Исполняющий обязанности главного тренера солигорского "Шахтера" Сергей Подпалый рассказал sport5.by о мотивах возглавить последнюю команду высшей лиги с неясными перспективами.
— Почему Станислав Суворов не главный тренер "Шахтера"? Как принималось это решение?
— Решение принималось не мной. Даже не готовился к тому, что придется принять команду. Когда узнал, сказали спасибо Станиславу. Почему так получилось? Тут несколько причин. Понятно, что он попал в сложную ситуацию, учитывая проблемы с приобретением новых игроков. Они провели подготовительный период, я же присоединился к клубу в январе, еще в надежде, что сможем заниматься селекцией. Меня и приглашали с этой целью.
Последние несколько лет больше занимался административной работой: был спортивным директором в Туле, работал там же в селекционном отделе. Но когда случилась эта отставка, мне предложили возглавить команду. Пока у меня действует контракт до конца сезона. Понятно, что ситуация непростая, но что поделать? Будем работать в таких условиях.
— В интервью коллегам Вы заметили, что решили помочь команде. В чем эта помощь будет заключаться? Это развитие молодых игроков, идти от матча к матчу либо вы и правда еще верите, что можете сохранить команду в высшей лиге при 16 очках отставания от позиции переходных поединков и за десять туров до финиша?
— Понятно, что сегодня надо уделить внимание молодым ребятам. Мне пришлось столкнуться с такой же ситуацией в Туле. Работал с главной командой, потом дубль убрали, пришло много молодых ребят. Но там парни были еще младше: по 17-18 лет, которые из дубля перешли во вторую лигу. А во второй лиге тогда играли все опытные ребята, а у нас была сплошь молодежь. И понятно, что стояла задача обучать. В "Шахтёре" сегодня тоже много молодых, но как по мне, они уже должны играть в высшей лиге. Потому что они все прошли неплохую школу академии "Шахтёра". Их надо постоянно обучать, направлять, но они готовы играть. Конечно, где-то еще "сыроватые" — молодым свойственна нестабильность. И тут большое влияние оказывает их физиология. Сегодня молодежь не та, что была раньше. В первую очередь, конечно, стоит задача обучать. Но естественно, мы приложим максимум усилий, чтобы остаться в высшей лиге. Понятно, что будет тяжело, осталось десять туров, 16 очков отставания. Ясно, что надо все выигрывать. Тот же Минск чуть усилился, пришли новые игроки, и сразу пошел результат. Весь тот опыт, который у меня есть, постараюсь передать ребятам. Но времени очень мало. Сейчас вроде перерыв, но пришлось парней восстанавливать. Специально сделали обследование, сдали анализы. Честно говоря, не порадовало их состояние. В физическом плане выглядят игроки не очень хорошо. До вторника проводили работу чисто восстановительного плана.
— Так же Вы говорили, что уже собирались покидать клуб. Болельщики теперь думают: "Вроде собирался уходить, а тут возглавил команду".
— Были предложения из других регионов, поэтому так говорил. Потому что тут моя прямая работа в должности спортивного директора, заместителя директора по спортивной работе в данное время осуществляться не может по известным причинам. Не могу вести переговоры, заниматься трансферами. Мне в этой плоскости хотелось бы развиваться. И было предложение. Но сейчас после того, как меня попросили возглавить команду, переключаюсь, и буду заниматься коллективом.
— Вы работаете до конца сезона. А есть у Вас планы в "Шахтёре" остаться?
— Пока сложно загадывать. Сейчас главное — это сохраниться. Одно дело — команда сохранилась, другое дело — вылетела. Дальше надо будет разговаривать.
— Вы видите в этом клубе футболистов, которые могут заиграть на высоком уровне? Со своего большого футбольного опыта.
— Есть ребята неплохие, но им надо менять психологию, им надо понять, чего они вообще хотят. Или здесь играть в футбол на этом уровне, или приложить максимум усилий, чтобы куда-то уехать. В европейские чемпионаты кто из парней поехал, так никто почти не играет. Хотя они вызываются и в первую, и в молодежную сборную. Не все попадают в своих клубах в состав. Тоже касается и России. К примеру, взять "Арсенал" из Тулы. Там было много белорусов, но не все заиграли. Но перспективные ребята есть, есть даже в молодежном составе "Шахтёра". Я был на прошлой встрече второй команды, стараюсь смотреть ее матчи.
— "Шахтёр" — это топ-клуб Беларуси последних сезонов. А если вдруг не получится остаться в элите. Что тогда?
— Пока так далеко не заглядывали, не обсуждали эту тему. Задача номер один — сохранить место в сильнейшем дивизионе. Если команда вылетает, то там и другое финансирование, и отношение. Пока сложно сказать.
— Вы приходили зимой. Фронт работы был понятен. Но затем этот трансферный бан. Чем занимались все это время? Насколько сложно было?
— Смотрел тренировки, смотрел молодежные команды, товарищеские игры, а в зимний период особенно больше занимался ознакомительным моментом: встречи, общение. Это проблема, что не удалось этот бан снять, чтобы создать конкуренцию в команде за счет приглашения новичков. Конечно, расстроился, что не получилось то, что хотелось, что обсуждали. Но что поделать. Работаем дальше.
— Это Ваш второй приход в "Шахтёр", был еще 2018-й год. Насколько сильно изменился уровень футбола?
— Сильно изменился чемпионат. Тот тренерский штаб недолго проработал. Но если даже взять исполнителей в том же "Шахтёре", были ребята высокого уровня, иностранцы отличные, белорусские парни очень сильные. Потом мне довелось поработать в первой команде тульского "Арсенала" и с Громыко, и с Ковалёвым. Очень был ими доволен, они при мне и играли там постоянно. Делал на них ставку. Уровень белорусского чемпионата по сравнению с тем же 2018-м годом сильно упал.
— Вас в Гомеле помнят?
— То поколение, которое в 2003-м году разделило с нами чемпионство, конечно, помнит. Есть и друзья в Гомеле, с которыми общаемся. Молодежь, скорее всего, нет. У нее сейчас другие интересы, другие любимчики.
— Вы заканчивали в Гомеле игровую карьеру и стали тренером. Как это произошло? Кто предложил и как решились?
— Там был Александр Дмитриевич Кузнецов, он приглашал меня и покойного Валеру Брошина в команду. Начали работать, уже стартовал кубок и чемпионат, и ему поступило предложение вернуться в ЦСКА в тренерский штаб от Павла Фёдоровича Садырина. Кузнецов не смог отказать. Звонил, по-моему, сам Гинер, настойчиво предложил вернуться. И он вернулся. В том момент получилось так, что Яночкин стал главным тренером "Гомеля". Но где-то что-то у него не пошло. С ним проработали до сентября. А потом мне позвонил на то время президент клуба Ворончук Семен Яковлевич. Кстати, я тоже тогда отлучался в Москву. Была международная пауза. Он попросил оперативно вернуться в Гомель и возглавить команду. Спросил готов ли я. Ответил, что да. Может, как раз и подошло время.
— Чемпионство в Беларуси с "Гомелем" и в Латвии с "Вентспилсом". Это для Вас самые значимые тренерские вехи?
— Первый сезон, когда начали работать в Гомеле, сильно ничего не поменялось. Заняли 6-е место. Следующий сезон выиграли кубок, потом уже стали чемпионами. Все так хорошо пошло. К сожалению, в 2004-м году мне пришлось уйти из команды. Появилась возможность вернуться в Россию. Получилось в конце сезона, хотя еще летом знал, что буду возвращаться, когда уже работал в "Торпедо". С "Вентспилсом" интересный опыт был. Один из лучших для меня. Стали и чемпионами, и кубок выиграли. Правда, уступили в финале балтийского кубка. Меня признали лучшим тренером Латвии. С тем же "Шахтёром" в еврокубках играли. Где-то нам повезло, прошли — здесь 1:0 выиграли, хотя "Шахтёр" имел большое преимущество. И в Вентспилсе тоже выиграли. Интересные периоды.
— Поделитесь интересными, забавными историями из того чемпионского Гомеля?
— Эти истории сложно уже сейчас вспомнить. Само назначение произошло для всех как-то неожиданно. У меня прошел разговор с руководством, потом была тренировка и после нее об этом объявили. Естественно, мы с ребятами везде все вместе. И тут получилось, что есть предложение. Спросил у парней, согласны ли они, чтобы я стал главным тренером. Они поддержали меня. И считаю, что даже тот сезон неплохо закончили. С каждым чемпионатом укрепляли состав: были парни из Беларуси, России, пару человек из Украины. Получилось создать сплав опыта и молодости. Чемпионский год вообще был хороший: длинная серия без поражений, пропускали мало, за два или за три тура до конца стали чемпионами. Считаю, что заслуженно, всех конкурентов обыграли. В финале кубка были в 2004-м году, но проиграли Солигорску. Сидели тут вспоминали, что с того момента, как Солигорск выиграл кубок, у них и пошёл подъем. Обидное такое поражение, проиграли в дополнительное время.
— Вы сказали, что уже не планировали работать тренером. А если сейчас пойдет с "Шахтёром", вдруг совершите чудо — оставите команду в высшей лиге? Не появится ли желание и дальше тренировать?
— Пока будем работать. Сейчас главное — спасти
команду, оставить ее в высшей лиге.