Белорусский арбитр Амин Кургхели, имеющий престижный международный статус рефери ФИФА, прокомментировал подготовку отечественных судей к работе с системой VAR.
— Амин, в текущий момент вы находитесь в составе первой группы белорусских судей и проходите заключительный этап подготовки работы с системой видеоассистентов рефери. Как впечатления?
— Работа с VAR — это совершенно другой уровень. Практически весь футбольный мир уже живёт этим. Нам тоже не нужно открещиваться от этого и вводить систему в наш белорусский чемпионат. Судьи — это люди. И мы тоже можем ошибаться. Хочется, чтобы VAR помогал нам и командам принимать справедливые решения в спорных моментах. Без него уже никак, это наши реалии.
— Данная подготовка работы с VAR — это ещё и подспорье для наших тренеров. Ведь имея сертификат работы с данной системой, появится возможность обслуживать международные матчи.
— Конечно. И в данный момент нам очень важно получить сертификацию на VAR. С этого года все квалификационные раунды Лиги чемпионов будут проходить с этой системой. Это автоматически лишает нас возможности работать на этих матчах. Нам остаются первые квалификационные раунды Лиги конференций, какие-то юношеские турниры на международной арене.
Хочется сказать огромное спасибо нашим друзьям из РФС за то, что они откликнулись, АБФФ — за подобный процесс обучения. Эта работа у нас проводится, и в ближайшем будущем хотелось бы, чтобы у нас появилось больше судей с сертификацией VAR.
— В Беларуси одна бригада уже имеет сертификацию VAR...
— Да, это бригада в составе Алексея Кульбакова, Дмитрия Жука и Олега Маслянко. Юрий Хомченко также ездил проходить стажировку в УЕФА, но, как я понимаю, ему нужно будет пройти обучение в ФИФА. Сужу об этом потому, что наше сегодняшнее обучение проходит на платформе ФИФА.
— Алексей и вся бригада, как старшие товарищи помогают более молодым?
— Алексей очень нам помогает. Он здесь находится в качестве инструктора, поскольку за его плечами огромный практический опыт. Он всегда готов помочь не только арбитрам, работающим в высшей лиге, но и совсем молодым ребятам из второй лиги, которые только подходят. Они без проблем могут позвонить Алексею и попросить какой-то совет. Он всегда ко всем открыт и отзывчив. За это ему огромное спасибо.
— Ещё несколько лет назад в силу дороговизны (озвучивалась сумма в миллион долларов для покрытия всех матчей игрового тура в высшей лиге) от идеи VAR отказались. Сейчас вроде федерация очень плотно взялась за это. На ваш взгляд, белфутболу нужна эта система, учитывая то, что у нас не Англия и на кону не стоят десятки миллионов долларов за судейскую ошибку?
— Я абсолютно не знаю, в какую сумму федерации обойдётся система VAR. Но, если мы её закупим с помощью каких-нибудь спонсоров, хотелось бы, чтобы и клубы обратили на это внимание, она уже навсегда останется с нами. И эта система в какой-то момент может выручить наш топ-клуб. Поможет ему выйти в еврокубки. А многие ведь знают, что участие в еврокубках приносит хороший доход. Считаю, что футбол без VAR уже существовать не может и нам тоже нужно двигаться в этом направлении.
Может быть, нам стоит закупить не всю систему сразу. Приобрести хотя бы одну-две и с ними вкатываться в сезон. В некоторых чемпионатах пошли именно по такому пути. VAR там задействовался в трёх-четырёх играх тура. Как правило в них играли топы либо команды, борющиеся за выживание. Именно в таких матчах и нужен VAR. Хотелось бы начать хотя бы с минимума. Большинство наших стадионов, думаю, готово к этому.
Сейчас мы обучаемся. После этого, надеюсь, все судьи получат сертификацию VAR от ФИФА. И уже в марте в Беларуси уже будет плюс десять арбитров, которые смогут работать с VAR, как у нас в стране, так и на международных матчах. Мы работаем над этим. Остался шаг за руководством. Насколько позволит финансовая составляющая приобрести необходимое оборудование.
— Кто будет решать, готовы ли наши арбитры в марте?
— Далибор Джурджич — инструктор из Сербии, представитель ФИФА, который нас сейчас обучает. Он будет решать, кто получит сертификацию, а кто — нет. Он очень качественно всё разжёвывает, поясняет. Его можно назвать фанатом своего дела. Да, лекции проходят на английском языке, но никаких проблем у нас это не вызывает. Мы впитываем и, надеюсь, будем готовы.
Фото: Игоря Степанцова