Нападающий Михаил Гордейчук в последнем туре чемпионата Беларуси вышел с капитанской повязкой и забил шикарный гол в ворота "Немана": мало кто в нашем футболе может так классно исполнить. Поэтому большой разговор с игроком сейчас к месту. Sport5.by знает, что вы ждете вторую часть интервью с форвардом, который в расцвете своих футбольных сил слыл молчуном и мало разговаривал с представителями СМИ. Сегодня он продолжает вспоминать всех тех знаковых персон, которые попадались ему на протяжении карьеры. Наслаждайтесь!
Кондратьев и самая успешная молодежка у истории белорусского футбола
— Ты ведь работал с Георгием Петровичем Кондратьевым...
— Конечно. И в молодежке, и в сборной!
— У него тех черт характера, которые есть у Бразевича, разве нет?
— С коллективом у него всегда были хорошие отношения, я так скажу.
— Некоторые футболисты говорили мне, что он мог сказать не совсем корректные вещи в раздевалке. Что-то вроде "они вас сильнее", "вы их никогда не обыграете".
— На Евро мы играли против сборной Испании, и тогда он на установке сказал: "Они вас сильнее, быстрее и техничнее, обыграть вы их сможете только за счет коллектива". Многие боятся это говорить, но они реально были нас сильнее, быстрее и техничнее.
— Вот это звучит абсолютно логично, это момент мотивационный. Но мне говорили, что он такие вещи говорил не до, а после матчей.
— Вот чтобы не врать, я реально не помню. Может быть, и было, а я в этот момент в душе мылся.
— Тот успех молодежной сборной, он закономерен?
— Конечно, да! Тогда было очень сильное поколение, два даже поколения, 1986-й год и 1989-й.
— Ты же играл против Италии в Борисове, когда одержали ту сумасшедшую победу?
— Да! Как сказал тогда Петрович, это лучший мой матч за всю жизнь. Он до сих пор так говорит. Я тогда играл левого защитника.
— Ты?
— Левого защитника, именно!
— То есть, оказывается, ты и в обороне играть умеешь?
— Оказывается, умею!
— Почему сейчас у нас таких успехов нет? Что поменялось?
— Не знаю, это сложный вопрос… Другое поколение…
— Неужели у тебя в Пинске или Новополоцке 15 лет назад были лучше условия, чем те, которые есть у молодых ребят сегодня?
— В том-то все и дело, что таких условий не было и близко. И тем не менее все старались работать и доказывать, даже в молодежную сборную каждый мечтал попасть! Ты же посмотри, где ребята из той молодежки играли и где играют ребята нынешние, и на каких ролях были те футболисты и сегодняшние. Два абсолютно разных поколения, и футбол тогда, 15 лет назад, в Беларуси был сильнее, чем сейчас.
"На грани фола" смотрят даже в Казахстане
— Есть еще одна проблема: как мне кажется, мы не делаем из своего чемпионата привлекательный продукт.
— Кстати, мне нравится, что в последнее время у нас появилось и "На грани фола" и после матча очень много интервью берут, ребята делают проект "На банке". В медийном плане у нас однозначно пошел рост. Это круто, и "На грани фола", и "На банке" даже люди из Казахстана смотрят. Но освещать надо еще больше. Это правильно, есть примеры соседних стран и того, как работают там.
— Где чемпионаты не сильно круче нашего.
— Однозначно, не круче! Но освещают некоторые из них так, словно это топ-лига.
— Кто-то говорит, что свой чемпионат должен быть трамплином: не большие деньги, а должна быть мотивация уехать. Кто-то говорит, что без вложений футбол развить невозможно. Что ты думаешь?
— Думаю, что без денег футбол не разовьешь.
Анатолий Капский, Филип Рудик, БАТЭ, "Белшина"....
— То есть новый БАТЭ с имеющимися лимитами и ограничениями не построишь?
— Они просто всех подогнали под одну гребенку, для всех сделали одинаковые условия. У одной команды они отличаются, и она идет на первом месте с запасом. О чем это говорит? О том, что в футболе очень многое решают деньги! А уж в нашем точно.
— Капский-старший щедро платил?
— Он никогда не жалел для футболистов. У него футболисты были главными людьми в команде.
— И деньги эти вы ведь сами зарабатывали.
— Да, он именно так выстроил систему: хотите денег — зарабатывайте. Он даже людей в первую очередь не по игровым характеристикам выбирал, а по умению быть в коллективе. Для него это было важно.
— Не было опасности, что многие молодые с этими большими деньгами не справятся?
— И таких было много. Кто не справлялся — уходили в аренду. Я и сам не справился.
— Твои условия в БАТЭ сильно отличались от "Нафтана"?
— Да, конечно. А деньги иногда кружат голову. Потом приходит осознание, и сможешь ты выбраться или нет — зависит только от тебя.
— Филипп Рудик в одно время переходил из "Нафтана"?
— Да, Филипп Сергеевич!
— Это пример того, как можно не воспользоваться тем, что дала тебе природа?
— Нет! Он же тоже поиграл в Лиге чемпионов, а в сборной, по-моему, больше меня сыграл!
— Сто процентов, но говорят, что потенциал не был реализован…
— Да, потенциал у Филиппа Сергеевича был просто сумасшедший, во всех аспектах, во всех компонентах. Удар с двух ног, характер, как он вел себя в раздевалке. У него было все, чтобы не играть в нашем чемпионате.
— Вы же дружите до сих пор?
— Конечно, мы с ним дружим и общаемся до сих пор. Всегда видимся, когда я приезжаю в Новополоцк. Мы с ним остались хорошими товарищами, я его всегда рад встретить и поговорить с ним.
— Со стороны кажется, что его плюс еще и в том, что он вообще "не парится".
— Да, он именно такой. Есть люди, которые загоняются, а вот он никогда не так не делал. "Ай, да пошло оно все", и всегда ко всему спокойно относился.
— Почему ты в какой-то момент свернул с этой дорожки?
— Говорю же, в Бобруйск приехал! В эту гостиницу, где номера старые, питание не такое, каким оно должно быть. Только что ты был на вершине, а теперь оказался здесь. Мне даже сложно привести пример! Вот ты жил в отеле пятизвездочном, а потом переехал в две звезды. Вот у тебя на завтрак был шведский стол, а теперь яичница и кофе, это еще если кофе налили. Конечно же, ты хочешь вернуться обратно, туда где лучше!
— И что в этот момент поменялось?
— Стал понимать, сейчас год здесь, потом еще год, что дальше непонятно. Команда в середине таблицы, она ни за что не борется, а интересно быть либо наверху, либо внизу. Там вся борьба. Для меня быть в середине таблицы вообще бессмысленно. Занимать восьмое или девятое место, потом радоваться — это не для меня. Поэтому главное изменение в том, что появилось огромное желание выбраться оттуда. Тем более ты сам виноват в том, что оказался в этой ситуации, я в этом никогда никого не винил. Сам упал — сам вставай!
— В чем была сила Анатолия Капского? Почему ему удалось построить такую команду?
— Он горел этим, он этим жил, об этом мечтал, и никого к этой мечте не подпускал. Это целиком и полностью его детище.
— Он ведь очень редко в людях ошибался.
— Ему, чтобы подписать человека, нужно было очень много информации собрать. Тренерский штаб кого-то просил, он говорил подождать. Проверял все, что нужно было именно ему, и только потом давал добро на диалог и переход.
Андрей Капский и его ошибки
— Андрей Анатолиевич кадровых ошибок совершил очень много…
— Если говорить честно, то, конечно, да. Возможно, доверился не тем людям.
— А тех людей, кому довериться можно было…
— Он от себя их убрал почему-то.
— Хлус и Захарченко вроде бы строят новую команду в Смолевичах...
— Не слышал ничего об этом, но эти ребята точно могут построить. Эти люди дружили с Анатолием Анатольевичем, и они знали, что делать. Даже в этой ситуации они бы нашли решение, но почему-то их нет рядом с Андреем Анатольевичем.
— И тебе этот вопрос задам. Он пытался манеру отца копировать?
— Да, было такое! Был замечен, скажем так, но он не Анатолий Анатольевич! Это все выглядело неправдоподобно. Мне в это было тяжело поверить. Когда заходил в раздевалку Капский-старший, ты по первому шагу понимал, что примерно сейчас будет! Оставалось только голову опустить вниз, потому что либо ты получишь, либо от кого-то отскочит. Андрею, все же, нужно было собой оставаться.
— С Андреем Анатольевичем есть у тебя сейчас какое-то общение?
— Нет. Но когда я уходил, мы попрощались нормально.
— Как там сказал Алексей Риос… У него только в футбольном симуляторе может получиться?
— Ты пойми, тяжело после такой трагедии резко прийти в команду, когда ты о ней в принципе ничего не знал, разве что по рассказам. Мое мнение, касательно БАТЭ, могу повторить еще раз, Андрей доверился не тем людям. Я знаю людей, которые были готовы помочь ему, но почему-то он от них отказался.
— И этих людей в БАТЭ сейчас нет?
— Нет!
Травма и Олег Дулуб
— Кстати, а это правда, что Олег Дулуб негативно повлиял на твою карьеру?
— Нет, почему? Что за глупости?
— Просто говорили, что он не верил, что у тебя есть травма и тем самым все только лишь усугубил.
— А, вот ты к чему! Это правда, такое было! Он не верил мне, что травма есть, но мне потом уже никто не верил, потому что на снимках ничего не было (смеется). Но если говорить про тренировки, то у Дулуба они были лучшие для футболистов.
— Ничего себе, а говорят, что из-за него ты потом чуть ли не год пропустил.
— Я говорю сейчас только про тренировочный процесс, сборы и так далее.
— А в чем это заключалось?
— У него не было беговой работы, не было больших объемов. Все на маленьком пространстве и всегда с мячом. Ты даже по кругу не мог пробежаться без мяча. Он всегда говорил, что мы не легкоатлеты, а футболисты. Сначала это настораживало, потому что не было больших дистанций и бега, но самое интересное: ты выходишь на игры после предсезонки — и нормально все!
Ты себя физически чувствуешь очень хорошо, на маленьком пространстве, чувствуешь партнера, соперника за спиной. То есть только потом начинаешь осознавать, для чего все это было. С другой стороны, он ведь ушел быстро, поэтому кто его знает, может, такая подготовка дала бы спад в середине сезона.
Неподписанный контракт с "Генчлербирлиги" завершение карьеры
— Ты находишься в прекрасном для мужчины возрасте! Думал о том, чем будешь заниматься после карьеры игрока?
— Думал, конечно! Но пока играю в футбол и заканчивать не собираюсь! Я читал некоторые статьи фантастические, говорят, что я собираюсь завязывать, но это глупости, конечно. Мне здоровье еще позволяет, себя хорошо чувствую, поэтому таких планов нет. Может, я еще уеду куда-нибудь, кто его знает!
— Вот, кстати, вопрос по этому поводу. Ты в своем поколении один из наиболее талантливых футболистов, почему у тебя, по сути, не было легионерской карьеры?
— Были варианты, но в то время уезжать из БАТЭ, менять такой клуб на что-то не хотелось. Предложения были и за границей поиграть: Турция, ОАЭ… В Турцию не поехал из-за травмы, а от остальных вариантов я отказался.
— Турция… Это где-то год 2017-й?
— Да, тогда они договорились с Капским о трансфере, и я должен был лететь на медосмотр, но отменил все из-за травмы. Хотя некоторые люди говорили мне лететь и проходить, а потом сказать, что болит. Но я отказался, ответил, что это не по-человечески и потом все обязательно вернется.
— То есть ты мог с турками заключить хороший контракт, обманув их?
— Да, хороший контракт на много лет, а потом просто сказать, что мне болит. Но я не мог так поступить. И сказал им, что вы делайте, что хотите, но так не будет.
— А что это была за команда?
— "Генчлербирлиги". Там, где Политевич играл. Высшая лига Турции, и Серега уже был там. Я и с ним тогда часто созванивался. Но, опять же, такие поступки не соответствуют моим качествам. Это же предательство.
— А честно туркам нельзя было сказать до подписания, может, их бы это устроило?
— Проблема в том, что не было понятно, что это за травма. Я просто сказал агентам, чтобы они передали информацию, а сам поехал лечиться, потом вся эта история заглохла.
— Хорошие деньги в контракте были прописаны?
— Да, очень хорошие.
— Больше, чем платил БАТЭ?
— Да, конечно!
— В несколько раз?
— Да!
— Хорошо вам тогда платили…
— Так никто же не знает, сколько нам платили… (смеется) Нормально.
— Ты после футбола можешь себе позволить не работать?
— Да, могу.
— А кем ты себя вообще видишь? Тренером?
— Нет!
— Почему? Качеств не хватает?
— Нет, жена говорит, что качеств хватает, просто опять в это все окунаться…Тренировочные процессы, сборы, я вижу, как ребята сутками занимаются. Я и так из-за этого с семьей, с ребенком мало времени провел. Возможно, я уже устал от этого всего. Тем более вижу, как работают молодые тренеры, и не хочу так.
— Плюс ответственность.
— Да, ты всегда кому-то должен, ты всегда под ударом! Опять же, я пока так не хочу.
— Выиграл — носят на руках, проиграл — увольняют.
— Да! Тренер всегда под прицелом. Если ты главный тренер, конечно, если ты помощник, тебя могут и не знать.
— Но мне кажется, что ты человек достаточно стрессоустойчивый?
— Нет, я абсолютно спокоен. В этом смысле, я бы мог быть тренером, но пока себя там не вижу.
— А путь Станислава Драгуна?
— Вот этот путь мне больше нравится. Где-то что-то решать. Где-то кому-то помогать…
— Связи ведь, наверняка, есть в футболе?
— Есть, конечно, поэтому такой вариант мне больше подходит.
— А агентом стать не хочешь?
— Повторю фразу одного человека, который мне как-то сказал: "Когда ты агент, тебе постоянно кого-то нужно обманывать: либо футболиста, либо клуб". И я с этим полностью согласен. И работать я так не смогу.
— А ты сейчас, возможно, где-то обучаешься?
— Нет. Я сейчас сконцентрирован на футболе.
— А завершать ты собираешься в Бресте?
— Жизнь такая, в ней все может произойти. Сегодня я здесь, завтра закончился контракт — и я уже в другом клубе. Кто его знает, может, через месяц за границей окажусь.
— Строго к себе относишься, для того чтобы быть на уровне в 35?
— Не всегда. У всех есть слабости какие-то… Но штрафов у меня никогда не было за нарушение режима! Я получаю от тренировок удовольствие. Я и жене сказал, что закончу, когда перестану получать удовольствие.
— У тебя семь чемпионств, на восьмое готов замахнуться?
— Честно, не считаю… Тем более очень много факторов должны сойтись…
Чего Бресту не хватает для медалей?
— Говорят, сегодня у Бреста есть все для этого?
— Да! У Бреста точно есть все для этого! Но постоянно чего-то не хватает. Для футболистов созданы все условия…
— Чего не хватает?
— Чего-то: то другие команды мешают, то еще что… (смеется)
— В этом году на что можно рассчитывать?
— Только не то место, на котором мы находимся. Я уже говорил про середину таблицы.
— Но вы пока не в середине.
— Да, пока мы боремся за тройку, но главное не оказаться в середине…
— В конце любимый вопрос: наш чемпионат стал слабее?
— Хорошо, когда появляются такие команды, как "МЛ Витебск", куда приезжают хорошие футболисты. Плюс Жодино, Гродно, "Славия", "Динамо-Минск". Это команды, с которыми интересно конкурировать, матчи с ними особенные. И чем больше будет таких клубов, тем сильнее и интереснее лига.
— Без хороших легионеров наш чемпионат тоже слабее становится?
— Да!
— Молодым они нужны для прогресса?
— Легионеры нужны для того, чтобы все футболисты местные росли, не только молодые. Ну, это при условии, что легионеры сильные, а они должны быть сильные. В тот же БАТЭ, может, и не всегда попадали, но приезжали в основном очень сильные легионеры. Ты смотрел и понимал — другой уровень. Иванич за миллион, кому скажи теперь, Кежман тот же. Ты подмечаешь, как они себя ведут на тренировке, до и после и понимаешь, что это круто, учишься, перенимаешь опыт. Легионеры нужны обязательно, но легионеры сильные!
— А какой город в Беларуси для тебя родной?
— Мне Брест нравится… Но я не скажу, что он родной, родной город у меня в Казахстане. А в Бресте родители, жена. Хотя я и приехал сюда в Пинск, Брест мне очень нравится своим спокойствием.
Михаил Гордейчук: "В сборную не хочу, мне 35 лет"