Нападающий московского ЦСКА и сборной Советского Союза Владимир Пономарев дал интервью Матч ТВ, в котором вспомнил, что происходило в национальной сборной в зарубежных турне. Пономарев причастен к одному из самых весомых достижений в истории футбола СССР. Полуфинал на чемпионате мира-1966 — до сих пор лучшее достижение в истории советской сборной. Пономарев в составе той команды был первым номером на своей позиции, в СССР его неоднократно признавали лучшим правым защитником.
— Много шума наделало южноамериканское турне сборной. Советский человек крайне редко имел возможность выехать за рубеж. Впечатления остались наиярчайшие?
— Очень много впечатлений! При этом выезжали-то мы туда не раз. Впервые отправился вместе с Соловьевым в составе олимпийской сборной в 1963-м, а в 1964–1966 годах — уже с первой сборной. Представляешь себе, каждый год летали в Южную Америку. Цель была как можно лучше наиграть и определиться с составом на турнир.
Мы даже в чемпионате СССР в 1966-м толком не участвовали. Только по заграницам разъезжали: Швеция, Дания, Бельгия, Нидерланды, Южная Америка. Бывало такое, что просыпаешься и не знаешь, в какой стране находишься. Кошмар какой-то! Голова кругом. Мы же со всеми сборными встретились.
— Кутили там серьезно?
— А как ты думаешь? Мы три года подряд летали туда. Играли, помню, в Чили с командой "Коло-Коло". Обыграли, хотя команда у них сумасшедшая была. Нам там подарили карточки, по которым можно было бесплатно посещать увеселительные заведения: выпивка и девушки с низкой социальной ответственностью. Выпивали не особо много. Так, для настроения.
— И к девушкам ходили?
— А что ж мы туда ездили-то (смеется)? Берем эту карточку, вчетвером на такси едем. Но я тогда парень молодой был, неженатый.
— Много в Южной Америке нашли товаров, которых не было у нас на прилавках?
— Как помню, за каждую страну нам там платили по 80 долларов. В шести странах сыграли — 480 долларов получили.
Порой покупали что-то по мелочи: колу какую-нибудь. Там, за рубежом, тратили все деньги, потому что ввозить валюту было нельзя. Помню, в Аргентине приобрел хорошие замшевые ботинки, очень красивые. В Москве в них щеголял, но потом у меня их сперли. Еще пластинки покупали, тогда очень модными были The Beatles. Одна пластинка стоила один доллар.
— Какие-то еще интересные истории в поездках были?
— Играли мы в Бельгии товарищеский матч. После игры — ужин в ресторане. Николай Петрович Морозов знал, что все выпивают, поэтому следил за тем, чтобы ни одной бутылки на столе не было. Валерка Воронин тут как тут: "Пономарь, водку будешь?" Говорю: "Буду". Валерка: "Сейчас тебе в тарелке принесут". Многие ребята тоже согласились. Он уходит на кухню, и спустя некоторое время официанты выносят оттуда водку в тарелках. Ели, точнее сказать, пили ложкой, а потом заедали хлебом. Все захмелели очень прилично. Петрович так и не понял, в чем было дело, — сказал Владимир Пономарев.