Интервью Владислава Морозова

Владислав Морозов: "Остались амбиции перейти в более сильный чемпионат"

"Всю жизнь хотел сыграть за сборную — и этот момент настал"

Первый сезон в качестве футболиста минского "Динамо" для Владислава Морозова стал прорывным. Его итогом стало первое чемпионство в карьере, дебют в сборной Беларуси, первые голы за национальную команду, интерес от европейских клубов и четыре статуэтки на церемонии награждения лучших футболистов страны "Звёздный мяч-2023". Sport5.by встретился с Владиславом о поговорил о том, как он пришел в футбол, о начале карьеры, переживаниях по ходу сезона, а также о книгах, "Слове пацана" и музыке.

— Расскажи, почему Влад Морозов решил заниматься футболом и как это происходило?

— Очень любил футбол, люблю его и сейчас. Надеюсь, во мне до сих пор сохранился тот самый детский азарт, благодаря которому эта любовь и пришла. С двух лет уже начинал гонять мяч. Сначала с папой, затем, когда стал постарше, с ребятами во дворе. Долго просил маму отвести меня в секцию, в итоге пришли во 2-ю гимназию, там работал Александр Иванович Телипко (умер 29 июля 2020-го года, — прим. авт.). Ему очень благодарен за свое футбольное воспитание. Он был требовательным тренером, но при этом справедливым. Позволял мне на поле поступать так, как чувствовал, но при этом никто не переходил границ. Серьезно футболом начал заниматься с семи лет, основная проблема — это совмещение учебы и тренировок. Нужно было приходить из школы, бросать портфель и тут же бежать заниматься любимым делом.

— Какое участие в этом принимали родители?

— Папа очень часто приходил на тренировки, всегда поддерживал.  Но главной особенностью было то, что родители не имели права что-то комментировать или подсказывать во время процесса. Есть тренер, есть футболисты. Первый, если посчитает нужным, все может лично каждому сказать. Играть в футбол стал исключительно благодаря родителям.

— Кстати, многие футболисты мне говорили, что их мамы матчи с участием сыновей вообще не смотрят, слишком тяжело это для их сердца. Твоя мама смотрит матчи с тобой?

— Моя мама тоже не смотрит игры в прямом эфире, потому что очень переживает за меня. Но всегда включает их либо в записи, либо читает обзоры и поздравляет с каждой победой и с каждым голом.

— Отец — твой главный болельщик? Какое он принимает участие в твоей футбольной жизни?

— Да, папа поддерживал меня с самого детства так же, как и мама, но он разбирается в футболе: раньше сам играл. На университетском уровне, в Бресте играл с Александром Разиным. У него не получилась яркая футбольная карьера, но сейчас он делает все, чтобы она была у меня.

— Какие слова ты от него услышал после церемонии "Звездный мяч"?

— Конечно, он меня поздравил! Хотя, как и я, он не ожидал такого количества наград, но был очень рад. Также был рад тому, что познакомился лично со многими людьми из белорусского футбола, на которых до этого смотрел по телевизору. Сказал мне, что я молодец и важно продолжать в том же духе.

— Четыре статуэтки — четыре победы в разных номинациях. Оцени этот сезон. Помимо побед, было ли что-то, чем ты недоволен?

— Конечно, четыре личные награды, плюс чемпионство делают этот сезон успешным. Было ли то, чем недоволен? Есть моменты, которые надо улучшать. Но в итоге рад результату и тому, что имею на данный момент. Сейчас основная задача — продолжать и дальше прогрессировать.

— Давай немного вернемся назад. Расскажи про свой путь в "Динамо-Брест" и про то, почему о тебе узнали, когда стал игроком "Руха"?

— В "Динамо-Брест" путь мой был недолгим на профессиональном уровне. Только год был на контракте в дубле, хотя до этого выступал за все лицензионные возраста: с самого начала и до выпуска — финального матча против "Минска", с которым боролись за Лигу чемпионов. В дубле тогда была очень молодая команда, практически все 2000-го года рождения. Некоторые из тех ребят сейчас играют в высшей лиге: Орешкевич, Шубович, Сибилев, Мирошников. Очень хороший был состав, с которым в итоге заняли второе место. Затем появился "Рух", в который переходил с этими же ребятами. Мы пришли в команду во втором круге и смогли выиграть чемпионат второй лиги. Главным тренером был Андрей Зыгмантович, а приглашал нас его помощник Александр Демешко. Выполняли функцию лимитчиков и при этом помогали на поле. Считаю, наш вклад в общий успех был серьезным. Затем уже, в первой лиге, получалось не все, но задачу поставленную выполнили, вышли в "вышку".

— Как появился вариант с "Ислочью"?

— Благодаря Кириллу Петровичу Альшевскому (на тот момент главный тренер "Руха", — прим. авт.). Подошёл к нему перед началом сезона — хорошо поговорили. Понимал, что не смогу получать столько игровой практики, сколько мне хотелось бы, и поэтому попросил, чтобы меня отпустили. Еще оставалось полгода контракта с "Рухом", и Петрович сказал, что просто так меня никуда не отправит. Он набрал Артему Александровичу Радькову, который тогда возглавил "Ислочь", и попросил, чтобы меня взяли на просмотр. Прошел его, клубы между собой договорились, и подписал контракт. Это был очень красивый жест от Кирилла Петровича, который не бросил меня на произвол судьбы, а помог развиваться дальше.

— В чем особенность подхода Артема Радькова?

Артем Радьков — это очень требовательный специалист и хороший тренер. Подход у него довольно простой: все должны работать как слаженный механизм, каждый должен выполнять свою задачу на поле. Важна была реализация его задумок, при этом можно было применять творчество, но не переходя границ. Этот подход в итоге дал результат, о чем говорит его награда "Лучший тренер чемпионата Беларуси-2022".

— В той команде было много амбициозных и непростых, с точки зрения характера, ребят (братья Лисаковичи, — прим. авт.). Как он находил к вам подход?

— Не сказал бы, что братья Лисаковичи прямо непростые ребята, с точки зрения характера. До сих пор с ними поддерживаю связь, общаемся. Они классные футболисты. При этом каждый понимал, что, если не выполняешь задачи тренерского штаба, не играешь. Это было применимо к каждому спортсмену, и Артем Александрович не делал исключений, все были в равных условиях.

— Тебя удивляет, что он уже больше года не трудоустроен?

— Конечно, мне бы хотелось, чтобы Артем Радьков работал либо в команде высшей лиги, либо за рубежом, но сейчас не знаю, какая ситуация. Поэтому лучше все вопросы задавать ему лично.

— Во время матча последнего тура против "Торпедо-БелАЗ" скрытое желание помочь бывшей команде было?

— Тут увиливать не буду! Конечно, хотелось помочь бывшей команде, хотелось, чтобы именно "Ислочь" закончила чемпионат в тройке. Даже где-то в шутку настраивал своих нынешних одноклубников на победу. Говорил: "Давайте проведем этот матч серьезно и выиграем, чтобы помочь команде Дмитрия Комаровского, которая тоже ведь нам помогала по ходу сезона". Но, понятное дело, все выходили на поле не для "Ислочи", а для того, чтобы показать, что мы чемпионы и достойны этого звания. Каждый отдался в той игре по максимуму, и результат был закономерен.

— Кстати, такой прогресс Дмитрия Комаровского как тренера тебя удивил? 

— Нет, не удивил. Дмитрий Александрович отличный специалист и отличный игрок. Когда только пришел в "Ислочь" и с ним познакомился, сразу понял, что это профессионал своего дела. Мы с ним на протяжении всего этого времени очень тесно общались, всегда пытался узнавать у него что-то новое. Когда он завершил карьеру футболиста и вошел в тренерский штаб Артема Радькова, всегда помогал нападающим. Делился своим колоссальным опытом и каким-то видением того или иного момента.  Он был большим профессионалом-футболистом, и это помогло в тренерстве, благодаря чему команда добилась исторического результата.

— Помимо "Динамо-Минск", у тебя были варианты в начале сезона?

— Было два варианта: либо остаться в "Ислочи", либо перейти в "Динамо-Минск". Честно поговорил с Дмитрием Александровичем, сказал ему, что хочу попробовать свои силы там. Тем более в "Динамо" была заинтересованность во мне. Тренер сказал, если чувствую, что это поможет, удачи. И на протяжении всего прошлого года мы списывались, созванивались, обменивались впечатлениями об играх, в общем, остались в очень хороших отношениях.

— Про чемпионат уже много говорили. Сейчас, спустя время, у тебя есть объяснение неудачи в еврокубках?

— Еврокубки — это отдельная тема. Думаю, что каждый из нас на протяжении оставшейся части сезона после вылета не хотел эту неудачу вспоминать. Все желали идти дальше и думать только о победе в чемпионате, чтобы доказать, что все произошедшее — случайность. Наверное, и сейчас нет смысла возвращаться к этой теме. Тем более уже не за горами следующий розыгрыш, хотим показать себя там с наилучшей стороны.

— Что Вадим Викторович сказал команде после матча в Баку?

— Если честно, даже не помню, что сказал Вадим Викторович, потому что вся команда была подавлена. Многие находились в своих мыслях, в том числе и я. Было очень обидно и неприятно проигрывать в таком матче и вылетать из еврокубков на первой же стадии.

— После несостоявшегося перехода в Турцию ты на время потерял место в стартовом составе. Вадим Скрипченко не скрывал, что это взаимосвязанные вещи. Как переживал этот момент?

— Спокойно, старался работать на тренировках, пользоваться предоставленным мне игровым временем максимально продуктивно. А как эта ситуация сказалась на моей игре, наверное, виднее тренерскому штабу.

— Кстати, у вас с Душаном Бакичем  был отличный симбиоз. Чем объяснишь такую результативность?

— Мы хорошо общались вне поля. Хорошо коммуницировали на тренировках, понимали друг друга, поэтому, наверное, так и получилось.

— Амбиции перейти в более сильный чемпионат остались?

— Думаю, они есть у каждого футболиста без исключения, в том числе и у меня.

— Дебют в сборной, каким он был?

— Был просто сумасшедшим событием для меня, для моей карьеры. Потому что это мечта: всю жизнь хотел сыграть за сборную — и этот момент настал. Эмоции были только положительные, но, к сожалению, результат не порадовал (поражение 0:5 от сборной Швейцарии, — прим. авт.), но тот матч мне запомнился навсегда.

— Почему у Георгия Кондратьева не получилось?

— Не возьмусь судить, что конкретно не получилось у Георгия Петровича. Очень хорошо отношусь к этому тренеру, потому что он поверил в меня, когда мне было 18 лет, и вызвал в молодежную сборную из первой лиги. Это был матч против сверстников из Литвы. Он дал мне шанс попробовать себя на международном уровне, это был мой первый подобный опыт, первый вызов в какую-либо сборную. Мы выиграли 1:0, Ваня Бахар забил победный мяч со штрафного. Георгий Петрович тогда привлекал много молодых ребят, которые и сейчас играют за национальную команду. Почему в итоге у него был такой результат, сказать не могу.

— Что привнёс Карлос Алос? 

— Прежде всего, это динамика, которая появилась в тренировочном процессе. Занятия стали более интенсивными. С точки зрения тактики, стали ставиться несколько другие задачи. Он с каждым игроком из команды работал индивидуально, чтобы объяснить какие-то важные моменты. Думаю, именно это принесло пользу и результат.

— Как тебе совместная работа с иностранцем? Не мешал языковой барьер? 

— Нет, языковой барьер не мешал. Отличную работу проделывал переводчик, Фархад, поэтому с коммуникацией трудностей не возникало. Если нужно было что-то оперативно подсказать, Алос использовал английский. Если я хотел задать вопрос, то спрашивал на английском. Так же Карлос знает немало русских слов, с помощью которых может изъясняться.

— Расскажи, чем Влад Морозов занимается вне футбольного поля? 

— Прямо сейчас читаю книгу "Безлимитный поединок" про легендарный финальный матч чемпионата мира 1985-го года по шахматам между Гарри Каспаровым и Анатолием Карповым. Также играю в теннис. Буквально на днях собирались в Бресте с Мишей Казакевичем и Яриком Орешкевичем. Люблю смотреть теннис по телевизору. В целом, занимаюсь обычными делами. Могу сходить на прогулку, пройтись по парку, только погода сейчас в Минске этому не способствует, но даже в таких условиях важно подышать свежим воздухом.

— Какие фильмы ты смотришь? Успел оценить главную премьеру осени — сериал "Слово пацана"?

— Не большой любитель фильмов и сериалов, но "Слово пацана" видел. Интересный сериал, меня сразу затянул. Посмотрел все серии достаточно быстро, причем и последнюю "слитую" в интернет тоже. Так что понимаю, почему о нем так много говорят и пишут в последнее время.

— Какая музыка нравится Владу Морозову?

— Музыка нравится абсолютно любая. Это может быть как рэп, так и классика. Шопен, например. Не Елена Ваенга "Шопен", а Шопен, который Фридерик. В целом, слушаю все, что мне понравится, нет каких-либо особых пристрастий. Раньше любил белорусскую группу ЛСП, но сейчас к ним остыл.

— Кем ты себя видишь в будущем?  Тренерство, музыка, IT-сфера. Какие интересы у тебя сейчас?

— На самом деле так далеко вперед не смотрю: никто не знает, как оно будет дальше, так что смысла в этом нет.

Автор: Геннадий Соловей

Поделиться