Первый заместитель председателя АБФФ Андрей Василевич в программе "На грани фола" высказался о результатах национальной команды в отборе к ЧМ-2026, а также о продолжении сотрудничества с Карлосом Алосом и его тренерским штабом.
— Конечно, сложно быть довольным итоговым результатом. Правда, крайние два матча принесли баллы и добавили "ведро меда" по отношению к началу отбора. Особенно порадовал ничейный матч с Данией. В целом ноябрьский сбор понравился. И то, с какими трудностями ребята добирались до нужных мест. Героически выстояли во время гимна. Полученный результат и положительные эмоции, которые тоже дорогого стоят. Но в целом нельзя сказать, что есть полное удовлетворение от этого отбора.
— Что касается задач перед началом отбора. Изначально говорили про путевку на ЧМ, но, пожалуй, были и другие задачи?
— Начнем с того, что перед постановкой задач мы отталкивались от существующей концепции развития футбола. Она описана и утверждена достаточно давно, в 2021-м году. В разговоре с Алосом мы трезво оценивали свои силы и говорили, что задачи будут таковыми: побеждать в каждом матче и играть в хороший футбол на результат. Никто не говорил про то, что мы будем окапываться в собственной штрафной и выбегать изредка в контратаки, но окончательную стратегию на каждую игру уже определяет тренерский штаб. Да, мы на связи были всегда, но диктовать свои условия, конечно, не станем. Первые два матча прошлись по нам ледяным душем. К сожалению, не достигли тогда, чего хотели. Возможно, если бы добыли очки в матче с Шотландией, стало бы повеселее.

— Но ведь футболисты выходят на поле и делают то, что просит тренерский штаб. В первых поединках у нас одна и та же история: мы закапываемся и крупно проигрываем. Когда дело доходит до безвыходности — появляется футбол...
— Я тут с вами абсолютно согласен, но ни я, ни вы, не можем навязать состав и тактику главному тренеру. Испанский специалист был приглашен для решения задач. Он этим, в целом, и занимается. Причем не снимает с себя ответственности за негативные результаты. Но как сделать так, чтобы с самого начала всегда пазлы складывались? Думаю, на это не ответит ни один тренер. Даже в беседах с футболистами нашей сборной понимаем, что все выкладываются на максимум, делают должное, но секрет, видимо, кроется еще глубже.
— Но они же говорят, что делают все по установке тренера. Именно по тактике и установке имеется ввиду.
— Если посмотреть первый матч с датчанами, когда они забили четвертый мяч, тренер команды соперников стоит и думает: с кем вообще приехали играть? А в ответном матче, при своих болельщиках, при своем стадионе, сильном давлении, плюс знали прекрасно, как мы добирались, вышли с уверенностью в своих силах и победе.
— Насколько Алос был самостоятелен в выборе состава на игры?
— На 100%.
— То есть, вся ответственность в этом вопросе на нем?
— Я имею ввиду именно выбор состава. Игроки, которые вызывались на сборы и выходили на футбольное поле. Могу сказать, что не со всеми футболистами в ростере я был согласен, но главный тренер видел в них игроков, которые помогут в будущих матчах. Он на них рассчитывал.
— Давайте откровенно, каковы у нас были шансы на решение самой глобальной задачи — попадание на ЧМ?
— Повторюсь, сама суть задачи была сформирована документально давно, но опять же, мы прекрасно понимали, что это сложно. Однако глупо выходить на поле с иными мыслями. Выходить и занимать третье место, четвертое. Какой смысл? Конечно, стремились к первому месту еще в августе-сентябре. Но также понимали — это будет сравнимо с чудом. Главное стремление — набирать очки. Если отталкиваться от минимума, было озвучено четыре очка.

— Все задаются главным вопросом. Целесообразно ли по мнению Дома футбола продолжать сотрудничество с нынешним тренерским штабом?
— Многие журналисты и болельщики про это спрашивают. Отвечу так. У нынешнего штаба есть еще действующий контракт. Мы ведь не говорим только про выполнение или невыполнение задач. Тут и встречный вопрос сразу напрашивается: а кто вместо? И опять же, не стоит забывать, что есть у нас обязательства перед нынешним тренерским штабом, которые защищены правовыми аспектами.
— Сам тренерский штаб как оценивает свою работу?
— Удовлетворительно.
— Какие аспекты они выделяют положительные?
— Это вопрос лучше задавать непосредственно Карлосу Алосу. Процитирую его. Большая работа была проделана в плане привлечения молодых игроков в национальную команду. Подготовка к следующим отборам. Как и все болельщики, мы понимаем, что все это общие фразы. Тем не менее прогресс этих ребят есть. И Трофим Мельниченко, и Глеб Кучко, который забил Шотландии.

— А что с Карлосом дальше? Ответа не прозвучало.
— Ответ прозвучал. У Алоса действующий контракт. В дальнейшем, конечно, будем про это говорить. Мое желание? Поймите правильно. Как бы там не было, всегда буду на стороне тех тренеров, которые с нами работают. Если в Доме футбола примут какое-либо решение, это обязательно будет освещено пресс-службой. На сегодняшний день я безусловно поддерживаю Алоса. Как минимум по тому, что он внес со временем игрокам. Любому можно задать этот вопрос. Игроки ответят, что положительные нотки были.
— Но будущее тренерского штаба в любом случае будет обсуждаться?
— Возможно, моя следующая фраза будет не совсем красиво слушаться, но вы поймите, что мы тоже недовольны результатом. Этими двумя очками. И мы тоже недовольны сентябрьскими играми.
— Алос почувствовал, что все недовольны?
— Безусловно. Разговаривали на следующий день. Объяснили все это. Непозволительно так действовать. Ладно, если бы мы там попыток много сделали во время матчей. Но такого не происходило. Позиция наша была донесена. Корректировки сделаны. И это явно было услышано. Опять же, мы старались не давить на тренерский штаб и давали им волю выбора, говорили, что полностью доверяли. В некоторых моментах мы были не согласны с выбором стартовой обоймы, но тренеры видели это с другой стороны.
Напомним, сборная Беларуси завершила отбор к чемпионату мира на четвертой позиции в группе, набрав два очка. Последние встречи квалификации против Дании (2:2) и Греции (0:0) позволили уйти из отбора с набранными баллами.