Экс-главный тренер сборной Беларуси Бернд Штанге оценил свой вклад на посту наставника национальной команды.
— Нашу сборную вы тренировали с 2007-го по 2011-й годы. Теперь кажется, что это было давно?
— На самом деле сейчас думаю, что должен был остаться еще на пару лет. Белорусский футбол в ту пору развивался в правильном направлении — в рейтинге ФИФА при мне команда поднялась с конца первой сотни в четвертый десяток. И требовалось стабилизировать эти позиции в европейском футболе. Думаю, это было возможно, потому что из "молодежек" Курненина и Кондратьева вышло много талантов.
Но вообще надо было остаться еще на два-три года, чтобы интегрировать ребят из "молодежки". К сожалению, затем Беларусь опять опустилась в мировом рейтинге в конец первой сотни.
Я ведь руководил не только главной сборной, но и командами младших возрастов. По крайней мере решал, в какой футбол все они будут играть. Прессинг, игра в одно касание и так далее, и мы были на правильном пути. Каждый год проводили конференции в Минске, приезжали Гус Хиддинк и другие тренеры. Я отправлял Криушенко в Нюрнберг посмотреть на тренировки и организацию дела в Германии, Алексея Вергеенко — в дортмундскую "Боруссию" учиться у Томаса Долля. Все это помогло нам подняться на более высокий уровень.
— Но были и коллеги, с которыми отношения у вас не сложились. Например, Анатолий Байдачный…
— Он один такой. Его друг Юрий Курненин был отличным специалистом, но с ним приходилось непросто. Я кричал на него, потому что у Юрия были другие идеи по поводу тактики и так далее. Говорил: "Курненин, если не будешь следовать за мной, я пойду к Невыгласу, и ты потеряешь работу".
Мы ругались, а у Юрия были серьезные проблемы с алкоголем. Потом он умер, и Байдачный сказал, что это из-за меня. Также он утверждал, что в Беларуси я только из-за денег, но это неправда. Да, получал хорошую зарплату, но очень много работал. И если увижу Байдачного сейчас, перейду на другую сторону улицы. Это единственный тренер в мире, о котором могу так сказать.
— Когда вы начинали работать в сборной, то заявили, что в команде серьезные проблемы с алкоголем и никотином…
— Это правда. Организовал конференцию с участием всех тренеров и сказал им, что не хочу проводить сборы в Стайках, которые уже не соответствовали международным стандартам. Футболисты там пили и курили, я видел это. Показал коллегам, в каком направлении стремлюсь двигаться, как хочу работать и что буду делать. Затем составил индивидуальные планы тренировок для каждого футболиста — до сих пор их храню. Например, Стасевич — каждую неделю 20 минут отработка штрафных, еще 20 — угловых. Приезжал потом в клубы и смотрел, как ребята это выполняли, — рассказал специалист в интервью BetNews.
Напомним, Штанге возглавлял сборную Беларуси в период с 2007-го по 2011-й год.