Защитник и старожил ФК "Гомель" Сергей Матвейчик рассуждает о том, почему его до сих пор из основы не подвинула молодёжь, а также выделяет то, что требует реформ в белорусском футболе прямо сейчас.
— "Гомель" в Суперкубке рассчитывал взять трофей у "Шахтёра", учитывая возможности обоих клубов?
— Может, на дистанции у нас могут и возникнуть трудности. Но до этого матча у нас с "Шахтёром" были шансы 50 на 50. На мой взгляд, нас и близко никто не отвозил. Плюс это первая официальная игра сезона 2023. Зима, снег… Всё это уравнивает возможности. Качество футбола? Первый тайм наверняка мы сыграли не очень хорошо, к тому же с нашей стороны была некая робость перед Солигорском. И много невынужденных ошибок. И обидно вдвойне, что мы предполагали те действия соперника, в которых в результате ошибались. Поэтому все трудности себе сами привезли. Но потому стало получаться лучше, и мы реализовали наш план на игру. Плюс изменения в составе в какой-то степени тоже сыграли свою роль.
— Вы наверняка один из самых опытных игроков, который выходил на поле в матче за Суперкубок. А на футбол сейчас обратили внимание на всех уровнях нашей страны. И вы, как опытный футболист, где видите главную проблему? Откуда нужно начинать реформировать наш футбол?
— Начинать, наверное, нужно было раньше. Всё идёт с детского футбола. И, к примеру, меня уже давно должна была выгнать молодёжь. Давным-давно я должен уже был уступить дорогу другим, которые быстрее, свежее и умнее меня. Это видели бы тренеры и руководители клубов, мол, я не тяну.
— Но вы тянете?
— Или скажем так: "Никто не может прийти на моё место, молодёжь". Начинать нужно с детского футбола. Больше и больше детей привлекать в школы и секции. Надо строить больше полей, давать ресурсы детским тренерам на все возможности для своей реализации. Не только, условно, дать три мяча, а чтобы они понимали, для чего и за что работают. Чтобы они вкладывали не только время, но и душу в детей. Я рос в конкурентной среде. И чтобы попасть из Жлобина в Гомель (даже на таком уровне) мне пришлось выиграть конкуренцию. И так было постоянно, пока я не попал в основной состав.
— Но АБФФ в последнее время постоянно открывает поля.
-— Согласен. Но это относительно много, поскольку раньше их открывалось куда меньше. Конечно, когда открывалось раньше два, а сейчас шесть, то это много. А если бы сегодня открылось двенадцать полей, мы бы сказали, что шесть это мало. А те же крытые манежи, в том числе и у нас, в "Гомеле", всегда забиты и нашими, и детьми, и любителями. Я уверен, был бы занят и второй манеж в нашем городе, и третий, если бы был. Плюс родитель должен был понимать, куда и почему он отдаёт своего ребенка.
— Но результата, если начинать работу с детьми сейчас, нужно ждать долго.
— Мне кажется, этим начинали заниматься серьёзно когда-то, но на каком-то этапе почему-то все сошло на нет. А сказать сегодня так: "Здесь все урежем, и появится футбол в стране", — это вряд ли. Ничего сразу не бывает. Но время прозевали. Я в 2012-ом году выиграл с "Гомелем" Кубок, и с того поколения у нас уже двенадцать тренеров. И все закончили, а я и сейчас играю, и тогда, когда мне уже было 24 года.
—То есть прежде всего необходимо поднять хозяйство в детском футболе?
— Ну а что мне сейчас сделать, чтобы я стал гораздо лучше и стал пробиваться в Еврокубки. Ну может, я чуть-чуть могу бегать быстрее, ну может, кто-то мне расскажет какие-то тактические нюансы, и я сомневаюсь, что я бы сильно прогрессировал. А вот с детьми нужно заниматься. Не с лимитчиками, а именно с детьми. Лимитчик — это уже продукт футбольной системы. Он уже взрослый человек в 20 с чем-то. У меня в этом возрасте уже семья появилась.
— Что-то позитивное болельщикам скажете?
— Из позитивного — ходить на футбол. Как на Суперкубке: и суператмосфера, и суперстадион. Даже тренироваться вчера накануне было в удовольствие. Приехали на матч, и я перед игрой подумал: "Офигенно". Чем больше будет ходить зрителей, то футбол во всем будет развиваться. Я вот всегда спорил с болельщиками, которые мне говорили: "Вы начните играть, и мы придём". Но вот надо как-то вместе нам начать. Редко получаются скучные игры и без драйва, когда приходят болельщики. А ругать футбол — это самое простое. Надеюсь, рычаги примут правильно те футбольные люди, которые разбираются в этом.
— Футбол статус игры номер один не потерял?
— Я думаю, что нет. Я интересуюсь хоккеем, волейболом, мини-футболом. И по массовости, интернет-ресурсам ни у кого в сравнении с футболом шансов нет. Даже сейчас начнётся плей-офф в хоккее. И если только состоится полесское дерби "Металлург" — "Гомель", то эта игра заинтересует. Но это уже плей-офф, и это самые важные матчи для команд, у которых есть свои болельщики. Но начнётся первый тур в футбольной высшей лиге, и мы опередим все виды спорта.