Ковалевич дал большое предновогоднее интервью

Игорь Ковалевич: "Футболисты стали богаче деньгами, но дешевле душой"

Лучший тренер Беларуси-2023 рассуждает о поколениях, трезвенниках и пьяницах в футболе, а также рассказывает, как его дед чуть не осуществил первый трансфер внука за тюк соломы

В уходящем году главный тренер гродненского "Немана" Игорь Ковалевич праздновал 55-летний юбилей и в одном из своих зимних интервью признался, что задолжал Гродно, пообещав выиграть с "Неманом" что-то существенное. Все ждали победы в Кубке страны, но там случилась неудача — и клубу пришлось идти к успеху по длинному пути. Спустя 21 год гродненцы снова с серебряными медалями чемпионата Беларуси, а Ковалевича признали лучшим тренером страны. Безусловно, в "Немане" многое завязано на харизме Игоря Николаевича. Именно о ней и будет в основном предновогоднее интервью нашему сайту. Ведь о футболе в чистом виде уже многое написано и сказано. 

— Игорь Николаевич, вокруг вас сейчас очень много разговоров о футболе, о серебряных медалях "Немана", о вашем титуле лучшего тренера страны. Давайте немного шире посмотрим на жизнь. В уходящем году вам исполнилось 55 лет. Когда остаетесь наедине с самим собой, какие-то промежуточные итоги жизни подводите? Собой, в целом, пока довольны?

— У меня не так много достижений профессиональных. Хорошая семья, растет сын. А сам не изменился на протяжении этих лет.

Знаете, когда приезжаю в свою деревню, захожу в школу, встречаюсь со своими одноклассниками, которые там работают. Они мне говорят: "Кова, ты каким был в 20, таким же остался в 55". Вот вам оценка со стороны, и с ней согласен. Да, мы стареем, но возраст ни на что не влияет.

5vqfb9lckny.jpg

— Различные дисциплинарные комитеты вас пытаются в определенные рамки поставить: штрафы и дисквалификации часто преследуют. И это все на виду, так как являетесь медийной личностью. Хотелось бы услышать, каким были подростком...

— Рос в Антополе у бабушки с дедушкой. Помню, когда за наш поселок играл, четыре председателя соседних колхозов приехали на наш "падворак" и попросили, чтобы выступил за их команды. Обещали дедушке тюк соломы или что-то такое...

— Вы уже тогда впечатляли своими бойцовскими качествами?

— Всегда на поле дрался. У меня же нет особых данных, техники... Тренер скажет выполнить то и то — делал. Как-то журналист Сергей Новиков написал, что я был очень надежным человеком, и это ценилось. Не мог же играть, как Сергей Карпович: подключаться, импровизировать и так далее... А вот надежно закрыть позицию умел. Юрий Анатольевич Курненин еще в Бресте говорил: "Отобрал мяч — отдай своему и не мешай играть". Я особо и не мешал.

Но помню как-то в 1992-м играл вместе с Сашей Грищенко опорным полузащитником и решился на импровизацию: побежал вперед созидать. А здоровье у меня было очень хорошее: мог и три игры выдержать. Потом мне Курненин еще раз сказал: "Не мешай людям играть в футбол. Видишь, в каких мы майках играем? Отдай ближнему и спрячься, чтобы тебя не видел".

— А сельская жизнь вас не захватила? И как вы из деревни в профессиональный футбол попали? В те времена это ведь непросто было сделать...

— У меня папа военный, поэтому, пока окончил десять классов, поменял пять школ. Можете себе представить, с чем приходилось столкнуться...

Сейчас таких деревень, наверное, уже нет. У нас был тренер-энтузиаст. В нашу деревню к нему на секцию приходило человек 40, с окрестностей в том числе! Чтобы хорошо выглядеть на районных соревнованиях, покупали за два рубля чулки — гетр же не было... Благодаря такому одержимому футболом человеку, Валерию Константиновичу Якимову, мы и играли. Слушались его беспрекословно. Наказание у него было серьезное за проступок: брал кеды с резиновыми шипами (сейчас такую обувь уже не делают) и как "вклеит" раз 15... И все терпели — до сих пор с благодарностью вспоминают.

Что касается труда, работ в деревне, то умею все. Ходил за плугом, навоз выбрасывал из-под животных, зерноток обязательно присутствовал в моей жизни летом... Корову только доить не умею.

— В знак благодарности своему первому тренеру вы сейчас приглядываете за его сыном — полузащитником "Немана" Андреем Якимовым...

— Он такой же деревенский, как и я. Отец его в МТЗ-РИПО отправлял. Там они с Зубовичем были. А взял его к себе в Новополоцк в 16 лет. Он там школу заканчивал. Все, что он имеет, Андрей заслужил сам.

c7n3hovzwyj28rwc2dddzjunxjblvsyo.jpg

— Находясь в зрелом возрасте, вы не стесняетесь в выражениях, платите штрафы. У вас такой образ брутального мужика. И не только образ… Такой вы и есть, как рассказывают футболисты. А в детстве таким же шебутным были?

— На учете в милиции не стоял. Меня хорошо воспитывали мама, папа и особенно дедушка с бабушкой. Не имел права на ошибку, хотя дрались иногда деревня на деревню. Сам свои бойцовские качества оценивать не буду, но случалось, что и с цепями выходили...

— Вы в командах были эдаким дядькой, тренером уже работаете продолжительное время... То есть, можно сказать, воспитали не одно поколение футболистов. Они, конечно, всегда разные, но чего вы никак не можете понять в поведении современных молодых ребят?

— Не могу осуждать других людей. Но рассуждаю иногда на эту тему... Возможно, современные ребята стали богаче деньгами, но дешевле душой. У нашего поколения было иное восприятие жизни. Мы знали, что на нас придут посмотреть люди, и порой на полную играли за "кусочек сыра". Не было денег, но на стадионе 10 000 зрителей. И никто о финансах не заикался, выходили и оставляли все силы на поле. Сейчас по-другому... Но современная молодежь имеет право на это.

— Чего вы не приемлете в своих командах?

— В принципе, футболисты могут себе позволить все, что хотят. Но могу увидеть какие-то действия или услышать какие-то слова, и они поймут, что сделали непозволительную ошибку. А так у нас демократия в коллективе. (смеется) Никого не предупреждаю: все умные люди, понимают с первого взгляда.

— В нынешнее межсезонье вы на виду, впереди снова еврокубки, увеличивается бюджет клуба... Очереди из футболистов стоят в "Неман"?

— Хотят в тот микроклимат, который создан в "Немане". Возможно, даже не ко мне... Желающих приехать в Гродно, в клуб, много. Это заслуга всей администрации. Почему? Потому что порядочные люди. При нынешнем руководителе все четко, вовремя, хотя деньги не такие большие. И все знают атмосферу в команде. Повторюсь, желающих очень много.

1.jpg

— В ваше время футбол был социальным лифтом. Все хотели играть, чтобы выбиться в люди. А сейчас все чаще слышу, что даже способные парни и их родители выбирают учебу: им такое занятие, как футбол, уже не нужно. Хотят занятие полегче… И вообще, кажется, что людей в футболе становится меньше, чем раньше.

— Меньше людей в футболе не становится. Об этом могу судить по Гродно. Там футбольный бум, многие ведут детей в секции.

Но есть нюанс. Родители должны оставлять своих детей возле порога футбольной школы. Дальше им нельзя: все решает тренер. Там он родитель.

Был в Англии. Даже дети богатых родителей выполняют эти условия. Миллионер тоже должен отдать своего ребенка тренеру и идти домой. Все должно определять только футбольное поле. Если кто-то думает, что его или его ребенка незаслуженно не поставили в состав, то есть же рядом другие команды: идите и проявляйте себя там. Но за мою практику еще никому из "недооцененных" не удавалось в ином месте проявить себя лучше. Возможно, лишь пара исключений была в этом правиле...

И когда футболисты или их родители говорят, мол, нужно поднять зарплату, выполнить такие-то условия... Им отвечаю: "Иди в соседнюю команду и там поднимай". Мы ведь тратим государственный бюджет, не свой даже...

— Ваши команды отличаются именно определенными человеческими качествами: там собраны в основном бойцы и работяги! Говорят, в подкаты головой могут пойти... А более осторожных, ленивых или же инфантильных, но талантливых парней пробовали тренировать?

— Конечно, пробовал. Если навскидку сейчас вспомнить, то очень талантливым был Саша Дегтярев из Витебска. "Тюлень" такой, на чистых мячах играл. И то нам удавалось его встроить в командный механизм. Талантливый, жалко, что не реализовал себя полностью. Юру Алещенко могу еще вспомнить, Юру Мархеля...

— Вам приходилось под игроков подстраиваться?

— Никогда не пойду на условия спортсменов. Они сами понимали, что есть коллектив и есть требования. Валера Стрипейкис, Игорь Трухов, Дима Комаровский могли быстро объяснить, что в команде нет места гнидам. И в моих их практически не было.

2.jpg

— Профессиональный спорт подразумевает определенный режим, но все мы знаем, что даже в топ-клубах он порой нарушается. В "Немане" за сколько дней до матча футболист может себе позволить алкоголь?

— Футболист не может себе позволить плохо играть. Поймите, с игроками же не ночую. Откуда знаю, чем они занимаются вне тренировочного процесса? Но не думаю, что кто-то за день до игры может себе позволить.

Вот иногда говорят, что Савицкий выпивает... Но он не пьяница! Однажды пришел с запахом, так ему предъявил, мол, что же ты делаешь?! А он попросил дать ему мяч и из десяти ударов восемь положил в девятку. Желающих повторить подобное не нашлось...

Поэтому не нужно говорить о трезвенниках в футболе, нужно говорить о людях, которые делают результат. Все определяет поле. Можно поставить в состав десять трезвенников, но лучше я поставлю восемь полупьяных, потому что они сделают результат. А рассказывать и советовать можно всякое...

Пол Гаскойн вот чуть самолет не перевернул однажды, когда Англия летела домой с чемпионата мира. Он мог нарушить, но сколько хорошего принес!

— То есть давление в команде перед тренировками вы не измеряете?

— Никогда в жизни. Мне удалось поиграть под руководством легендарного и самого знаменитого тренера нашей страны — Эдуарда Васильевича Малофеева. Так он в "Тюмени" по взгляду определял, кто вчера из команды чем занимался: "Хорош. Хорош. Хорош. Было!"

Тоже обхожусь без измерения давления. Все видно и так.

3.jpg

— Известно, что вы самый жесткий защитник в истории нашего футбола. Скольких соперников вы "сломали"?

— Особо не ломал... Когда играл против серьезных нападающих Александра Вяжевича, Пети Качуро и других, у нас не было "шухера на вокзале". Без перепалок обходились. Но бывали и другие случаи, когда люди уезжали в больницу...

— Жалеете теперь об этом?

— Я — добродушный человек. Помогал им после неосторожных подкатов своими связями с хорошими врачами.

— С трибун болельщики, конечно, слышат некоторые фразы футболистов, но очень многое же не долетает. Знаю, вы были мастером вести психологические разговоры с быстроногими нападающими: советовали им перейти на другой фланг…

— Не стращал — просил... Были эпизоды, когда люди отказывались выходить на матч. Фамилии называть не буду... Такие "просьбы" озвучивал в возрасте 32-35 лет. Ведь первое, что у футболиста уходит, это скорость. Хоть ты на велосипеде за этим нападающим поезжай... Все равно не догонишь 20-летних пацанов. Говорил таким после первого жесткого подката: "Походи там, на другом фланге, не балуйся..." (смеется).

— Расскажите, как вы со своей женой познакомились?

— Играли со "Спартаком-Левски" на Кубок УЕФА и летели с "Белшиной" на чартерном рейсе. Она там стюардессой работала. Так и познакомились.

— Знаю, что она сопровождала многие белорусские футбольные команды на таких вот чартерных рейсах. Но влюбилась именно в вас...

— Получается так. Познакомились, прилетели в Минск и поженились.

— Считали, сколько штрафов вы заплатили как игрок и как тренер?

— У меня даже есть все выписки с той поры, как начал тренерскую карьеру. В общей сложности 20 тысяч долларов...

57.jpg

— Это сейчас у вас брутальный вид, а раньше Игорь Ковалевич носил длинные волосы. Так понимаю, что сейчас лояльно относитесь к внешнему виду игроков? Ведь  разные тренеры есть... Некоторые считают, что, если игрок часто поправляет прическу во время матча, он теряет концентрацию.

— Думаю, что это не от большого ума. Есть человек — он выполняет свою работу. А как при этом выглядит, не столь важно.

— Кто самый талантливый белорусский футболист, с которым вы работали и который так и не раскрылся?

— Наверное, назову Сашу Татарникова из Лиды. 1986-го года рождения. У него тяжелая судьба, без родителей рос. Талантливейший человек, в Новополоцке у меня играл. Рано закончил, и, возможно, я ему чего-то недодал. Или он недопонял.

— Медали чемпионата Беларуси у вас были и в 1992-м, и в 2002-м. Сейчас вот тренерская. За эти годы наш футбол сильно изменился в плане профессионализма? И как у нас с этим сейчас?

— Каждое поколение считает, что оно было лучшим. Смотря на то, какими категориями оперировать. Что такое профессионализм? Это деньги, уровень мастерства или любовь болельщиков?
Вот когда-то давно Георгия Кондратьева из минского "Динамо" убрал Эдуард Малофеев. Тот отправился играть в Одессу, в "Черноморец". Так вот, Кондратьеву там чего-то не дали по контракту, и он собирался уезжать. И, чтобы этого не случилось, перед местным спорткомитетом собрались 50 тысяч болельщиков с требованием оставить нападающего в Одессе. 50 тысяч!

Рассуждать о профессионализме в разрезе поколений не совсем правильно. Сейчас такую ситуацию невозможно представить, а если вспоминать, как любили футболистов до Кондратьева, во времена Мустыгина и так далее, то тем более.

— Сейчас наш футбол в кризисе. Очень мало качественных игроков, немного денег, чтобы легионеров пригласить. Дом футбола сначала избрал тактику максимального благоприятствования молодым, сейчас лимит убирают вроде бы. Вы, знаю, против лимитов. А как стратегически видите развитие нашего футбола в современных условиях?

— Считаю, что белорусский футбол недооценен. Мы все критикуем. Но хочу напомнить, что только наша страна играла на Олимпиаде в футбол. Ни Россия, ни Украина, ни другие страны постсоветского пространства. Белорусскому футболу не нужны какие-то вмешательства. К нему нужно классически и честно относиться, и все будет хорошо. Детские тренеры и ребята у нас есть. Просто нужно не мешать. Прошлая команда в АБФФ что-то перепутала и откатила наш футбол на лет 15 назад. Нынешней команде нужно дать свободу тренерскому штабу, регулировать и направлять процессы.

9.jpg

— Давайте про лимит на молодых игроков поговорим. Как бы вы на него посмотрели, если бы возглавляли, к примеру, молодежную сборную? Если бы у вас парни сидели в клубе без практики или в первой лиге выступали? Как с такой диспозицией добиваться результата? А так лимит как минимум дает шанс молодым. И дальше уже дело за ними.

— Поясню. Молодежь — это парни 19-20 лет. Чтобы была сильная команда, то 40 человек этого возраста не надо: хватит и 15. Думаю, без лимита 15 человек мы найдем, и это будет сильная команда. Зачем эта искусственность? В 1982-м году минское "Динамо" выиграло чемпионат Союза при среднем возрасте 23 года. Нам этот лимит не пригодится. Да, молодые подпишут контракты, а дальше что?

Вот у меня Пархоменко в Гродно играет без лимита. Он заслужил место в конкурентной борьбе. И таких мы по Беларуси найдем 15 человек.

— Вы уверены, что остальным помогать не надо и из них не вырастет игрок высокого уровня?

— Уверен на 100 %. Помочь они могут лишь сами себе.

— Психологически лимит действительно пагубно сказывался на ребятах? Они были уверены, что их поставят в состав, и поэтому снижали требования даже в командах Ковалевича?

— Да. И прививание психологии бойца не поможет. Ты вынужден его ставить! Зная, что рядом сидит футболист сильнее... И у тренера нет выхода, когда молодой знает это, но не борется. Поэтому правильно лимиты убрали.

Тренировал молодежную сборную — хочу подчеркнуть, что нынешний созыв по составу один из самых сильных за всю историю Беларуси. И здесь не нужно ходить к бабке в огород.

— Так они при лимите играют...

— Не согласен. Они лидерами в своих клубах были!

— Перейдем к межсезонным делам в "Немане". Миграция в команде будет большой, учитывая, что спрос на игроков есть?

— С директором клуба условились, что все разговоры с другими клубами ребята ведут до 20 декабря. К этому дню они должны определиться. Но знаю уже, что Алыкулов не уйдет: у него контракт и серьезные отступные. А Шукуров покинет Гродно. У Пархоменко контракт, и за него нужно платить компенсацию, хотя предложения у него есть. У Карповича соглашение с "Неманом" закончилось, и его сохранить будет тяжело.

— У руководства города и области есть понимание, что команда нуждается в инвестициях? Ведь и еврокубки ждут, и планку ожиданий снижать не хочется.

— Команда в любом случае выступит достойно. Соответствующе представим и город, и страну. Нам просто нужно время, чтобы разобраться, кто идет с нами дальше.

— Из теории и методики тренерской деятельности известно, что команду обязательно для конкуренции нужно обновить, чтобы внедрить в нее голодных до побед игроков. И так удается ликвидировать пресыщенность у старожилов. И нужно найти в себе смелость распрощаться с теми, кто не тянет, несмотря на заслуги.

— На моей практике еще не было такого, чтобы игроки были "сытыми". Даже если мы что-то выигрывали. Поэтому за это не переживаю.

6.jpg — Давайте завершать интервью философскими вопросами. Друзей у вас много?

— Думаю, своими поступками в жизни заслужил, чтобы мне подали стакан воды в старости. А много друзей или мало? Достаточно. В основном, они живут ближе к Бресту. В Гродно мои истинные друзья — это Саша Сулима, Андрей Скоробогатько, Виталик Надиевский, Дима Борисейко. Думаю, они своего "батьку" не сдадут и не бросят в беде.

— Вы себя можете назвать счастливым человеком?

— Да, я счастливый человек. Хотя бы потому что вот вчера мой сын пришел из школы, меня обнял и сказал: "Папа, я по английскому получил десятку". Какое еще счастье надо? Поэтому поздравляю всех с наступающими новогодними и рождественскими праздниками и желаю счастья и здоровья!

1702418664fc1537dc-4ca2-476f-b1e8-4a0f38d6e776-800x450.jpg Фото: ФК "Неман"

Автор: Николай Стуло

Поделиться