Андрей Горовцов стартует как главный тренер команды высшей лиги

Горовцов: "Может, молодёжке ещё прощальный матч в мою честь провести?"

Большой разговор со специалистом о минувшем неполном сезоне, подготовке к чемпионату 2024-го года и увольнении из молодёжной сборной

Андрей Горовцов впервые в своей карьере готовится стартовать в чемпионате страны в качестве главного тренера команды высшей лиги. В прошлом сезоне специалист принял "Гомель" в середине сезона после отставки Владимира Невинского. Год 2024-й для Андрея Валерьевича — знаковый. Это будет первый чемпионат, когда тренер, проведя с командой полноценную предсезонку, выведет её на стартовый поединок в элитном дивизионе. Накануне важной вехи в судьбе специалиста, поговорили о минувшем неполном сезоне, подготовке к чемпионату 2024 года и увольнении из молодёжной сборной. 



Если не чемпионство, то смысл во что-то "впрягаться"?

— Андрей Валерьевич, перед тем, как поговорить о делах нынешних, хотелось бы закрыть вопрос о сезоне прошедшем. Это был ваш неполный сезон во главе команды. Насколько вы удовлетворены его итогами?

— Если говорить с точки зрения результата, мы могли лучше. В концовке чемпионата были неудачные игры с Брестом и Слуцком в меньшей степени, а игра с "Ислочью" была для нас определяющей в борьбе за медали.

— То есть вы считаете, что эта игра "отцепила" вас от борьбы за медали?

— По сути, да. Мы потеряли всякие шансы на награды.

— Грядущий сезон для вас — возможность впервые начать его самостоятельно в высшей лиге. Перед собой задачи ставите какие-нибудь?

— Я уже где-то говорил и повторюсь, что хотелось бы занять место выше прошлогоднего. Всё покажет сезон. Сложно что-то говорить в предсезонке. Да, безусловно, мы хотим быть в тройке, каждый из нас хочет стать чемпионом. Это понятно. Если этого желания нет, смысл выходить на поле? Смысл во что-то впрягаться? Я не люблю загадывать...


— Но лично перед собой же задачи какие-то ставите?

— Хочу, чтобы за эту команду болели, переживали. Чтобы команда заставляла болельщиков за неё переживать. Лично для меня, первична игра.

— Но место в таблице тоже ведь играет не последнее значение. За последнюю команду чемпионата гораздо меньше людей придёт поболеть, чем за коллектив, сражающийся за вершину?

— Больше да, чем нет. Всё так относительно. Но, на мой взгляд, всегда первична всё же игра. В первую очередь, именно зрелищный матч способен привести болельщиков на трибуны.


Конечный результат будет зависеть от того, как мы сработаем на рынке

— Как проходит предсезонка?

— В основном мы работаем в Гомеле. Сейчас сбор в Витебске. Пока никаких нареканий лично у меня нет. Случаются какие-то болезни, травмы, но это неизбежно у любой команды.

— Посвятите в процесс предсезонки. Помимо физических нагрузок, проходите какие-либо тесты, углубляетесь в психологию?

— С психологией работали в меньшей степени. Тестирование провели в Гомельском госуниверситете имени Ф. Скорины, за что им огромное спасибо. Они всегда идут нам на встречу. В этом плане у нас работа проведена. Никаких срывов в тренировочном процессе пока нет.


— В плане состава "Гомель" потерял много ключевых игроков…

— Не стоит пока посыпать голову пеплом. Я бы сразу сказал, что мы ещё не до конца укомплектованы. Результат комплектования сможет указать, то, во что мы будем играть. Конечный результат будет зависеть от того, как мы сработаем на рынке.

— Есть грань желаемого и возможного. Сколько подписаний можно ожидать болельщикам клуба и на какие позиции?

— Хотелось бы ещё 2-3 человека (интервью записывалось до официального объявления о подписании "Гомелем" Романа Давыскибы, — прим. Sport5.by). В большей степени хотелось бы укрепиться в линии атаки.


Борисов смог дать Игнатьеву какие-то вещи, которые мы не в состоянии были дать

— Пожалуй, вопросов не возникает лишь во вратарской линии?

— По вратарям у нас, действительно, вопросов нет. Эта линия полностью укомплектована. В сезон заходим с тремя вратарями: Клещуком, Нечаевым и Ковалёвым.


— Клещук — стопроцентный первый номер? Или видите двух новичков-вратарей примерно равными?

— Пока рано говорить, кто из них будет первым номером. По ходу предсезонки Стас немного приболел. Какой-то небольшой период пропустил. Они плюс-минус вратари одного уровня. Кто-то в одних компонентах сильнее, кто-то — в других. Не исключаю ситуации, что по ходу чемпионата мы будем их чередовать в старте. В этом вопросе полностью доверяю нашему тренеру вратарей Владимиру Рыжченко. В большей степени он будет определять, кто будет выходить в рамке.

— Ещё с прошлого нашего интервью показалось, что вам импонировала игра молодого Владислава Игнатьева, который вернулся после окончания аренды в БАТЭ. Раздосадованы его уходом?

— Не скрою, мы хотели сохранить Влада. И у самого игрока было желание, но там всё определял БАТЭ. Объективно, Борисов смог дать ему какие-то вещи, которые мы не в состоянии были дать.

— Речь о финансах?

— Нет, не в них. Не хочется об этом говорить, но эта история не про финансы. Плюс-минус по ним сейчас практически все в одинаковом положении. Более или менее после прошлого года состав сохранил только "Неман". У остальных есть чувствительные потери.


Новички и "бывшие"

— Чью активность у соперников по чемпионату отметили бы на рынке?

— Жодино укрепляется прилично. У них и в том году был достаточно крепкий коллектив.

— "Славия" неплохо подписала…

— Ну, туда же не приехал Мбаппе или Неймар.

— Соловей приехал к Биончику. Учитывая их прошлое сотрудничество, из этого что-то да может получиться...

— Да, Соловей к ним приехал. А к нам приехал Грищенко, Пухов, Заяц. Это тоже качественные футболисты.


— Учитывая ваш бэкграунд с Андреем в "Локомотиве", не рассматривали вариант воссоединения связки Козловский — Соловей?

— Даже в "Локомотиве" они не всегда играли в связке. Плюс это было уже очень давно, да ещё и в первой лиге. Поэтому, говорить об этом не вижу смысла. Не рассматривали этот вариант ещё и потому, что с Ильёй Грищенко мы договорились уже давно и у нас есть три нападающих: Эффаге, Козловский, Грищенко. Большой вопрос ещё, как мы будем играть: в одного-двух-трёх нападающих… У меня больше вопросов сейчас по фланговым форвардам, вингерам.


— Что касается Грищенко, я присутствовал на стадионе на Семашко, на матче, где он получил жуткую травму. Обычно после такого игроки долго восстанавливаются не только физически, но и психологически. Насколько игрок уже готов идти на контакт, вступать в единоборства?

— В этом плане к Илье нет вопросов. Нужно только чтобы он вернул свой игровой тонус. И предсезонные игры и тренировки в этом не помогут. Нужны официальные матчи. В чемпионате это всё придёт, уверен в этом.


— Как появился вариант с Павлом Назаренко?

—  Это на 100 процентов заслуга нашего спортивного директора Виктора Бореля. Он нашёл вариант с Павлом и договорился с игроком. В целом, хочу отметить, что Виктор Васильевич огромную работу проводит в плане селекции. Хочется сказать ему большое спасибо за это.

— В это межсезонье в "Гомеле" — возвращение. Домой вернулся Евгений Барсуков.

— Женя – качественный футболист, он нам сильно помогает. К нему вопросов не будет. Думаю, в раздевалке и на поле он нам очень поможет. Плюс, он может сыграть на разных позициях. Знаешь, есть такие футболисты: им скажешь сыграть в воротах, они сыграют. Отдадут все силы для того, чтобы команда победила. Он из этой категории.

— Есть в "Гомеле" ещё одно возвращение. Игорь Заяц играл в яркой команде Биончика и многие болельщики запомнили его самоотверженное спасение ворот в кубковом матче против "Шахтёра". Ценой травмы Игорь предотвратил верный гол Дарбо. Это был один из важных моментов на пути к завоеванию Кубка страны. Думаю, болельщики это помнят и с радостью встретили новость о трансфере игрока.

— То, что Игорь — боец, в этом никаких сомнений никогда не было. Ни у меня, ни у кого-либо ещё. Но мы, когда его приглашали, смотрели немного на другие качества. У этого футболиста есть непосредственно игровые качества, которые нам очень нужны.


— Но и с бойцовскими качествами всё же в команде порядок…

— У нас все бойцы. Нет в команде игроков, которые будут выходить на поле и жалеть себя. И в прошлом сезоне не было. Поэтому, на этот счёт я не беспокоюсь. Мне на данном этапе становления команды более важны игровые качества.

— Вы говорили, что рассматриваете игроков в нападение. А по защите, что скажете? В прошлом сезоне ведь, порой, очень много "Гомель" пропускал. Матчи с Новополоцком, Брестом. Взять хотя бы заключительный матч со "Слуцком", где пять пропущенных мячей было. Многовато для "Гомеля".

— Действительно, многовато для "Гомеля". Но это была конкретная игра, вырванная из серии дольно хороших матчей. Мы во втором круге много игр и "на ноль" сыграли. Получается, что в этих матчах с обороной у нас был порядок?  В игре со "Слуцком" по сути, залетало всё, что нам били по воротам. Бывает.

— Мне в памяти почему-то сидит матч на "Центральном" против "Нафтана", где нынешние игроки "Гомеля" Пухов и Давыскиба на первой минуте соорудили гол с углового при полном попустительстве защиты. В этом матче, в принципе, проходной двор был, как у одной, так и у другой команды.

— Это была первая моя игра. Она была очень эмоциональной. На первых порах хватало неразберихи. Некоторые игроки были буквально "с колёс"  после перехода в новый клуб. Меня в этом матче порадовало другое. Здорово, как ребята среагировали на это. Особо никто не придали значения этому быстрому мячу. Все понимали, что мы сильнее в этой игре. Не считаю тот мяч проблемой. Мы не можем взять в команду 10 двухметровых носорогов, чтобы те здорово играли на стандартах. Так в футболе не работает.


— Тимур Пухов теперь игрок "Гомеля". Рассматриваете его, как основного исполнителя стандартов?

— Не знаю. Тимур ещё не так много времени провёл с командой. Мы ещё это даже не рассматривали. Он не пробовал работать на стандартах. Посмотрим. Как одну из опций, при подборе футболиста, мы рассматривали исполнение им стандартов и угловых.


— Он обратил на себя внимание, благодаря этому весёлому матчу с "Нафтаном" либо ещё раньше был интерес к игроку?

— Нет, я его и раньше видел. В первом и втором круге смотрел игры "Нафтана". Он довольно ярко смотрелся в них. Особенно во втором круге. Их связка с Панюковым была интересной. Они очень неплохо дополняли друг друга.

— Поскольку, как говорите, центр нападения в клубе был сформирован давно, желания подписать связку Пухов-Панюков не было?

— Мы вошли в предсезонку уже с тремя нападающими. Поэтому, именно эту позицию специально не рассматривали. Если бы на рынке появился условный топ, который был бы нам по карману, тогда бы обратили внимание. Не скажу, что Панюков не топ. Для белорусского чемпионата он хороший нападающий. Но он зависимый, ему нужно доставлять мяч. Когда ты берёшь Панюкова, ты понимаешь, что тебе всю свою игру нужно перестраивать под него. Тогда он принесёт пользу.

— Печальная новость по Артёму Шкурдюку. В 25 лет завершить карьеру – это больно. В клубе как-то поддерживали его?

— Я с Тёмой даже лично не знаком. Когда я пришёл, в клубе его уже не было, он был на реабилитации. С ним больше общался спортивный директор. Парень принял решение закончить с футболом, видимо здоровье больше не позволяло играть. Да, это печально, когда молодые пацаны из-за травм заканчивают. Но это футбол. Когда люди в него приходят, они должны отдавать себе отчёт, что это не секция по шашкам или шахматам. Это контактный, жёсткий спорт. Надеюсь, что у него дальше всё в жизни сложится здорово. Может в футболе он найдёт себя уже в другой роли. Удачи ему.

— В нашем прошлом интервью вы говорили, что хотите расширить тренерский штаб. Что-то изменилось с тех пор?

— Пока всё осталось, как и было.


— Недавно футбольное пространство взбудоражила новость о внедрении VAR в наш чемпионат. Как вы относитесь к подобной технической революции?

— Для меня VAR – это классная вещь. Но любую хорошую идею можно испоганить. Если эту систему и вводить у нас, то нужно вводить уже в полном объёме и на все матчи. Чтобы всё было качественно и работало повсеместно в высшей лиге. Повторюсь, сама идея VAR – классная. Но к работе с ней люди должны быть готовы. Нужно качество. Всё равно окончательное решение будет принимать арбитр. Человеческий фактор нельзя исключать даже при наличии VAR. Поэтому, прежде всего арбитры должны быть компетентными в своих окончательных решениях.

Антон Лашук

— Есть ли конкретный эпизод, который у вас сразу приходит на ум, когда жалеете о том, что не было VAR?

— Далеко ходить не будем – это момент в вышеупомянутом матче прошлого чемпионата с "Ислочью". Будь там VAR, результат был бы абсолютно другим. И мы продолжили борьбу за медали.


У нас порой забывают смысл игры в футбол

— Андрей Валерьевич, с руководством планы и задачи на сезон уже обсуждали?

— Эти задачи схожи с теми, что я уже озвучил — занять место выше прошлогоднего. Но, по-хорошему, мы хотим в еврокубки. Как мы туда попадем, через Кубок или через чемпионат, не важно. Но, повторюсь, мы хотим играть в еврокубках.

— Недавно вы высказывались о том, что поддерживаете отмену правила о лимитчиках в чемпионате. Мол, некоторых футболистов-лимитчиков это расслабляло излишне. 

— Какого-то категоричного высказывания не было. Расслаблялись не все. Есть примеры, где лимит реально помогал молодым. Но, опять же, они должны понимать, что всё зависит только от них. Есть и обратные примеры, когда люди этом правиле "ездят". Как правило, они пользуются этим до достижения обозначенного возраста и всё заканчивается. Потом, оказывается, что нужно что-то делать по-другому, самому, как-то проявлять себя. А перестроить себя уже сложно. Получается классическая ситуация "как в поезде", когда ты уснул и проехал свою станцию.


— В "Гомеле" такие истории случались?

— У меня подобные истории были в "Локомотиве". В "Гомеле" такого не было. Я здесь всего полгода. В прошлом сезоне мы вопрос с лимитчиком закрыли, пригласив в команду Игнатьева. Считаю, удачно закрыли. А в этом и вовсе подобного не требуется.

У нас есть молодые ребята. Они работают, стараются. Я им сразу перед сезоном сказал, что всё будет зависеть только от них. Они не будут играть только потому, что местные и молодые. Если будут соответствовать всем необходимым мне качествам, тогда будут получать игровое время.

— Много ли молодёжи с командой на предсезонке?

— Шевченко, Савицкий, Дроздов и Семёнов – это четыре парня, которые постоянно работают. Плюс, периодически из дубля ребят мы поднимаем. Где-то у нас на матч людей не хватает, кто-то травмируется. Это для молодых тоже шанс. К сожалению, в начале предсезонки Майоров у нас получил травму. Это тоже молодой парень, на которого мы рассчитываем. Шанс есть у всех. В первую очередь эти шансы у них предоставляется на тренировках. Они должны показать, что они не слабее, чем ребята, которые старше и опытнее.

Все эти моменты ещё и здесь (показывает на висок – прим. Sport5.by). Правило лимитчика кому-то залазило глубоко в голову. Некоторые просто успокаивались: мол, зачем напрягаться, если итак попадаешь в заявку и в старт.

— "Гомель" при вас показывал атакующий футбол. Чего ожидать болельщикам в новом сезоне?

— Всё будет зависеть от того, как мы будем укомплектованы. Как мы могли показывать другой футбол, если у нас был тот же Адеола? Как я мог заставить Реймонда играть в защите? Это невозможно и незачем, учитывая то, какой у него набор качеств и то, что он умеет в атаке. Пока мы ещё в процессе становления. Будет отталкиваться от игроков, которые придут к нам.

Но мне больше нравится играть в атаку. У нас порой забывают смысл игры в футбол. Для чего эту игру вообще придумали?

— Для зрелища?

— Именно. Кому интересно придти на стадион и смотреть, как команда 70 минут стоит на своей половине поля и раз пять-семь за матч выбегает в контратаку? Может, она при этом забьёт даже несколько мячей, но мне это не по душе. Мне, лично, такой футбол мне не нравится. Футбол – это зрелище, на которое приходят люди. Если люди платят деньги, они должны получить в ответ эмоции. Даже не важно, выиграла или проиграла их команда, но она должна играть с эмоциями.


— По игрокам, находящимся на просмотре, можем говорить? Как, например, Марухин зарекомендовал себя? 

— Посмотрим, парень интересный. Но мы упираемся в лимит по легионерам. (Напомним, российский вингер Владимир Марухин не прошёл просмотр в "Гомеле" и отправился на просмотр в "Нафтан" – прим. Sport5.by)

Владимир Марухин

Может, кто-нибудь интересный появится за три дня до начала чемпионата. Всё может быть. Сейчас, тем более, закрываются трансферные окна в России, Казахстане. Наверняка кто-то не попадёт в команду.

Понятно, многие игроки ищут предложения за границей. Люди ищут место работы, где их труд будет лучше оплачиваться. Карьера футболиста ведь не вечная. И это абсолютно нормально. Тот же Тимур Пухов рассматривал различные варианты. Мы с ним давно вели диалог. В конце концов. он решил перейти к нам.


Может, молодёжке ещё прощальный матч в мою честь провести?

— В ноябре ушёл Ясинский. Получается, молодёжную сборную покинул и весь его штаб. Как восприняли новость?

— Да, ушёл весь штаб. Новость воспринялась абсолютно нормально. Результата ведь не было. Знаю, решение у Сергея Михайловича созрело не после игры с Хорватией. Насколько я знаю, заявление у него было написано ещё раньше. К сожалению, в плане результата у нас не получилось. В плане работы… Лично мне работа в штабе молодёжной сборной дала очень много. В целом, Сергей Михайлович дал мне очень многое. Получать подобный международный опыт бесценно. Удавалось видеть то, как за рубежом работают тренеры, как играют футболисты.

Не хочу вдаваться в подробности, но некоторые специалисты говорили о том, что у нас сумасшедшее поколение. Что мы с такими игроками чуть ли не должны выходить на чемпионат Европы. Даже не знаю… Начинаем загибать пальцы: греки, хорваты. Португальцев вообще в расчёт не беру – они все на порядок выше. Эти сборные, как минимум, не слабее, чем мы. Как минимум. А если разобрать более детально, что греки, что хорваты сильнее нас в каких-то индивидуальных качествах. Но по игре скажу однозначно: мы не уступили ни хорватам, ни грекам. В плане результата – да. Но по игре не уступили никому, кроме португальцев.

— По окончанию трудовых отношений кто-то из федерации что-то говорил?

— Нет, а что тут говорить при отсутствии результата?

— Поблагодарили, может, за работу...

— А за что благодарить? Может, молодёжке ещё прощальный матч в мою честь провести? Наоборот, это я хочу сказать федерации спасибо, за то, что дали возможность поработать на таком уровне.

— Сейчас в молодёжку активно сватают Яромко.

— Слухи подобные были. Но решения пока окончательного не приняли. Тут я ничего комментировать не могу.

— Немного философский вопрос. Когда читаешь новости о тренерах, регулярно попадаются и сообщения об отставках. Что хорошего может быть в такой нестабильной профессии, как тренер?

— Некоторые профессии действительно проще и стабильнее. Встал, как робот, пошёл на работу, где каждый день одно и то же. Но насколько это интересно? Не знаю... Я не представляю себя вне футбола. Да, работа тренера – это каждодневный стресс. И это самая большая проблема. Постоянно голова занята одним и тем же. Но это любимое дело и без него жизнь уже невозможно представить.

— Тренер — одна из самых незащищённых профессий. Ни один из тренеров даже на год не может прогнозировать свой заработок. Начало сезона не задалось и вот ты уже без работы.

— Это тоже проблема. Причём, проблема стран постсоветского пространства. У нас ведь как? У тренера что-то не получилось — давай, свободен. В Европе специалисты больше защищены контрактами. Но если ты здесь работаешь, ты принимаешь правила игры.

  


Фото: Игоря Степанцова, sport5.by

Автор: Игорь Степанцов

Поделиться