть ты им все в итоге вернул?
— Хахаха, можно сказать и так, еще должны остались. Это шутка, конечно. Андрей Анатольевич совершил очень хороший поступок по отношению ко мне. Я очень благодарен ему, что в сложную минуту он протянул мне руку помощи.
— Была надежда, что обойдется без дисквалификации?
— Нет, сразу понял, что этого не избежать… Я просто очень боялся лишиться футбола на длительный промежуток времени или лишиться его на совсем.
Много, конечно, было негативных мыслей, жене все приходилось выслушивать. Прошел этот этап и, если честно, даже вспоминать его не хочется… Зато сейчас наслаждаюсь каждым днем.
— Ну, как видишь, не все усвоили твой урок, из-за подобных вещей у нас целые клубы пропадают, причем, не последние.
— Да, дураки учатся на своих ошибках.
— Что скажешь по поводу методов работы Александра Шагойко?
— За Саныча говорит результат! Хороший, очень амбициозный тренер, хочет побеждать в абсолютно каждой игре. Слушаемся его строго, выполняем все требования и добиваемся хорошего результата. Плохого про него точно ничего сказать не могу!
Дает играть, дает волю футболистам, поэтому и дышится легче и играется проще. Он не запрещает тебе делать то, что ты хочешь, и даже за ошибки не ругает. А есть тренеры, которые тебя за ошибку могут посадить на скамейку, и ты забудешь, что такое футбол.
Нижний... Гончаренко... Шпилевский... Агенты...
— Кстати, один белорусский тренер сменил другого в Нижнем Новгороде!
— Ну да, случился там "чейндж" легенький… (смеется).
— Виктор Михайлович все? Два раза наступать на одни и те же грабли, такое может похоронить карьеру...
— Нуууу, не знаю, честно…
— Не успевает за современными веяниями?
— Что-то у Михайловича не пошло, зато сейчас будет время все обдумать. Возможно, действительно, что-то нужно поменять.
— А со Шпилевским ты не знаком?
— Нет, лично нет.
— Как тебе его решения возглавить Нижний?
— Новый вызов для него. И в Казахстане, и на Кипре он возглавлял команды, которые решали другие задачи, находились вверху турнирной таблицы.
Нижняя часть таблицы — это чуть-чуть другое. Интересно будет посмотреть, как у него пойдет в России, все-таки это другой чемпионат, другая игра. Я думаю, что ему самому будет интересно.
— В России ведь хватает и вещей околофутбольных, я про различные игры агентов сейчас говорю. Ты ведь с этим тоже столкнулся?
— Конечно, когда есть все эти моменты, не связанные с футболом — это сильно мешает. Каждый может привести своего знакомого, родственника и так далее. Я думаю, и в Европе это не сильно отличается. Мне кажется, так везде в футболе.
— Ты же знаешь, самый распространённый слух, связанный с "Химками"? Есть агент Дмитрий Селюк, Артига его протекция, соответственно все клиенты Дмитрия Дмитриевича играли.
— Мы с Артигой три раза разговаривали, но все, что он говорил мне потом сильно не совпадало с действительностью. Не вижу смысла уже сейчас это обсуждать, я тогда сделал выводы и просто ушел в аренду.
— Ты считаешь, что он поступал по отношению к тебе нечестно?
— Не то, чтобы не честно, просто, очевидно, у меня было свое видение, а у него свое. Он высказал свое мнение, я свое, мы пожали друг другу руки и разошлись. Так бывает, это часть футбола.
— РПЛ это тот уровень, к которому нужно нашим ребятам сегодня стремиться?
— Конечно!
— Есть разные мнения, кто-то говорит про Европу…
— А какую Европу, мне интересно? Где сегодня ждут наших футболистов? Условная, Прибалтика? Это ведь вряд ли даже сильнее нашего чемпионата!
— Я не думаю, что условная Польша сегодня чем-то сильнее РПЛ.
— РПЛ намного сильнее, конечно! Но, опять же, каждый видит по-своему. Я, например, никогда не стремился в Европу, только ради Европы, мне в России нравилось. И я был доволен тем, как развивалась моя карьера, когда был там!
Мы в "МЛ Витебск" уже начали писать историю
— У тебя с "МЛ Витебск" длительное соглашение?
— На три года подписан контракт.
— Рассчитываешь весь контракт отработать или есть другие цели и задачи?
— Моя цель сейчас, как можно лучше выступить с "МЛ Витебск", а уже в конце сезона посмотрим. Все зависит от результатов, будешь высоко — будет интерес.
— Просто нам всегда казалось, что для тебя наш чемпионат — это, своего рода, перевалочный пункт…
— Можно и так все расценивать, но у меня таких мыслей не было, я приехал в первую очередь помочь МЛ. Хороший, очень амбициозный проект. Хочется добиться максимальных высот, чтобы вновь о себе заявить.
А может просто домой приехал, побыть с семьей, родными, близкими, а заодно и в футбол поиграть (смеется). У нас хорошая команда, отличный коллектив, мы можем многого добиться в этом сезоне.
— Может "МЛ Витебск" повторить путь БАТЭ?
-Нуууу, путь БАТЭ повторить очень тяжело. Тут без шансов. Это скорее мечта. Анатолий Анатольевич — великий человек, такой клуб построил. Я думаю, никто не повторит такой путь.
— В вашей команде тоже ведь хватает людей амбициозных…
—Да, согласен, но тринадцать лет брать чемпионство и греметь в Лиге Чемпионов, это очень тяжело, если быть объективным. Но, может, мы свою историю напишем, другую.
Мы в МЛ уже начали ее писать, поэтому все в наших руках, ногах, головах!